Уайтхед Алфред Норт |
|
1861-1947 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алфред Норт УайтхедУайтхед (Whitehead) Альфред Норт (1861-1947) - выдающийся английский философ, представитель неореализма - раннего этапа Аналитической философии. В 1880-1884 годы - студент Тринити Колледжа Кембриджского ун-та по специальности математика. В начале 1900-х годов обращается к философии, выступая противником господствующего в Англии Абсолютного идеализма. Наряду с Б. Расселом, Дж. Э. Муром и С. Александером выступает основоположником аналитической философии. В 1910-1924 работает деканом факультета философии Лондонского ун-та. В 1924 году переезжает в США, где прожил до конца жизни. Работал профессором в Гарвардском ун-те (1924-1937). Уайтхед - автор многочисленных трудов, среди которых главное место занимают: «Понятие природы» (1920), «Процесс и реальность» (1929), «Приключения идей (1933) и др. Уайтхед вступает на философскую сцену в начале 1900-х годов как автор статей по философии математики. В соавторстве с Б. Расселом он пишет трехтомный труд «Principia Mathematica» (1910-1913), в котором заложены основы математической логики. Центральной частью логической системы Уайтхеда-Рассела выступает теория дескрипций, согласно которой каждое имя в языке должно описывать факт и не должно быть двух разных имен для одного и того же факта. Теория дескрипций заложила основы теории идеального языка и философии логического анализа. В сфере логики Уайтхед также разработал теорию экстенсивной абстракции, описывающую отношения между общими и частными понятиями. Суть этой теории формулируется так: если А и В - два события, причем А' есть часть А и В' - часть В, то во многих случаях отношения между частями А' и В' будут проще, чем отношения между А и В. Теория экстенсивной абстракции выступает основой принципа упрощения в математической логике. В области эпистемологии Уайтхед выступает последовательным сторонником реализма. В процессе восприятия формируются чувственные данные. Важнейшим свойством чувственных данных выступает объективация, т.е. способность выхода содержания ощущения к объективному миру. Уайтхед трактует субъекта опыта как активного субъекта, выступая противником теории отражения. В процессе опыта формируется стадия охватывания, на которой содержание отражения включает в себя одновременную интерпретацию со стороны познающего субъекта. При этом чувственные данные проникают в физический мир, а структура объекта, в свою очередь, раскрывается в чувственных данных. Уайтхед основывает положение о единстве опыта на принципе единства реальности, которая является основой нашего восприятия. Реальность У. понимает как совокупность организмов. Каждый организм трактуется как первичный элемент вселенной, как прилив и отлив внутренней энергии. Организмы имеют две формы своего существования. С одной стороны, существуют события, т. е. темпоральные явления и факты. С другой стороны, каждое событие укоренено в вечном объекте, который воплощает в себе устойчивую область вселенной. Каждый вечный объект имеет определенную связь с соответствующим событием, которую устанавливает эпистемологический анализ. Несмотря на то, что Уайтхед трактует вечные объекты как вещи, а не как сущности, можно говорить об определенном влиянии на его онтологию философии абсолютного идеализма. Это делает систему Уайтхед противоречивой, сочетающей в себе элементы как реализма, так и идеализма. События и вечные объекты находятся в постоянном изменении, которое Уайтхед называет процессом. Процесс выступает онтологической формой существования реальности. В своем главном труде «Процесс и реальность» Уайтхед доказывает тезис о вечном характере мирового процесса как метафизическими, так и физическими способами. Немалую роль в онтологических взглядах Уайтхед играет проблема существования Бога. Отвергая любые теологические представления о Боге, Уайтхед доказывает необходимость существования Бога как метафизического понятия. По мнению Уайтхеда, только Бог мог создать мировую гармонию. Широкую известность на Западе имеет культурологическая концепция Уайтхеда, в которой он стремился обобщить, подытожить, свести в единую систему достижения философии, науки, литературы и искусства Запада. Так, Уайтхед говорит о «приключениях идей», когда главенствующие идеи видоизменяются, проявляют себя в различных сферах культуры. Для исследования культуры необходимо применять специфический метод, называемый Уайтхед методом символизма. Согласно символизму, любой объект человеческого опыта или мышления подвергается интерпретации, превращению из факта природы в факт культуры. Характерно, что впервые в истории философии Уайтхед предложил реалистическую трактовку символизма: символические формы не обладают онтологической самостоятельностью, а культура не выделяется в особую сферу, противопоставленную природе. Культурологические взгляды Уайтхеда развивались во многих направлениях аналитической философии, таких как история идей, внутренний реализм и др. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 339-340. Сочинения: Избранные работы по философии. М., 1990; Символизм, его смысл и воздействие. Томск, 1999; The Concept of Nature. Cambridge, 1926; Science and Philosophy. N.Y., 1948; An Anthology. N.Y., 1953. Литературы: Кисселъ M.A. Судьба старой дилеммы. М., 1974; Никоненко С.В. Английская философия XX века. СПб., 2003. Вернуться на главную страницу Уайтхеда
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |