Венецианов Алексей Гаврилович |
|
1780-1847 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Гаврилович ВенециановЗамечательный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов родился 220 лет назад. Вначале самоучка и позже - ученик Боровиковского, Венецианов стал одним из первых портретистов простого русского человека. Его первая картина "Гумно" (1822-1823) ошеломила Петербург избранной темой: Этим полотном было положено начало целому направлению в живописи, яркими представителями которого стали Крамской, Репин, Суриков, Перов, Васнецов, Шишкин. Алексей Гаврилович не только создал целую галерею портретов русского человека ("Утро помещицы", "Спящий пастушок", "Вот-те и батькин обед", "Жнецы", "Крестьянка с васильками" и т.д.), но стал организатором художественной школы для низших сословий - крестьян, ремесленников, мещан и создал свою, "Венециановскую школу". Он умер морозным утром 1847 года, когда на крутогоре по дороге в его родную Тверь, лошади понесли... Он нашел упокоение в земле, которую воспел. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780—1847) — российский деятель культуры, живописец, почетный член АХ (1811). В 1801 — 1802 гг. служил чертежником и помощником землемера, в 1804— 1805 гг. — в канцелярии директора почт, с 1809 г. — в Лесном департаменте. С 1807 г. брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского. В 1812 г. издал (вместе с И. И. Теребеневым) серию карикатур на Наполеона I, стилизованных под народный лубок. До 1818 г. жил в Петербурге, стал общепризнанным портретистом, работавшим вне рамок академических канонов — созданные им портреты отличались жанрово-бытовой трактовкой. В 1819 г. вышел в отставку и уехал в свое имение Сафонково. Писал жанровые картины из жизни сельского быта, отличавшиеся идиллическим характером. В своем селе основал художественную школу, подготовившую более 70 живописцев. Вместе с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым содействовал освобождению из крепостной неволи Т. Г. Шевченко. Вошел в историю русской живописи как родоначальник русского бытового жанра — создал новаторские по своему значению для русского искусства картины: «Гумно» (1821), «Утро помещицы» (1823), «На пашне. Весна» (1820-е), «На жатве. Лето» (1820-е), «Крестьянская девушка с теленком» (1829) и др. Писал также картины религиозного содержания («Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря»). Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 77-78. Венецианов Алексей Гаврилович (7.02.1780-4.12.1847), русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве. В 1801-02 служил чертежником и помощником землемера, в 1804-05 — в канцелярии директора почт, с 1809 — с Лесном департаменте. С 1807 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского, впоследствии писал портреты в жанрово-бытовой трактовке. С 1811 Венецианов — почетный член Академии художеств. В 1812 вместе с И. И. Теребеневым создавал политические карикатуры на Наполеона. Уйдя в отставку в 1819, Венецианов поселился в с. Сафоновке, Вышневолоцкого у., Тверской губ., где начал писать жанровые картины из сельского быта идиллического характера. Наиболее известны картины Венецианова, написанные в н. 20-х: “Гумно”, “Спящий пастушок”, “На пашне”, “На жатве”, “Захарка”. Венецианов писал также портреты и картины религиозного содержания (наиболее значительная — “Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря”). В своем селе основал художественную школу, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев. Венецианов вместе с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым содействовал освобождению из крепостной неволи Т. Г. Шевченко. В. А. Федоров
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780, Москва - 1847, с. Поддубье Тверской губ.) - художник. Род. в семье моек. купца 2-й гильдии. В 1790-х гг. учился в Моск. частном пансионе и много рисовал в технике пастели. После окончания пансиона служил чертежником. В 1801 написал портрет матери, показав, что обладает несомненным творческим опытом и стремлением передать нетолько внешнее сходство, но и внутренний мир человека. В 1802 приехал в Петербург и дал объявление в газ. о том, что художник, "списывающий предметы с натуры настелем", готов принять заказы. В 1803 - 1806, по мнению одних исследователей, находился в Москве, по мнению других, в Петербурге учился у В.Л. Боровиковского, что более вероятно, если судить по изменившейся живописной манере В. В 1807 В. был принят на службу в Канцелярию директора почт Д.П. Трощинского, в свободное время изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 В. попытался издавать журн. карикатур, но издание было уничтожено цензурой: гнев вызвал лист "Вельможа", где В. изобразил уродливое существо, почивающее на ложе, в то время когда его приемная полна просителей: вдова с ребенком, инвалид с медалями, и др. В 1811 В. за представленные в Академию художеств "Автопортрет" и "Портрет К.И. Головачевского с учениками" стал академиком. В Отечественную войну 1812 В. был в числе авторов летучих листков, народных картинок, восхваляющих доблесть рус. крестьян и высмеивающих французоманию рус. дворянства. В 1815 В. женился, через четыре года вышел в отставку, поселился в небольшом имении, где много и счастливо работал. Его картина "Гумно" обратила на себя внимание Александра 1, пожаловавшего за нее 3 тыс. руб. В. сумел увидеть в лицах крестьян и крестьянок сложные яркие характеры, их достоинство и гордость, к-рые сумел передать с присущей ему поэтичностью. Его картины - "Утро помещицы", "Захарка", "На пашне. Весна", "Жнецы" и др. - открыли мир трепетных человеческих чувств, заставили зрителей сопереживать его героям. Журналист и основатель первого музея рус. искусства П.П. Свиньин писал: "Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему". В. создал свою живописную школу (С.К. Заренко, Ф.И. Игин, Л.К. Плахов, Г.В. Сорока и др.), сумевшую передать непосредственное и чистое чувство художника в пейзажах, натюрмортах, жанровых сценах. В последний год жизни В. работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери. Выполнив эскиз, иконы св. Макария, он поехал в Тверь по обледенелой дороге. Этот путь оказался последним. Понесшие лошади расшибли В. насмерть. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и ягодными кустами. Есть сведения, что предметом торговли были и картины, и это могло содействовать проявлению в молодом Венецианове интереса к искусству. В частном московском пансионе будущий художник получает первые уроки рисования. Приехав в 1807 году в Петербург, он серьезно начинает заниматься живописью. Венецианов становится учеником В. Л. Боровиковского, в мастерской которого работает до 1810 года. Наряду с этим он усердно изучает и копирует произведения классической живописи в Эрмитаже. К числу ранних произведений художника относятся портреты А. И. и А. С. Бибиковых (1805--1809, ГРМ). Интерес Венецианова к портрету не случаен. Именно в этом жанре в начале XIX века сказывались новаторские искания художников. Успехи молодого живописца были сразу замечены. Большинство его ранних портретов выполнено пастелью, в технике которой мало работали русские художники. Они лишены какой бы то ни было парадности, отличаются скромностью, простотой. В 1811 году Венецианов пишет одно из лучших ранних произведений "Автопортрет" (см. здесь) (ГРМ), за которое был удостоен первого академического звания -- "назначенного", а вскоре за "Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками Академии" (1811, ГРМ) получает звание академика. Столь быстрое и неожиданное признание художника объяснялось исключительно достоинствами его работ. "Автопортрет", написанный в сдержанной гамме оливковых тонов, выделялся среди автопортретов художников той поры особой беспристрастностью, непосредственностью в передаче собственного облика. Портрет Головачевского решен более традиционно, в нем присутствует некоторая дидактичность. Но, несмотря на это, трактовка образов подкупает сердечностью и теплотой. В эти же годы Венецианов интересно проявил себя в графике. Он делает попытку издать первый сатирический журнал в России -- "Журнал карикатур на 1808 год в лицах", -- в котором мечтает рисунками "содействовать исправлению нравов, воспитанию общества в лучших понятиях". Но уже первый выпуск этого издания был запрещен правительством. Предполагают, что причиной запрета явился офорт к оде Державина "Вельможа", значение которого выходило за рамки простой иллюстрации. Сатирическое изображение разжиревшего ленивого вельможи, сочувственный показ просителей -- израненного солдата, вдовы с ребенком -- сделали этот офорт произведением на весьма актуальную и острую социальную тему. К сатирической графике Венецианов не раз обращался и позднее. Во время Отечественной войны 1812 года он создал целую серию листов на злобу дня. В офортах "Французский парикмахер", "Французское воспитание" художник высмеял французоманию русских дворян, их низкопоклонство. Однако настоящее призвание художник нашел не в графике и не в искусстве портрета, принесшем ему известность. Сущность его дарования проявилась в совершенно иной области. Венецианов прекрасно это чувствовал и в середине жизненного и творческого пути нашел силы отказаться от деятельности портретиста. На одном из портретов он делает пометку: "Венецианов в марте 1823 г. сим оставляет свою портретную живопись". В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской губернии. В сорок лет он словно заново начинает работать в живописи. Его привлекали люди из народа, крепостные крестьяне, мужественно и героически сражавшиеся в войне с Наполеоном, сохранившие высокое человеческое достоинство и благородство, несмотря на тяжкий крепостной гнет. И хотя в дальнейшем художник изредка возвращался к портретам, его основные интересы с начала 1820-х годов связаны с бытовым жанром. Новый этап в творчестве художника обусловливался, однако, не случайными обстоятельствами его частной жизни. Начало XIX века было временем, когда все стремления передовых деятелей русского общества были направлены на преобразование страны, на просвещение народных масс. Именно в эти годы в Петербурге создается Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения, ставившее благородную цель: распространение грамотности среди простого народа. В этой обстановке совершился перелом в искусстве Венецианова. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Уже первые картины Венецианова в новом жанре: пастели "Чистка свеклы" (ок. 1820, ГРМ), "Жница" (1820, ГТГ) -- убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца "ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной без примеси манеры какого бы то ни было художника". Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Однако стремление запечатлеть решительно все "как в натуре" привело к некоторой сухости, статичности в изображении человеческих фигур. Картина "Гумно" открывала целую серию произведений на крестьянские темы. Русские крестьяне в изображении Венецианова -- это люди, преисполненные душевной красоты и благородства, моральной чистоты и внутренней цельности. В стремлении к поэтизации русского человека, к утверждению его высокого достоинства художник несколько идеализировал труд и быт крестьян, не показывал подлинных тягот крепостного труда. Но самый факт обращения к такой "низменной", с точки зрения официальной эстетики, теме крестьянской жизни заслуживает особого внимания. Венецианов, как никто другой из художников первой половины XIX века, смело и убежденно, с необычной последовательностью утверждал в искусстве право на изображение простых крестьян. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20--30-е годы ХIХвека. Именно в этот период появились такие шедевры, как "На пашне. Весна", "На жатве. Лето"(обе-- 1830-е, ГТГ), "Дети в поле" (начало 1830, ГРМ) и ряд этюдов. Работающие крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине "На пашне. Весна" тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника -- "На жатве. Лето" отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета -- пору деревенской страды -- со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками. К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок" (1823--1826, ГРМ). Спокойные плавные ритмы равнин, пологие склоны холмов, поросшие тонкими деревцами, одиноко стоящие ели, речка с низкими берегами -- все эти бесконечно знакомые, близкие мотивы найдены художником в родной природе. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа. В 1824 году на выставке в Петербурге были представлены картины Венецианова, вызвавшие восторженный отклик передовой русской общественности. "Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и к нашему...", -- писал П. П. Свиньин, создатель "Русского Музеума" в Петербурге. В последующие годы Венецианов исполняет множество портретов молодых крестьянских девушек: "Крестьянка", "Крестьянка с грибами в лесу", "Пелагея" (1820-е, ГРМ), "Девушка с шитьем", "Крестьянка с васильками" (1830-е, ГТГ) и другие. При всем своеобразии каждой из этих работ их объединяет стремление художника воплотить новые представления о прекрасном в искусстве, о народной красоте, одухотворенной и благородной. Однако эти полотна не принесли Венецианову признания в официальных кругах. Академия художеств не скрывала неприязненного отношения к художнику, тяготевшему ко всему "низменному, простонародному". Венецианов мечтал о месте преподавателя Академии художеств, ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи. "Однако на получение какой-нибудь обязанности в самой Академии художеств мне совершенно отказано навсегда...", -- с горечью писал он. Его стремление обучать "тысячи жаждущих" осуществилось лишь когда он создал на собственные средства художественную школу для крепостных крестьян в селе Сафонково. Венецианов сумел открыть и воспитать таких талантливых и своеобразных художников, как Н. Крылов, Е. Крендовский,А. Тыранов, С.Зарянко, Г. Сорока и многих других. Некоторые из них его стараниями были освобождены от крепостной зависимости. Ученики Венецианова расширили и во многом углубили темы и образы своего учителя, обогатив жанровую живопись новым содержанием. В 40-х годах Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин "Спящая девушка" (Горьковский гос. художественный музей), "Гадание на картах" (ГРМ), "Девушка с гармоникой" (Горьковский гос. художественный музей), "Крестьянская девушка за вышиванием" (ГТГ). Много замыслов было у художника, но внезапная смерть в 1847 году оставила их неосуществленными. Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства. Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
А.Г. Венецианов. Жница. 1820-е годы Венецианов Алексей Гаврилович - живописец (1780 - 1847). Сын дворянина, родом из нежинских греков, он сначала служил землемером и в свободное время занимался живописью: потом, переселившись в Петербург, В. пользовался уроками Боровиковского. С 1810 г. носил звание почетного вольного общника Император. акад. художеств, а с 1830 г. - придворного живописца. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Должен считаться первым, по времени, русским живописцем натуралистического направления и родоначальником русской бытовой живописи. В. был одним из деятельных членов петербургского Общества поощрения художников и, при помощи кн. П. М. Волконского, завел у себя, в Вышневолоцком уезде, нечто в роде художественной школы, в которой получили подготовку многие русские живописцы (Г. Михайлов, А. Тыранов, С. Зарянко и др. ). Произведения его кисти отличаются старанием воспроизвести природу с возможною точностью, неблестящим, но гармоничным колоритом и некоторою сухостью исполнения. Кроме деревенских типов и сцен из простонародного быта, он писал портреты и картины религиозного содержания. Из жанровых произведений этого художника лучшими считаются: "Приобщение умирающей", "Старуха-крестьянка, опирающаяся на клюку" (обе в московск. Публич. музее), "Мальчик-крестьянин, надевающий себе на ноги лапти" (в Имп. Эрмитаже), "Гумно", "Спящий пастушок" и "Помещица, занятая хозяйством" (все три в музее акад. художеств), а из религиозных картин - "Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря" (в соборе всех учебн. заведений, в Спб.). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь. Репродукции картин:Гумно (1822-1823) и Крестьянка, расчесывающая лен. (1820) Бумага, акварель. 21 х 16,2 (Собрание Твери - http://www.gallery.tversu.ru/ ) Литература:Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. Л., 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |