Ван Чун |
|
27—104 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ван ЧунВан Чун (27—104) — китайский философ-материалист. В своем основном произведении «Критические рассуждения» («Лунь хэн») решительно выступил против мистики и идеализма, против конфуцианского учения о «небе» как высшей целенаправляющей силе, определяющей возникновение и развитие явлений и вещей. Согласно учению Ван Чуна, все в мире имеет своим источником и первоосновой материальные элементы ци. Человек — часть природы, он порождается в результате сгущения ци. Рассеивание ци приводит к гибели и уничтожению. Исходным моментом процесса познания объективного мира Ван Чун объявлял чувственные восприятия и ощущения человека. Он отрицал существование «врожденного» знания. Ван Чун выступил против теории о зависимости общественной жизни от стихийных явлений природы. История развивается по циклам, за периодом расцвета наступает упадок, затем процесс повторяется. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 59.
Ван Чун, Чжун-жэнь (27 — ок. 98), древнекитайский мыслитель Восточно-ханьского периода (25—220). Автор ряда трактатов, из которых до нас дошёл только «Лунь хэн» («Критические рассуждения») — самое большое и главное произведение Ван Чуна. Как мыслитель Ван Чун не принадлежал ни к одной из древнекитайских философских школ, хотя в его учении прослеживаются следы влияний даисизма и идей «Ицзин» о взаимодействии сил инь и ян. Ван Чун — оригинальный мыслитель, материалист, скептик, полемист, критик идеалистических концепций, в особенности конфуцианских. Небо — это не высшее, божественное существо, определяющее возникновение и развитие вещей и явлений; оно материально, неодушевлённо и лишено органов чувств, не может действовать, а все вещи и явления возникают естественно и спонтанно. Важное место в учении Ван Чун занимает понятие ци — изначальной субстанции мира, первоосновы и источника вещей, возникающих в результате сгущения этой субстанции. Так же порождается и человек, который в принципе не отличается от животного, поэтому после смерти тело его разлагается, а жизненный дух рассеивается. Источник познания реального мира — чувственное восприятие, созерцание вещей и явлений. В то же время Ван Чун присуща вера в предзнаменования, почитание авторитета мудрецов древности и фатализм в общественно-политических взглядах. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: Πетpов А. А., Ван Чун — др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 110—30.
Ван Чун (Ван Чжун-жэнь, 27 — между 97—104) — философ, критически переосмысливший достижения философской мысли своих предшественников. Родился в городе Шанъюй, округ Куайцзи (ныне провинция Чжэцзян) — в районе столицы царства Юэ периода Чжаньго, в бедной семье, учился в Высшей школе (Тай сюэ) в Лояне, столице империи Восточной Хань, у Бань Бяо (отца историка Бань Гу). В школе написал свое первое сочинение Лю жу лунь («Рассуждение о шести конфуцианских [канонах]»). Вернувшись в родной город, занимался преподаванием, был мелким чиновником, неоднократно уходил в отставку из-за конфликтов с коллегами. В этот период жизни Ван Чун написал сочинение Цзи су цзе и («Высмеивание обычной морали»). Тезису о том, что главное — не чиновничий ранг, но нравственные качества и их совершенствование, посвятил трактат Ян син шу («Сочинение о пестовании природы»). Известно, что Ван Чун также написал несколько докладов императорскому двору — Бэй фа («О помощи нуждающимся») и Цзинь цзю («О запрещении вина»). Из трудов Ван Чуна сохранился лишь главный руд его жизни Лунь хэн («Взвешенные суждения») в 85 главах — собрание научных трактатов и публицистических заметок на различные (философские, социальные, литературные и др.) темы. Характерная черта критического стиля Ван Чуна — ставить под сомнение общепринятые «истины». К примеру, представление, что небесные знамения и появление необычных животных и птиц связаны с моральными качествами правителя и сулят небесные кары, Ван Чун отвергал, объясняя их как природные явления, имеющие естественные объяснения. Произведения Ван Чуна оказали значительное влияние на интеллектуалов позднейших эпох, став для них образцом свободомыслия. Принято считать, что его критика конфуцианства и укоренившихся представлений древности подготовили почву для возрождения даосизма в раннем Средневековье. М. Ю. Ульянов. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016. Литература:Ван Чун // Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах. Т. 1. Философия. М., 2006. С. 182—183.
Ван Чун (Ван Чжунжэнь) [27, уезд Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи; современная провинция Чжэцзян) — около 97—107] — китайский философ-энциклопедист, с материалистической и рационально-критической позиций осмысливший основные достижения предшествующей философской мысли разных направлений. Родился в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо. Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете. Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна — «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений») — построено на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих философских взглядов. Основное значение Ван Чуна в истории китайской философии состоит не столько в создании оригинального учения, сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемического антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины). В традиционных классификациях Ван Чуна, несмотря на его близость к конфуцианству, обычно относят к «эклектикам» (цза цзя). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка — «небесного дао» в категориях спонтанной «естественности» — цзы жань и «недеяния» — у вэй) и иньян цзя (универсальный дуализм сил инь ян в духе воззрений, представленных в «Чжоу и»), Этико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием доктрин конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего «индивидуальную природу» — син и чувства людей с помощью этико-ритуальной «благопристойности»— ли и «музыки» — юэ) и легизма (признание законов — фа в качестве необходимого дополнения к «благопристойности» и отказ от принципа абсолютного приоритета «древности» перед, современностью). Непосредственными предшественниками Ван Чуна, на идеи которых он опирался, были Ян Сюн (1 в. до н. э,— 1 в. н.э.) и Хуань Тань (1 в., н.э.), а главными объектами критики — школа Дун Чжуншу и оракуло-апокрифические сочинения (чэнь вэй). В полемике с их телеологической концепцией волевой деятельности Неба (тянь) и возможности обратного воздействия человека на ход природных процессов Ван Чун утверждал идею спонтанности естественного порядка вещей, что привело его к признанию полной детерминированности человеческого существования чисто природными факторами. Судьбу он трактовал как врожденно «предопределенную» неизбежность, отделяя от нее понятие этического воздаяния (счастьем за добро и несчастьем за зло). Небо в онтологическом плане Ван Чун определял как бестелесное скопление газообразной «пневмы» (ци), а в космологическом плане — как «тело (ти), не являющееся пневмой» (в духовном смысле), что соответствовало астро-номическим представлениям о «крышкообразном небе»(гай тянь) — твердой полусфере. Единство мира, по Ван Чуну, обусловлено универсальной динамичной субстанцией — «изначальной пневмой», которая представляет собой «эс- сенциальную утонченность Неба и Земли» и лежит в основе самозарождения всех материальных и духовных явлений, различающихся степенью ее чистоты и густоты. Жизнь и психика присущи эссенциальному состоянию самой «пневмы». Эта концепция в наиболее развитой форме выражает представления и конфуцианцев («Мэн-цзы»), и даосов («Чжуан-цзы») об универсальном характере «пневмы». Для опровержения религиозных представлений о духах и дости-жении бессмертия Ван Чун использовал аналогию между сгущением и рассеянием пневмообразований (вещей и людей) и превращением в лед и таянием воды, ставшую популярной в китайской философии. В человеке «пневма» воплощается как несущая в себе неизменное предопределение «индивидуальная природа». Ван Чун синтезировал взгляды предшествующих конфуцианцев (Мэн-цзы, Сюнь-цзы и Ян Сюна) на «природу» человека, считая ее «доброй» (шань) у людей «выше среднего» уровня интеллектуальных и моральных качеств, «злой» у людей «ниже среднего», доброй и злой у «средних» людей, но отрицал, что «врожденное знание» является фактором, определяющим различие типов людей. Психические способности человека коренятся в его кровеносной системе и определяются материальными условиями среды. Следуя концепции всеобщих трансформаций «Чжоу и», Ван Чун трактовал историю человеческого общества как циклическую смену господства «культуры» (вэнь) и смуты, не зависящую от качеств правителя. Малопопулярный в традиционной науке, Ван Чун был высоко оценен в Китае 20 в. как последовательный материалист и критик традиционных ценностей. А. И. Кобзев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 363-364.
Обострение социальных противоречий внутри империи нашло отражение в борьбе идеологических течений в ханьском обществе и в первую очередь в борьбе материалистического и идеалистического направлений в философии. В конце I в. до н. э. — начале I в. н. э. выступил с трактатом «Синь лунь» («Новые рассуждения») крупный учёный того времени Хуань Тань (40 г. до н. э. — 30 г. н. э.). В трактате «Синь лунь» он изложил свои взгляды на окружающую действительность с позиций материализма. Хуань Тань резко выступал против конфуцианцев и даоской мистики и был непримиримым врагом суеверий и невежества. Самым выдающимся ханьским мыслителем, идеи которого оказали огромное влияние на дальнейшее развитие материализма в Китае, был Ван Чун (27—97) — один из крупнейших материалистов древности. Свои философские взгляды он изложил в большом полемическом трактате «Лунь Хэн» («Критические рассуждения»). Ван Чун признавал вечность и материальность мира. В объяснении мира он исходил из материальной субстанции ци, которую считал единственным источником бытия. Все в природе возникает естественно, как результат сгущения этой субстанции. Все вещи рождаются из ци, независимо от какой бы то ни было сверхъестественной силы. Ван Чун разоблачал концепцию конфуцианства о сознательной деятельности неба и идее воздаяния, противопоставляя ей принцип естественного развития материального мира. Выступая против конфуцианской трактовки неба как божественного существа, Ван Чун давал небу материалистическое и атеистическое толкование и утверждал, что «небо есть тело, подобное земле». Однако, выдвигая положение о вечном существовании неба и земли, Ван Чун рассматривал их как нечто неизменное в чём проявился метафизический характер его философии. Уделяя в своём трактате большое внимание теории познания, Ван Чун считал источником знания чувственное восприятие реального мира. Он писал: «Если (человек) не слышит и не видит (окружающего), то (у него) не может быть и представления о нём». Ван Чун отрицал врождённое знание, мистическую интуицию, которыми, по конфуцианскому учению, якобы обладали мудрецы древности. Отрицая принципиальное различие между человеком и животным, Ван Чун указывал, что «человек есть (животное) существо; несмотря на то, что он может быть знатен... его природа не отличается от природы других существ». Вместе с тем он писал: «Среди существ, рождаемых небом и землёй, человек является наиболее ценным, и эта ценность определяется его способностью к знанию». Одной из самых ярких глав «Критических рассуждений» является глава «О смерти», в которой Ван Чун выступил против конфуцианского культа предков и даоских идей о средствах, дающих якобы возможность достичь физического бессмертия, Ван Чун утверждал, что всё живущее рождается, развивается и неминуемо умирает. Человек, как и все живые существа, подвергается полному уничтожению. «Среди существ, несущих в венах кровь, нет таких, которые не умирали бы»,— писал философ. Он отвергал идею бессмертия души и утверждал, что «мёртвые не превращаются в духов, не обладают способностью к познанию и не могут приносить людям вред». Направляя основной удар против конфуцианской идеологии, Ван Чун вместе с тем преследовал широкие просветительные цели, разоблачая всевозможные предрассудки и суеверия. Материалистическая философия Ван Чуна сыграла большую прогрессивную роль в борьбе против религиозных и мистических учений его времени и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философских и научных знаний в Китае. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 533-534.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Китая (биографический справочник). Сочинения:Лунь хэн (комментарий Лю Паньсуя). Пекин, 1957; в рус. пер.— [О небе, земле и естественности. О человеке и судьбе. О знании]. — В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969; Лунь хэн (главы из кн. 1, 2, 3, И, 17, 18, 20, 26). - В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Lun Heng. Tr. by A. Forke, v. 1-2. N.Y., 1962. Литература:Петров А. А. Ван Чун — древнекитайский материалист и просветитель. М., 1961; Кривцов В. А. Эстетические взгляды Ван Чуна. — В кн.: Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М.. 1961; Рокога Т. The Necessity of a More Thorough. Study of Philosopher Wang Ch'ungand His Predecessors.- «Archiv Orientalni», 1962. v. 30.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |