Валентин |
|
2 в. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ВалентинВалентин — проповедник и богослов II века (см. Гностицизм). О жизни его известно мало: родился скорее всего в Египте, где получил образование. Сначала учил в Александрии, в середине II века перебрался в Рим, где основал школу. После неудавшейся попытки стать римским епископом порвал c христианской церковью и создал собственное объединение, просуществовавшее по крайней мере до IV века. Возможно, после 160 года Валентин покинул Рим и отправился на Восток. У Валентина было множество учеников, сильно изменивших его учение. Среди них выделяют две ветви — италийскую и восточную. От сочинений самого Валентина сохранилось крайне мало фрагментов (у Климента Александрийского). Об учении Валентина и его последователей довольно много писали критиковавшие его христианские авторы: «Против ересей» Иринея Лионского направлено именно против валентинианства, как и комментарии Оригена и «Против валентиниан» Тертуллиана. На основании подобного изложения системы В. сформировалось общее представление о гностицизме. В 1945 году в Наг-Хаммади (к югу от Каира) была найдена библиотека коптских гностических текстов (переводы с древнегреческого), среди которых были сочинения, вышедшие из школы Валентина или, возможно, принадлежащие ему («Евангелие Истины»). Разные по происхождению данные не всегда согласуются друг с другом, поэтому многие вопросы, связанные с Валентином и валентинианством, остаются в науке дискуссионными. Выделить учение самого Валентина не представляется возможным. Е. В. Ляпустина. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 444. Литература: Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства / Предисл., пер. и комм. Е. В. Афонасина. СПб., 2002; Markschies Chr. Valentinus Gnosticus? Untersuchungen zur valentinianischen Gnosis mir einem Kommentar zu den Fragmenten Valentins. Tübingen, 1992.
Валентин (Valentinus) (2 в.) — богослов, творец гностической системы. Возможно, уроженец Египта. В середине 2 века основал школу в Риме, в течение ряда лет существовавшую в рамках Римской церкви. Сам Валентин претендовал на Римскую епископскую кафедру. Позднее порвал с Церковью и создал собственное религиозное объединение, просуществовавшее по крайней мере до 4 века. Наиболее известные его последователи — Секунд, Птолемей, Гераклеон, Феодот, Марк. До середины 20 века учение Валентина было известно по изложениям историков церкви — Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Епифания Кипрского. Среди обнаруженных в 1945 текстов Наг-Хаммади имеются сочинения, вышедшие из школы Валентина, а может быть и принадлежащие ему самому (Молитва апостола Павла, Апокриф Иакова, Евангелие истины, Послание к Регину, Трехчастный трактат, Евангелие от Филиппа, Апокалипсис Иакова, Валентинианское учение, Объяснение знания). Сведения ересеологов не всегда согласуются с оригинальными валентинианскими текстами. Кроме того, часто невозможно отделить учение Валентина (к тому же, возможно, проделавшее определенную эволюцию) от учений валентинианской школы, разделившейся на западную, развивавшую монистические элементы его доктрины, и восточную, исповедовавшую дуалистические воззрения. Согласно Валентину, первоначало порождает Плерому, состоящую из тридцати эонов, образующих 15 парсизигий. Первые четыре пары образуют первородную Восьмерицу, из которой происходят все прочие зоны. Последний эон, София, желает познать непознаваемого Отца, что приводит к падению Божественного начала в мир. Целью теокосмического процесса является воссоединение Божественного начала в мире с Плеромой. Осуществляет ее Божественный Спаситель (Христос). Валентиниане делили людей на духовных (которым спасение гарантировано), душевных (чье спасение зависит от их поведения) и плотских (обреченных на погибель). H. В. Шабуров Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 359.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Источники:The Nag-Hammadi Library in English. Leiden —N.Y.— K6ln, 1996, p. 27-103, 139-160, 260-268, 472-489; Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. М., 1989, с. 263 — 295. Литература:Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 275-290; Sagnard F.-U. La Gnose Valentinienne et Ie temoignage de Saint Irenee. P., 1947; Stead G. C. The Valentinian Myth of Sophia. — «Journal of Theological Studies», v. 20,1969.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |