Вампилов Александр Валентинович |
|
1937 - 1972 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Валентинович Вампилов
Александр Вампилов. Фото с сайта http://briefly.ru Вампилов Александр Валентинович (19.08.1937—17.08. 1972), драматург. Родился в пос. Кутулик Аларского р-на Иркутской обл. Окончил филологический факультет Иркутского университета (1960). Печатался с 1958. Опубликовал сборник юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961, псевд. А. Санин). В пьесах Вампилова, написанных на современном бытовом материале, решаются сложные нравственные проблемы. Острые конфликтные ситуации становятся проверкой нравственно-волевого потенциала, внутренней культуры его импульсивных, порой эксцентричных героев. Трудным путем приходит к отказу от морального компромисса герой пьесы «Прощание в июне» (1966). Духовное «просветление», обретение смысла жизни — тема пьес «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске» (1972). В пьесе «Утиная охота» (1970) Вампилов показал трагедию постепенной нравственной деградации личности, происходящей в атмосфере бездуховности, всеобщей безответственности, эгоизма. Одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом» (1970) и «История с метранпажем» (1971), поставленные в театрах под общим названием «Провинциальные анекдоты» (1974), — обличение обывательской ограниченности, душевной черствости, неверия в бескорыстно творимое добро. Пьесы Вампилова соединяют комическое и драматическое, лирику и сатиру, динамику психологически напряженного действия и объемность характеров. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Вампилов Александр Валентинович (1937 - 1972), драматург. Родился 19 августа в старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей. Детские и юношеские годы прошли в родном доме. Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьезно думать о литературном творчестве. В 1958 в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ "Стечение обстоятельств" (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961). После окончания университета работал в иркутской газете "Советская молодежь" (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы. В 1963 - 65 Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А.Твардовским и В.Розовым и др., О.Ефремовым и Г.Товстоноговым и др.). После возвращения в Иркутск в альманахах "Ангара" и "Сибирь" увидели свет все его драматургические произведения ("Прощание в июне", 1964; "Старший сын", 1965; "Утиная охота", 1968; "Прошлым летом в Чулимске", 1971; одноактные пьесы "Двадцать минут с ангелом", 1962, и "История с метранпажем", 1971, позже объединенные под общим названием "Провинциальные анекдоты"). Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор. В 1972 А.Вампилов трагически погиб 17 августа, утонув в Байкале. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Вампилов Александр Валентинович (псевдоним А.Санин) [19.8.1937, пос.Кутулик Иркутской обл.— 17.8.1972, утонул в озере Байкал; похоронен в г.Черемхово Иркутской обл.] — драматург, прозаик. Родился и вырос в учительской семье: отец — директор Кутуликской средней школы, преподаватель русского языка и литературы, мать — учительница той же школы, математик. Отца фактически не знал: по ложному доносу он был арестован и расстрелян в 1938. Школьные годы Вампилова прошли в Кутулике. С 1955 по 1960 учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета (вместе с Валентином Распутиным). Начал свою литературную деятельность как прозаик: в 1958, будучи студентом, опубликовал в иркутских газетах 10 юмористических рассказов. Впоследствии они составили первую книгу рассказов В. «Стечение обстоятельств», вышедшую в Иркутске под псевдонимом А.Санин (1961). В ней заявлен один из важных эстетических принципов будущего драматурга, сформулированный им самим: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». Ранние рассказы Вампилова — это своего рода «маленькие сценки», источник многих коллизий и образов будущих его пьес. Рассказ «Успех» был позднее переделан им в одноактную комедию под тем же заглавием (первая ее публикация: Советская культура. 1986. 11 янв.). После окончания университета Вампилов стал сотрудником иркутской газеты «Советская молодежь», а через некоторое время — ее ответственным секретарем. В 1962 на семинаре драматургов в пос.Малеевка Вампилов представил 2 одноактные пьесы — «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронья роща» (впоследствии соответственно «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем»). Однако попытка опубликовать первую из них в журнале «Театр» натолкнулась на отказ редакции. Дебют Вампилова как драматурга состоялся в 1964 в том же журнале «Театр» (№11), где под рубрикой «Народный театр» была напечатана его одноактная комедия «Дом окнами в поле». В ранних произведениях Вампилова уже обозначились некоторые характерные особенности его творческого облика: интерес к миру и быту обыкновенных людей из провинциальной российской глубинки; слегка ироничный, добрый и одновременно требовательный взгляд на человеческие отношения; умение в микросцене передать ощущение всей прошлой жизни персонажа и т.д. Мелкий случай, взятый из жизни, превращается под пером Вампилова в настоящее нравственное испытание героя. Совершается это как бы исподволь, органично, без малейшего «нажима» со стороны автора, сознательно ориентирующегося на чеховскую лирическую и гоголевскую сатирическую традиции. О них напоминает и жанровый диапазон раннего Вампилова — от лирикоко-медийной сценки («Дом окнами в поле») до откровенного фарса («Сумочка к ребру»). Все эти качества в дальнейшем сохранятся и упрочатся в его творчестве. С 1965 по 1967 В. учился на Высших литературных курсах в Москве, где сблизился с Николаем Рубцовым, посвятившим ему одно из своих стихотворение — «Я уплыву на пароходе...» (Рубцов Н. Русский огонек. Вологда. 1994. С.52). Тогда же он был принят в СП (1966). Приход Вампилова в «большую» драматургию связан с появлением его первой многоактной пьесы «Прощание в июне», вышедшей в 1966 тремя изданиями (альманах Ангара. №1; Театр. №8; отдел распространения ВУОАП). Впервые она была поставлена в Литве (Клайпедский драматический театр, 1966), затем во многих провинциальных театрах страны. Однако на столичную сцену пьеса смогла пробиться лишь в 1972 (Театр им. К.С.Станиславского, реж. А.Г.Товстоногов). Причины столь позднего выхода Вампилова-драматурга к широкому зрителю стали ясны после публикации его переписки с Е.Л.Якушкиной, заведующей литературной частью Московского драматического театра им. М.Н.Ермоловой (Новый мир. 1987. №9. с.209-226). Серьезные препятствия, которыечинили молодому автору управление культуры Мосгорисполкома и театральная цензура, невнимание к нему со стороны критикисыграли здесь главную роль. Театральные чиновники не соглашались с отсутствием в пьесах Вампилова «номенклатурного» положительногогероя, была непонятна «система случайностеи», на которых строится драматическое действие, «нарочитость» сценических положений и т.п. Его пьесы, по свидетельству Е.Л.Якушкиной, воспринимались ими как некий забавный или злой «анекдот», который можно обсуждать, но совсем не обязательно выносить на сцену. Вследствие этого драматургия Вампилова, сложившаяся как литературное явление во второй половине 1960-х, заняла подобающее ей место в театральном репертуаре лишь последующего десятилетия. Запоздалое и вместе с тем неожиданное открытие нового драматургического таланта сопровождалось нарастающим интересом к нему со стороны театров и публики, что дало основание говорить на VI съезде писателей СССР о «феномене Александра Вампилова» (Шестой съезд писателей СССР: Стенографический отчет. М., 1978. С.531). Тогда же, в 1970-е, и литературная печать заговорила о нем в полный голос (статьи А.Свободина, В.Лакшина, К.Рудницкого и др.). Лирическая комедия «Прощание в июне», в основу которой легли впечатления студенческой юности Вампилова, посвящена судьбе молодого героя, вступившего на путь морального компромисса и его нелегкого преодоления (образ студента Колесова). Тесно связанная с молодежной прозой и драматургией 1960-х, она подвергалась многократным переделкам из-за неудовлетворенности автора своей пьесой и настойчивого желания усовершенствовать ее (по свидетельству жены писателя О.М.Вампиловой и его старшего коллеги по перу А.Симукова, существует 17 вариантов данного произведения). Канонической признана редакция пьесы, вошедшая в вампиловский сборник «Избранное» (М., 1975). В дальнейшем лирико-комедийное начало еще более углубилось в пьесе Вампилова «Старший сын» (1968, первоначальное название «Предместье»). Премьера ее состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н.П.Охлопкова (1969, реж. В.Симоновский), через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы и комедии (реж. Е.Падве). Парадоксальная основа коллизии пьесы (студент Бусыгин по воле случая выдает себя за старшего сына музыканта Сарафанова) использована драматургом для утверждения духовного родства людей в противовес формальным родственным связям. В свете взаимоотношений мнимых «отца» и «сына» раскрывается гуманистическое содержание пьесы, нравственная сущность характеров ее персонажей. За внешней бравадой и даже цинизмом молодых героев обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. От быта предместья комедия невольно поднимается к общечеловеческим проблемам, истоки которых заложены еще в античной драматургии (Плавт, Аристофан и др.). Недаром ее называют «своеобразной философской притчей» (А.Демидов). Благодаря этим качествам «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением В. (в 1972 его поставили 44 театра страны). На основе пьесы были созданы телефильм (1976, реж. Виталий Мельников), опера (1983, композитор Геннадий Гладков). Впоследствии критика обнаружила связь пьес Вампилова с общеевропейским историко-литературным контекстом. «Прощание в июне» своей фабульной стороной напоминает пьесу К.Чапека «Разбойник» (Сушков Б. — С.46), а «Старший сын», по мнению иркутского писателя М.Сергеева, близок к пьесе испанского драматурга XVII в. А.Морето «Двойник в столице» (Там же. С.56). Эти аналогии сами по себе любопытны, они свидетельствуют о неизбежной повторяемости некоторых сюжетов и мотивов в истории мировой литературы, не умаляя творческой оригинальности автора «Прощания в июне» и «Старшего сына». Новые произведения Вампилова отчетливо выявили его тяготение к жанру трагикомедии. В центре «Утиной охоты» (1970; опубликованный в альманахе «Ангара», №6) — судьба «непутевого» героя, внутренние борения сложной, противоречивой личности, беспощадное выявление душевного кризиса человека, скрытого за внешне благополучным существованием. Подобный тип героя сделал пьесу предметом дискуссии в литературной и театральной печати. Одни критики привычно «разоблачали» образ Зилова, снижая его до уровня «пьяницы» и «дикаря» (Рудницкий К.— С.59-66), другие предостерегали от такого упрощения, проводя параллель между вампиловским героем и Федей Протасовым из «Живого трупа» Л.Толстого (Сушков Б.— С.87-88). Толкователи пьесы в печати и на сцене нередко забывали, что Зилов — «это не только порок, но и страдание» (Гушанская Е.— С.259). Судьба его соотносится с известной классической формулой: «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано»,— с тем, однако, отличием, что речь идет о драме определенной части молодого поколения 1960-х, возникшей на почве несовместимости провозглашенных идеалов и реальной действительности. «Утиная охота» создавалась Вампиловым как пьеса о себе и своем поколении, которое, по признанию самого драматурга, не избежало серьезных нравственных потерь. Показательно, что Вампилов сопоставлял свое произведение с литературой «потерянного поколения» на Западе (Тендитник Н.— С.46). Исповедальный характер пьесы сказался и на авторском отношении к герою, лишенном однозначности: здесь ощутима и боль за человека, теряющего себя, и неослабная, порой жесткая требовательность к нему. Все это предопределило тернистый путь данной пьесы на сцену (при жизни Вампилова она не была поставлена), а впоследствии, когда она стала достоянием театров,— немалые разночтения в ее сценической интерпретации. Ни одна из ее постановок, осуществленных в 1970-е и первой половине 1980-х (в т.ч. и во МХА-Те, 1979, реж. О.Н.Ефремов), при отдельных частных достижениях в актерской игре и режиссуре, не была признана в полной мере удачной, соответствующей уровню и духу вампиловской пьесы. То же можно сказать и о кинофильме «Отпуск в сентябре», созданном на ее основе (1979, реж. Виталий Мельников, выход на экран в 1987). Недаром за ней закрепилась репутация «наиболее трудной» и загадочной пьесы В. (Чеботаревская Т. // Литературная газета. 1974. 22 мая. С.8). Нелегкой оказалась и судьба последней драмы Вампилова — «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Как и некоторые предшествующие его пьесы, она натолкнулась на предвзятость, непонимание и была изъята из уже набранного номера альм. «Сибирь». Автору так и не довелось увидеть ее напечатанной. В отличие от «Утиной охоты» с ее темой утраты, саморазрушения личности, в «Чулимске» Вампилов сосредоточил внимание на движении героя к нравственному возрождению. С этим связаны судьбы двух основных персонажей пьесы — талантливого, но преждевременно уставшего, отошедшего от активных дел следователя Шаманова и скромной девушки из районного поселка Валентины. Их жизненные пути, случайно пересекшиеся в глухой тайге, взаимно обусловлены: пробуждение Шаманова от душевной спячки совершается ценой трагедии Валентины. Пьеса наполнена присущей Вампилову тонкой поэтической символикой, играющей важную роль в развитии основной коллизии. Многими своими сторонами (остротой нравственного конфликта, рельефностью человеческих типов, бытийной — не просто бытовой — основой драматического действия и т.д.) она соприкасается с горьковской линией русской драматургии. Не случайно одной из первых ее постановок, соприродных характеру пьесы, явился спектакль Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького (19/4, реж. Г.А.Товстоногов). Позднее она послужила основой для фильма под названием «Валентина» (1981, реж. Глеб Панфилов). Последний год жизни В. был ознаменован премьерой на малой сцене Ленинградского БДТ им. М.Горького его пьесы «Провинциальные анекдоты» (реж. А.Г.Товстоногов), вобравшей в себя две ранее написанные сценические миниатюры — «Историю с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»; работой над незавершенной комедией «Несравненный Наконечников»; заключением договора с «Ленфильмом» на сценарий «Сосновые родники»: текст заявки на фильм опубликованной в «Литературная газета» (1987. 17 авг. С.5). Драматург намеревался снова вернуться к прозе, писать роман. Но его внезапная трагическая смерть помешала осуществлению этих планов. Привлекательной стороной драматургии Вампилова является утверждение высоких нравственных критериев, по которым сверяется будничная, повседневная жизнь его героев. Лучшие из них, именуемые в критике «праведниками» (Сарафанов, Валентина и др.), сопоставимы с героями русской классической литературы XIX в., их оберегает, по словам ВалентинаРаспутина, «какая-то высокая охранительная сила, не дающая даже и помыслить о них дурно...» (Новый мир. 1987. №9. С.209). Пьесы Вампилова лишены заданности и декларативности,их отличает оригинальное сочетание реальности и вымысла, «сочного густого быта и поэтической сказочности» (Товстоногов Г.А. Чувство театра // Театр. 1977. №12. с.76), умелое использование элементов водевиля и мелодрамы, открытые, вариативные финалы. Лишенный своего театра при жизни, Вампилов обрел его только после своей смерти. Таковым стал Московский драматический театр им. М.Н.Ермоловой, воплотивший на своейсцене на протяжении 1970-х почти весь вампиловский репертуар. В.П. Муромский Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 327-331. Основные даты жизни и творчества А. В. Вампилова *1937 19 августа. В поселке Кутулик Аларского района Иркутской области в семье учителей средней школы Анастасии Прокопьевны Копыловой и Валентина Никитича Вампилова родился сын Александр. В п. Кутулик прошли его детские и юношеские годы. 1944 -1954 Время учебы в Кутуликской средней школе. 1955 – 1960 Учеба на филологическом факультете Иркутского государственного университета 1958 4 апреля. В многотиражной газете «Иркутский университет» напечатан его первый рассказ «Стечение обстоятельств», подписанный псевдонимом «А. Санин». С этого года рассказы, сценки А. Вампилова печатались в иркутских газетах «Иркутский университет», «Ленинские заветы», «Советская молодежь». В основном под псевдонимом «А. Санин». 1959 -1964 Годы работы в иркутской газете «Советская молодежь» в должности литературного сотрудника, заведующего отделом, ответственного секретаря. Работая в газете. А. Вампилов часто выступает на ее страницах с очерками и фельетонами, но уже в этот период он обращается к драматургии - пишет сценки, монологи и, наконец, одноактные пьесы. 1961 В Иркутске издана первая и единственная книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» — под псевдонимом «А. Санин». 1962 Написана одноактная пьеса «Двадцать минут с ангелом». Декабрь. А. Вампилову предоставлен отпуск в связи с творческой командировкой в Москву на семинар драматургов - авторов одноактных пьес. 1963 Написана одноактная пьеса «Дом окнами в поле». Осень. Участвовал в работе семинара молодых драматургов в Переделкино. 1964 Начало года. А. Вампилов ушел из газеты «Советская молодежь», занялся профессиональным писательским трудом. Весна. Участвовал в работе семинара молодых драматургов в Комарово под Ленинградом. В иркутской газете «Советская молодежь» (26, 27 мая) впервые опубликована одноактная пьеса «Дом окнами в поле». В этом же году пьеса была напечатана в журнале «Театр» (1964, № II). В Иркутске вышел сборник очерков «Принцы уходят из сказок» (в соавторстве с Ю. Скопом и В. Шугаевым). В Иркутске, в Восточно-Сибирском книжном издательстве, издан сборник иркутских авторов «Ветер странствий». В него вошли рассказы «Солнце в аистовом гнезде», «Сугробы», «Станция Тайшет» А. Вампилова. А. Вампиловым завершена первая многоактная пьеса «Прощание в июне». Первоначальное название ее — «Ярмарка». Были и другие варианты названия и самой пьесы. Под названием «Прощание в июне» пьеса опубликована в альманахе «Ангара» (1966, № 1). 1965 Сентябрь. Участвовал в зональном семинаре молодых писателей Сибири и Дальнего Востока (г. Чита). Написана пьеса «Старший сын». Первоначальное название «Женихи» (Сов. молодежь.— 1965.— 30 мая). Под названием «Предместье» пьеса опубликована в альманахе «Ангара» (1968, № 2). В 1970 г. автором создан новый вариант пьесы, получивший название «Старший сын». 1965 Учеба в Москве на Высших литературных курсах. 1967 Февраль. Принят в Союз писателей СССР. 1966 Декабрь. В Клайпедском драматическом театре впервые поставлена пьеса «Прощание в июне». В конце года пьеса поставлена в театрах Новомосковска, Грозного, Вологды, Кустаная, Улан-Удэ. 1967 В иркутской газете «Советская молодежь» (13, 15, 17 января) опубликована одноактная пьеса «Двадцать минут с ангелом». Закончена пьеса «Утиная охота». 1968 Закончена одноактная пьеса «История с метранпажем». 1969 18 сентября. Впервые в стране на сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова была поставлена пьеса «Старший сын». Режиссер - В. Симоновский Художник -Ю. Суракевич. Роли исполняли: Бусыгин - В. Лобанов, Сильва - В. Алексеев, Сарафанов - А. Тишин, Васенька - Г. Марченко, Нина - Т. Хрулева, Макарская - Т. Панасюк. Спектакль создан при участии А. Вампилова. Это первая постановка пьесы драматурга в его родном городе. 1970 В Москве издательством «Искусство» отдельным изданием выпущена пьеса «Старший сын». Впервые в альманахе «Ангара» (№ 6) опубликована пьеса «Утиная охота». Написана пьеса «Валентина» - первоначальный вариант пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Август. Состоялась премьера спектакля «Старший сын» под названием «Свидания в предместье» в Ленинграде в Областном театре драмы и комедии. Режиссер - Е. Падве. Художник -Э. Кочергин. Роли исполняли: Бусыгин - И. Тихоненко, Сильва - В. Ермолаев, Сарафанов - И. Мокеев, Васенька - Г. Муравьев, Нина - Н. Байтальская. 1971 В Москве, в издательстве «Искусство», отдельным изданием вышла пьеса «История с метранпажем». Позже драматург объединил эту пьесу и «Двадцать минут с ангелом» в «Провинциальные анекдоты». Закончен вариант пьесы, известный под названием «Прошлым летом в Чулимске». Впервые пьеса опубликована в 1972 г. в альманахе «Сибирь» (№ 6). 1972 30 марта. Состоялась премьера спектакля по пьесе «Провинциальные анекдоты» под названием «Два анекдота» на малой сцене Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького. Постановка А. Товстоногова, оформление М. Данилова, музыка В. Белецкова. Роли исполнили: Калошин -М. Данилов. Потапов - Е Горюнов, Рукосуев - Б. Лескин, Камаев— В. Максимов, Марина - И. Комарова, Виктория - С. Головина, Хомутов— Е. Соляков, Анчугин— А. Гаричев, Угаров - Е. Чудаков, Базильский - А. Пустохин, Ступак - В. Караваев. Фаина - С. Головина, Васюта - Т. Тарасова. Это была первая постановка пьесы «Провинциальные анекдоты» у нас в стране. 17 августа. А. Вампилов трагически погиб. 24 августа. Создана комиссия по литературному наследству А. Вампилова в составе Г. Николаева, В. Шугаева, В, Распутина, М. Сергеева, Д. Сергеева, Г. Машкина, О. Вампиловой. 23 сентября. В газете «Советская молодежь» впервые опубликована первая картина последней, незаконченной пьесы «Несравненный Наконечников». 28 октября. Состоялась премьера пьесы «Прощание в июне» в Москве в Драматическом театре им. К С Станиславского. Режиссер - Г. Товстоногов. Художник - Э. Кочергин. Основные роли исполняли: Колесов - В. Бочкарев, Букин - Ю. Крюков, Фролов - Л. Филозов, Гомыра - Ю. Гребенщиков, Репников -Л. Сатановский. Золотуев - И. Козлов, Таня - Н. Варлей, Маша - Е. Никищихина. Репникова - Н. Веселовская. 3 ноября. Состоялась премьера пьесы «Старший сын» в Москве в Театре имени М. Н. Ермоловой. Постановка Г. Косюкова. Художник - М. Карташов. Композитор - Ю. Саульский. Роли исполняли: Бусыгин - В. Павлов. Сильва - В. Васильев, Сарафанов - Ю. Медведев. Васенька - А. Жарков, Нина - А. Назарова, Макарская - Н. Малявина. 17 ноября. Решением бюро Иркутского ОК ВЛКСМ А. В. Вампилову была присуждена премия Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (посмертно). 18 ноября. Состоялась премьера пьесы «Прощание в июне» в Ленинграде в Областном театре драмы и комедии. Постановка Я. Хамермера. Художник — А. Порай-Кошиц. 1973 Май. Состоялась премьера спектакля «Прошлым летом в Чу-лимске» в Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Это первая постановка спектакля по одноименной пьесе А. Вампилова в нашей стране. 17 августа. Открытие памятника на могиле А. Вампилова и установление мемориальной доски на доме, где он жил (Иркутск, ул. Дальневосточная, 57а). 1974 3 января. В Москве в Театре им. М. Н. Ермоловой состоялась премьера спектакля «Прошлым летом а Чулимске». Постановка В. Андреева, режиссер Ф. Веригина, художник А. Окунев, композитор Ю. Саульскнй. Роли исполняли: Шаманов — С. Люб-шин, Пашка - С. Приселков, Помигалов - В. Балагуров, Дергачев - Н. Бриллинг, Мечеткин - Ю. Медведев, Еремеев - Г. Энтин, Валентина - Т. Шумова, Кашкина - Н. Архангельская, Хороших - Н. Киселева. 1 марта. Состоялась премьера спектакля «Прошлым летом в Чулимске» в Ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького. Постановка Г. Товстоногова, художник Э. Кочергин, музыкальное оформление С. Розенцвейга. Роли исполнили: Шаманов - К. Лавров. Пашка - Ю. Демич, Помигалов - Г. Гай, Дергачев - Е. Копелян, Мечеткин - Н. Трофимов, Еремеев - О. Борисов, Валентина - С. Головина, Кашкина -Л. Крячун, Хороших - В. Ковель. Май. В Москве в театре «Современник» состоялась премьера спектакля «Провинциальные анекдоты». Постановка - В. Фокина, художник П. Кириллов, композитор В. Дашкевич. Роли исполнили: Калошин - П. Щербаков, Потапов - Г. Коваленко, Рукосуев - В. Тульчинский, Камаев - С. Даль, Марина - А. Вознесенская, Виктория - А. Вертинская, Хомутов - В. Поглазов, Анчугин - О. Табаков, Угаров - В. Хлевинский, Базильский - В. Никулин, Ступак - Б. Сморчков, Фаина - Л. Крылова, Васюта - Е. Миллиоти. Иркутской студией телевидения показан спектакль «Дом окнами в поле». Создан актерами Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, находившимися на гастролях в Иркутске. 1975 Кинорежиссером С. Кулишом создан радиоспектакль по пьесе А. Вампилова «Дом окнами в поле». Роли исполнили: Л. Федосеева-Шукшина (Астафьева Лидия Васильевна), С. Любшин (Третьяков Владимир Алексеевич). В Москве, в издательстве «Искусство», издан сборник Избранное» А. Вампилова. В него вошло все драматургическое наследие А. Вампилова. 1976 Март. На родине драматурга, в поселке Кутулик Аларского района Иркутской области, прошли Первые чтения, посвященные творчеству А. Вампилова. 9 апреля. Состоялась премьера спектакля «Прощание в июне» в Лодзинском театре (Польша). Режиссер А. Бориславска. Художник Э. И. Детрых. Композитор З. Модельски. 25 апреля. В Риге, в Государственном академическом театре драмы Латвийской ССР имени А. Упита (режиссер А. Яунушан), состоялась премьера пьесы «Утиная охота» на латышском языке. Это 1-я постановка пьесы в нашей стране. 20—21 мая. По центральному телевидению состоялась премьера двухсерийного фильма «Старший сын». Это первый телевизионный фильм по произведению А. Вампилова. Создан режиссером В. Мельниковым на студии «Ленфильм». Роли исполнили: Е. Леонов (Сарафанов), Н. Караченцов (Бусыгин), М. Боярский (Сильва), В. Изотов (Вася) и др. В этом же году на XIII Международном фестивале телефильмов в Праге телефильму «Старший сын» присуждена премия «Интервидения», а Вампилову присуждена премия за лучший сценарий телефильма. 20 октября. Премьера пьесы «Утиная охота» состоялась на сцене Рижского театра русской драмы. Режиссер-постановщик А. Кац. Режиссер И. Пеккер. 1977 8 сентября. Состоялась премьера спектакля Московского театра им. М. Н. Ермоловой «Стечение обстоятельств», созданного главным режиссером В. А. Андреевым по ранним произведениям Вампилова. По решению Кутуликского поселкового Совета Аларского района Иркутской области улица Нижняя поселка Кутулик, на которой жил А. Вампилов, переименована в улицу А. Вампилова. В Кутуликской средней школе Аларского района Иркутской области создан клуб «Вампиловец». Основная цель деятельности клуба - пропаганда творчества земляка-драматурга. 1979 Состоялись 2 премьеры пьесы «Утиная охота» в Москве. 10 января пьеса была показана на сцене МХАТа. Постановка и режиссура О. Ефремова. Режиссер А. Мягков. Художник Д. Боровский. Композитор А. Шнитке. Роли исполняли; Зилов - О. Ефремов, Кузаков - В. Сергачев, Саяпин - В. Кашпур, Кушак - А. Попов, Галина - И. Саввина, Ирина - Е. Проклова, Вера - Л. Стриженова, Валерия - Н. Гуляева, официант - А. Петренко. 22 декабря премьера пьесы состоялась в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой. Постановщик В. Андреев. Режиссер Ф. Веригина. Художник Ю. Доломанов, Композитор Ю. Прялкин. Роли исполняли: Зилов - В. Андреев, Кузаков - B. Павлов, Кушак - Н. Макеев, Галина - Т. Щукина, Ирина - Т. Аргунова, Валерия - Е. Уралова. На киностудни «Ленфильм» режиссером В. Мельниковым создан двухсерийный телевизионный фильм «Отпуск в сентябре» по мотивам пьесы А. Вампилова «Утиная охоте». Роли исполняли: О. Даль, И. Купченко, Н. Гундарева, Е. Леонов, Ю. Богатырев, Н. Бурляев. Премьера фильма состоялась через 8 лет. 5 июня 1987 года он впервые был показан по Центральному телевидению. 1980 Пьеса «Дом окнами в поле» была поставлена в Московском театре миниатюр. Режиссер И. Райхельгауз. 1981 На киностудии «Мосфильм» режиссером Г. Панфиловым создан художественный фильм «Валентина» (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Роли исполнили: Д. Михайлова (Валентина)), И. Чурикова (Анна Васильевна), Р. Нахапетов (Шаманов) и др. Фильм получил высокую оценку зрителей на Белградском международном фестивале «Фест-82». В Иркутске, в Восточно-Сибирском книжном издательстве, вышел сборник А. Вампилова «Дом окнами в поле». В нем собрано почти все, что было написано А. Вампиловым за его короткую жизнь. 1983 20 февраля. Состоялась премьера оперы московского композитора Г. Гладкова «Старший сын» в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. 1984 В Москве, в издательстве «Искусство», вышло «Избранное»— 2-е, дополненное издание. Кроме драматургических произведений, в него включены очерки, рассказы, фельетоны, позволяющие лучше понять вампиловскую драматургию. 1987 2 февраля. По ходатайству исполкома Аларского районного Совета народных депутатов Приказом Министерства культуры РСФСР Аларской районной библиотеке присвоено имя А. В. Вампилова. Май. Впервые в стране на сцене Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова поставлен спектакль «Воронья роща». Она представляет собой ранний вариант текста, который превратился впоследствии в «Историю с метранпажем» и вошел составной частью в «Провинциальные анекдоты». Роли исполнили: В. Венгер, В. Егунов, Н. Королева, Н. Марченко, Т. Борисова, Т. Двинская, О. Шмитгаль, А. Басин, Ю. Шишов и другие. Спектакль посвящен 50-летнему юбилею со дня рождения драматурга. Май. Имя А. В. Вампилова присвоено Иркутскому театру юного зрителя. К 50-летнему юбилею драматурга Восточно-Сибирское книжное издательство подготовило двухтомное собрание произведений А. Вампилова. В 1-й том под названием «Утиная охота» вошли пьесы драматурга. 2-й том (он называется «Стечение обстоятельств») включает рассказы, очерки, статьи, фельетоны, пьесы, а также воспоминания и размышления друзей драматурга. Этот двухтомник - наиболее полное издание произведений А. Вампилова. 1989 Х/ф «Двадцать минут с ангелом». Комедия. СССР. Режиссер - Ефим Падве, сценарий - Ефим Падве, Александр Вампилов, директор фильма - А. Брюхова, оператор - Роман Черняк, композитор - А. Сойников, художник - Лариса Луконина, монтаж - Лидия Денисова, Г. Бабенкова. В главных ролях: Роберт Вааб, Дмитрий Шевченко, Александр Завьялов, Станислав Концевич, Ирина Комарова, Анатолий Петров, Ирина Викторова. 1990 Х/ф «Провинциальные анекдоты». Короткометражка, комедия. СССР. Режиссер - Наталия Киракозова, сценарий - Наталья Курчанина, Александр Вампилов, оператор - Игорь Мамай, композитор - Олег Каравайчук, Родион Щедрин, художник - Игорь Добролежа. В главных ролях: Станислав Садальский, Альберт Филозов, Анатолий Равикович, Константин Бердиков, Людмила Иванова, Екатерина Дурова, Владимир Ершов. 2003 Х/ф «Прощание в июне». Мелодрама, комедия. Россия. Режиссер - Сергей Ломкин, сценарий - Денис Червяков, Сергей Ломкин, Александр Вампилов, оператор - Геннадий Карюк, композитор - Артем Агажанов, художник - Владимир Филиппов, Людмила Мягченкова. В главных ролях: Яков Ломкин, Екатерина Климова, Юрий Соломин, Евгения Глушенко, Максим Литовченко, Ольга Левитина, Александр Гришаев, Сергей Фролов, Александр Пашутин, Дмитрий Новицкий 2006 Х/ф «Старший сын». Драма, комедия. США. Режиссер - Марюс Вайсберг, сценарий - Марюс Вайсберг, Скотт Старджон, Александр Вампилов, продюсер - Скотт Старджон, Джон Вигу, Эрик Коскин, оператор - Эндрю Хьюбшер, композитор - Ягмур Каплан, Младен Милицевич, художник - Катя Блю-менберг, Скотт Холдредж, Эмми Тейлор, монтаж - Дэвид Дод-сон. В главных ролях: Шейн Уэст, Лили Собески, Эрик Бальфур, Раде Шербеджия, Рейли МакКлендон, Реджина Холл, Брайан Джерати, Эд Бегли мл., Илья Баскин, Светлана Ефремова 2013 Х/ф «Прошлым летом в Чулимске». Драма. Россия. Режиссер - Виктор Демент, сценарий - Виктор Демент, Александр Вампилов, продюсер - Наталия Будкина, Дмитрий Кле-пацкий, оператор - Андрей Найденов, художник - Герман Зарянкин. В главных ролях: Сергей Безруков, Мария Поезжаева, Николай Клямчук, Анна Невская, Александр Самойленко 2015 Х/ф «Райские кущи». По мативам драмы «Утиная охота» А. Вампилова. Драма. Россия. Режиссер - Александр Прошкин, сценарий - Александр Родионов, Александр Прошкин, продюсер - Наталия Будкина, Дмитрий Пиркулов, Елена Закутняя, оператор - Шандор Беркеши, композитор - Юрий Потеенко, художник - Ольга Абрамова, Ирина Милакова, Дмитрий Воронкин, монтаж - Мария Сергеенкова, Наталья Кучеренко В главных ролях: Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Екатерина Смирнова, Дмитрий Куличков, Артем Семакин, Виталий Хаев, Алёна Яковлева, Ангелина Миримская, Виктор Немец, Агриппина Стеклова. Примечания* Установить точную дату написания той или иной пьесы трудно, так как почти все пьесы имеют несколько вариантов. Кроме того, были редакции пьес для отдельных театров. (Примеч. сост.). Библиографический указатель. Александр Валентинович Вампилов. Редакционно-издательский отдел УПРПОЛИГРАФИЗДАТА. Иркутск. 1989. С. 25-32. Здесь приводится по изд.: Муза МАХОВА. Художественная эпоха Александра Вампилова. М., 2017. Далее читайте:Людмила ИВАНОВА. Александр Вампилов и пушкинская литературная традиция. 27.10.2011 ("ПАРУС") Муза МАХОВА. Художественная эпоха Александра Вампилова ("МОЛОКО")
Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:[Санин А.] Стечение обстоятельств: Юмористические рассказы. Иркутск, 1961; Избранное [Послесл. А. Демидова]. М., 1975. Изд. 2-е, доп. М., 1984; Белые города: Рассказы, публицистика / послесл. В.Шугаева. М., 1979; Дом окнами в поле / предисл. В.Лакшина; послесл. Н.Тендитник. Иркутск, 1981; Воронья роща. Успех // Современная драматургия. 1986. №1; Я с вами, люди: Одноактные пьесы, сценки, воспоминания друзей / вступ. статья В.Распутина. М., 1988; Записные книжки. Иркутск, 1997; Пьесы / вступ. статья В.Муромского. М., 2001. Литература:Чеботаревская Т. Такой разный Александр Вампилов... // Литературная газета. 1974. 22 мая; Соловьев В. Праведники и грешники А. Вампилова // Аврора. 1975. №1; Лакшин В. Дни и годы героев Вампилова // Юность. 1976. №5; Рудницкий К. По ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. 1976. №10; Тендитник Н. Александр Вампилов. Новосибирск, 1979; Жизнь Александра Вампилова в событиях и датах: Биографическая хроника // Аврора. 1987. №10; Сушков Б. Александр Вампилов. М., 1989; Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. М., 1990; А.В.Вампилов: библиографический указатель / сост. Э.Д.Елизарова. Иркутск, 1989; Махова М.3. Феномен Александра Вампилова. М., 1999; Библиографический указатель / сост. т.д. Жихарева. Иркутск, 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |