Вейтлинг Вильгельм |
|
1808—1871 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вильгельм ВейтлингВейтлинг Вильгельм (1808—1871) — первый немецкий теоретик коммунизма, коммунист-утопист; агитатор, пропагандист и организатор рабочих. Участвовал в работе «Союза справедливых», для которого написал в качестве программного документа брошюру «Человечество, как оно есть и каким оно должно было бы быть» (1838). Основное произведение — «Гарантии гармонии и свободы» (1842, русский перевод 1962), которое Маркс назвал беспримерным и блестящим литературным дебютом немецких рабочих. Вейтлинг стремился к созданию коммунистического общества, обеспечивающего гармонию между способностями и страстями каждого индивида в отдельности и всего общества в целом. Вейтлинг подробно рисует систему устройства этого общества, предусматривая и трудности переходного периода, для которого лучшей формой правления считает диктатуру. Ведущую роль в новом обществе, по мнению Вейтлинга, играют полезные науки. Всеми науками руководит философия. Науки Вейтлинг подразделяет на три отрасли: 1) философскую медицину, охватывающую все проявления физической и духовной жизни человека, 2) философскую физику и 3) философскую механику. Вместе с тем Вейтлинг не скрывал своей неприязни к абстрактной философии и особенно к философии Гегеля. Для пропаганды идеи коммунизма Вейтлинг широко использовал евангельские тексты, критикуя в то же время религию. За подготовку и издание «Евангелия бедного грешника» был подвергнут тюремному заключению (1843—1844). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 61.
Вейтлинг (Weitling), Вильгельм (5.X.1808 - 22.I.1871) - деятель раннего немецкого рабочего движения, один из теоретиков утопического уравнительного коммунизма. По профессии портной. В 1836 году в Париже (где жил с 1835 года) примкнул к "Союзу справедливых". В 1838 году написал для него программную работу "Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть" (рус. пер. 1906). В 1841-1843 годы вел в Швейцарии активную пропаганду идей уравнительного коммунизма, основывал коммунистические союзы, издавал ряд журналов. Книга Вейтлинга "Гарантии гармонии и свободы" ("Garantien der Harmonie und Freiheit", 1842) - первое крупное произведение немецкой социалистической литературы - сыграла большую роль в пробуждении немецкого пролетариата. К. Маркс и Ф. Энгельс называли ее блестящим литературным дебютом немецких рабочих. В 1845 году опубликовал "Евангелие бедного грешника" (рус. пер., 1907), в котором пытался придать коммунизму мистическое религиозное обоснование. В конце 1846 года эмигрировал в США, где вел пропагандистскую деятельность среди немецких эмигрантов. Во 2-й половине 50-х годов Вейтлинг отошел от рабочего движения. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили историческое значение вейтлингианства, как первого самостоятельного теоретического движения немецкого пролетариата, однако они сурово критиковали утопические и сектантские взгляды Вейтлинга, когда эти взгляды, в связи с возникновением научного коммунизма, стали служить тормозом развития рабочего движения. В. Г. Мосолов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.
Коммунистическая утопия Вильгельма ВейтлингаСреди членов «Союза справедливых» наибольшую известность снискал Вильгельм Вейтлинг (1808—1871). Он был родом из Магдебурга и рано узнал горе и нищету. Как портновский подмастерье, он много странствовал по Германии, а затем с 1835 г. перебрался в Париж. Первая его книга «Человечество как оно есть и каким оно должно быть» была выпущена в 1838 г., а главное сочинение «Гарантии гармонии и свободы» — в 1842 г. в Швейцарии, куда Вейтлинг переехал после неудачного парижского восстания 1839 г. Большое влияние на Вейтлинга оказали сочинения Фурье и сен-симонистов, с которыми он познакомился в Париже. Вслед за ними и Вейтлинг яркими чертами рисует язвы капитализма. У французских же утопистов он заимствует в основных чертах и картину будущего общества. Вейтлинг, однако, не ожидал осуществления коммунизма от филантропов из среды господствующих классов и не верил в возможность мирного перехода к новому общественному строю. Этот переход он мыслил в форме стихийного бунта трудового народа, во главе которого будут стоять не промышленные рабочие, а еще более обездоленные и озлобленные люмпен-пролетарии и даже уголовные преступники — эти парии общества. Хотя в учении В. Вейтлинга имелось много противоречий, характерных для среды беднейших ремесленников, к которой он сам принадлежал, крупная заслуга его состояла в том, что он одним из первых начал искать пути сближения социализма и рабочего движения. Вся литературная деятельность В. Вейтлинга свидетельствовала о пробуждении немецкого рабочего класса. Недаром Карл Маркс считал его сочинения «беспримерным и блестящим литературным дебютом» самих немецких рабочих и, сравнивая сочинения В. Вейтлинга с сочинениями обычных буржуазных реформистов, говорил о «гигантских детских башмаках пролетариата» и «карликовых стоптанных политических башмаках немецкой буржуазии» *. Примечания * Маркс К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа». —Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 443. Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 315-316.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Литература:Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1 (см. имен. указатель); их же, Избр. произведения, т. 2 (см. имен указатель); Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. имен. указатель); Калер Э., Вильгельм Вейтлинг. Его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, (1907); Seidel-Höppner W., Wilhelm Weitling - der erste deutsche Theoretiker und Agitator des Kommunismus, B., 1961.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |