Успенский Константин Николаевич |
|
1874-1917 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Николаевич УспенскийУспенский Константин Николаевич (1874 - 14(27).V.1917) - русский историк-византинист. С 1910 года - приват-доцент Московского университета. Его главный труд - "Очерки по истории Византии" (ч. 1, М., 1917). На исторической концепции Успенского сказался идеологический разброд в среде русской интеллигенции в годы реакции после поражения революции 1905-1907 годов. Успенский отрицал закономерности исторических явлений; фактически пришел к теории извечности феодализма, не увидев в нем новой, более высокой ступени развития общества. Считая иммунитет (экскуссию) основой византийский феодализма, Успенский парадоксально утверждал, что после 5-6 веков этот институт больше не развивался, а к 11 веку и вовсе утратил значение. Особенностью византийского феодализма считал "монастырский феодализм", преувеличивая экономическое и политическое влияние монашества в ранней Византии. Иконоборчество, по Успенскому, было борьбой императоров против монастырского землевладения. Успенский выступал против распространенной в 19 веке общинной теории, утверждая, что "...самый "общинный строй"... ирреален" (см. "Очерки...", ч. 1, М., 1917, с. 162); отрицал какое бы то ни было славянское влияние на складывание византийской общины (византийская община, согласно Успенскому, существовала и до славянской колонизации), принижая при этом уровень общественного развития славян и утверждая, что они в то время были способны лишь разрушать, а но созидать. Народ в изображении Успенского - аморфная масса, не играющая существенной роли в историческом процессе. М. Я. Сюзюмов. Свердловск. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.
Далее читайте:Историки (биографический справочник). Сочинения:Юстиниан и крупное землевладение сенатской знати, "Голос минувшего", 1913, No 6; Экскуссия - иммунитет в Визант. империи, в сб.: Визант. врем., т. 23, П., 1923; Феофан и его хронография, там же, т. 3, 4, М.-Л., 1950-51. Литература:Удальцова З. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР, т. 3, М., 1963, гл. 9; Сюзюмов М. Я., Осн. направления историографии истории Византии иконоборческого периода, в сб.: Визант. врем., т. 22, М., 1963.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |