Успенский Петр Демьянович |
|
1878-1947 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Демьянович УспенскийУспенский Петр Демьянович [5 (17) мая 1878, Москва — 2 октября 1947, Лин Плейс, Англия] — русский философ-мистик, психолог. Получил математическое образование в Московском университете. С юности стремился обрести отличное от обычного эзотерическое знание. Много путешествовал по России, Востоку и Европе. Первый роман «Странная жизнь Ивана Осокина» (1905) построен на идее вечного возвращения. Успенский знакомится с теософской литературой, изучает оккультизм и йогу. В книге «Новая Модель Вселенной» (1911) подвергает критике ограниченное чувственным восприятием понятие трехмерного пространства, выдвигает теорию многомерной Вселенной, включающей измерения времени и вечности. В «Tertium organum» (1912) рассматривает феномены и закономерности мышления, памяти, сознания; выдвигает идею о том, что орудие отбора человеческой эволюции есть любовь, отсутствие ее ведет к вырождению и инволюции. Важнейшим событием в жизни Успенского стала его встреча в 1915 с Г. И. Гурджиевым, автором учения «четвертого пути», восходящего к суфийской традиции накшбандийа. Глубоко восприняв идеи Гурджиева, Успенский в последующих книгах излагал его учение в собственной интерпретации. Суть учения состояла в том, что в отличие от трех традиционных-путей самосовершенствования — факира, монаха и йога, требующих ухода от мира, есть четвертый — путь расширения, трансформации сознания в условиях обыденной жизни. Обычный человек является машиной, живущей и реагирующей на мир механически, в состоянии спящего сознания. Он — жертва своих страхов и желаний, клубок различных импульсов и реакций. Человек состоит из сотен маленьких «я». Цель «учения» — дать человеку способ обретения внутренней целостности через трудный процесс самовспоминания и самоосознавания с помощью специально разработанной системы методов и упражнений для ума и тела. В течение двадцати шести лет (1921—1947) сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке Успенский создает группы единомышлен-ников, проводит встречи, читает лекции. E. Л. Митюгова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 149.
Успенский Петр Демьянович (1878—1947) философ, теософ, популяризатор религиозно-философской системы Г. И. Гурджиева. Биография. Родился в семье разночинцев. Получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. Начиная с 1907 г. погрузился в изучение эзотерических учений. Путешествовал по Востоку, здесь познакомился с йогой. На основе этих путешествий написал книгу «Tertium Organum». Читал лекции в Москве и Петрограде. В 1915 г. встретился с Г. И. Гурджиевым, учение которого восходило к суфизму. В 1921 г. расстался с ним из-за неприятия слишком жестких отношений «учитель—ученик» и стал разрабатывать собственную систему. С 1921 г. жил в Лондоне. В 1931 г. вышла его книга «Новая модель Вселенной». Читал лекции в Лондоне и Нью-Йорке по системе Г. И. Гурджиева — курс из пяти лекций по космологии и пять лекций по психологии. «Психологические лекции 1934-1940 годов» были опубликованы в 1940 г. Последняя его рукопись «Фрагменты неизвестного учения» была опубликована Г. И. Гурджиевым под названием «В поисках чудесного». Исследования. Выдвинул идею многомерного мира, в котором четвертым измерением выступает время. Под мистическим понимал процесс познания посредством расширенного сознания. В соответствии со средневековой традицией выделял в человеческом существе три центра: двигательный и инстинктивный, эмоциональный, интеллектуальный. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 623. Сочинения: Внутренний круг. О «последней черте» и о сверхчеловеке. СПб., 1913; Символы Таро. Пг., 1917; Четвертое измерение. Пг., 1918; Искания новой жизни. Пг., 1918; Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М., 1992; The Psychology of Man's Possible Evolution. N.Y., 1973, в рус. пер.: Психология возможностей человека. // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под ред. И. Т. Касавина. М., 1990.
Успенский Петр Демьянович (5( 17).05.1878, Москва - 2.10.1947, Лин Плейс, Англия) - философ-мистик, психолог. Рос в атмосфере художественных интересов и преклонения перед искусством. В Московском университете изучал биологию, психологию и математику, а также приступил к самостоятельным исследованиям проблемы четвертого измерения. Но в нем зрело недоверие к академическому знанию; считал, что профессора так же убивают науку, как священники религию. В течение ряда лет, сотрудничая с русскими газетами и журналами объездил Россию, побывал на Востоке и в Европе. В 1905 году написал свой первый роман о вечном возвращении (это произведение было опубликовано только через 10 лет под названием «Кинемодрама» (не для кинематографа) (Пг., 1917). В 1907 году Успенский столкнулся с теософской литературой (Блаватская, Олкотт, Безант, Синнет и др.), которая произвела на него сильное впечатление. Он занялся исследованиями по эзотерике и мистике, заново переосмыслив проблемы «высших измерений». После путешествий 1908 года (Константинополь, Смирна, Греция и Египет) занялся в Петербурге изучением оккультизма, одновременно работая над собственными произведениями (в т. ч, над кн. «Терциум органум»). В 1913-1914 годы он снова предпринял путешествие в Египет, Индию и на Цейлон. В 1915 году встретился в Москве с Гурджиевым. Успенский понял, что эзотерические школы, которые он безуспешно пытался обнаружить за рубежом, действовали в Москве. Постигая эзотерические идеи и «школьные» принципы Гурджиева, Успенский стал одним из ближайших его учеников и организовал еще один гурджиевский кружок в Петербурге. Откликнувшись на приглашение Гурджиева, он уехал на Кавказ и примкнул к группе учителя в Александрополе. В 1920 году Успенский вместе с семьей покинул Россию и перебрался в Константинополь. Среди хаоса и нищеты сумел организовать группу единомышленников и приступил к созданию собственной системы «школьного» обучения, читал лекции по психологии. Один из его учеников, англичанин Дж. Беннет, помог с публикацией книги «Терциум органум» на английском языке. В 1921 году Успенский переехал в Англию. Здесь он создал несколько групп, пытаясь усовершенствовать технику саморазвития на основе новых принципов психологии. В 1922 году Лондон посетил Гурджиев, и Успенский постарался оказать ему деловую помощь по организации Института гармонического развития человека в Фонтенбло под Парижем. В 1924 году между ними произошел разрыв, и уже до конца жизни Успенский не встречался с Гурджиевым. В 1931 году вышел фундаментальный труд Успенского «Новая модель Вселенной». В 1935 году Успенские купили большую усадьбу под Лондоном, где разместилась школа-коммуна. Среди учеников была И. Д. Бересфорд, Э. Блеквуд, А. Р. Орэдж, К. Ишервуд, писатель О. Хаксли. В 1941-1946 годы Успенские жили в Америке, в Нью-Джерси. Тяжело больной Успенский продолжал работать с несколькими английскими учениками, мечтая вернуться в Англию, Осенью 1947 года после возвращения в Англию философ скончался. Успенский впервые дал последовательное изложение учения Гурджиева. В результате изучения и обобщения оккультно-мистических учений предпринял попытку осуществить синтез современных достижений науки, искусства и мистического наследия. На родине Успенский был неизвестен вплоть до 50-х годов, когда его книги были переведены с английского энтузиастами-единомышленниками. В. В. Кравченко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 662. Сочинения : Четвертое измерение. Спб., 1910; Терциум органум. Ключ к загадкам мира. Спб., 1911; Внутренний круг. О «последней черте» и сверхчеловеке. Две лекции. Спб., 1913; В поисках чудесного. Спб., 1992; Четвертый путь. Спб., 1995; Совесть: поиск истины. Спб., 1997; The Fourth Way. N. Y., 1957; In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching. N. Y., 1949; ANew Model of the Universe, L., 1931; A New Model of the Universe. N. Y., 1931; The Psychology of Man's Posible Evolution. L.J N. Y., 1950; The Strange Life of Ivan Osokin. N. Y., 1947; Tertium organum (The Third organ of thought), A Key to the Enigmas of the World. N. Y, 1920; Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М., 2000. Литература: Кравченко И. И. Мистицизм в русской философской мысли XIX - нач. XX в. М., 1997; Reyner J. Ouspensky: The Unsung genius. L., 1981; Webb. J. The hamionious circle. L., 1980; Wilson C. The strange life of P. D, Ouspensky. L., 1993.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:В поисках чудесного. СПб., 1992; Четвертый путь. СПб., 1995; Совесть: поиск истины. СПб., 1997. Четвертое измерение. Спб., 1910; Терциум органум. Ключ к загадкам мира. Спб., 1911; Внутренний круг. О «последней черте» и сверхчеловеке. Две лекции. Спб., 1913; The Fourth Way. N. Y., 1957; In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching. N. Y., 1949; A New Model of the Universe, L., 1931; A New Model of the Universe. N. Y., 1931; The Psychology of Man's Posible Evolution. L.J N. Y., 1950; The Strange Life of Ivan Osokin. N. Y., 1947; Tertium organum (The Third organ of thought), A Key to the Enigmas of the World. N. Y, 1920; Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М., 2000. Литература:Кравченко И. И. Мистицизм в русской философской мысли XIX - нач. XX в. М., 1997; Reyner J. Ouspensky: The Unsung genius. L., 1981; Webb. J. The hamionious circle. L., 1980; Wilson С. The Strange Life of P. D. Ouspensky. L., 1993.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |