Туполев Андрей Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Туполев Андрей Николаевич

1888-1972

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Андрей Николаевич Туполев

Портрет А.Н. Туполева работы Олега Закоморного.

Туполев Андрей Николаевич (1888—1972) — советский авиаконструктор, основоположник отечественного цельнометаллического тяжелого самолетостроения, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), лауреат Сталинской премии (1943.1948,1949,1952), Государственной премии СССР (1972) и Ленинской премии (1957), Герой Социалистического Труда (1945,1957,1972).

Проблемами самолетостроения начал заниматься со времени встречи с Н. Е. Жуковским и с начала учебы в Московском высшем техническом училище (МВТУ) в 1908 г. В 1918 г. вместе с Н. Е. Жуковским организовал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1918—1936 гг. — зам. руководителя института. К 1922 г. в составе ЦАГИ оформилось опытное конструкторское бюро (ОКБ) А. Н. Туполева по созданию цельнометаллических аэросаней, торпедных катеров, боевых и гражданских самолетов (с 1936 — самостоятельная организация). В 1924—1925 гг. построены первые советские цельнометаллические самолеты (АНТ-2 и АНТ-3). До 1936 г. под его руководством было создано 8 типов торпедных катеров и 50 самолетов (в том числе, стратегические АНТ-4, АНТ-6, АНТ-42; пассажирские АНТ-9, АНТ-20 «Максим Горький»; рекордные АНТ-25, АНТ-37 и фронтовой бомбардировщик АНТ-40). В 1936 г. назначен (без освобождения от руководства ОКБ) главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности.

В 1937—1941 гг. был необоснованно репрессирован. В заключении работал в ЦКБ-29 НКВД над проектом «103» (Ту-2), признанным лучшим фронтовым бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

В послевоенный период руководил созданием более 100 типов военных и гражданских самолетов, обеспечив вооружение дальней стратегической авиации СССР (Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-22м, Ту-95) и до 75% объема перевозок пассажиров «Аэрофлота» (Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-154). Был создан первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.

На самолетах ОКБ А. Н. Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США, высадка научной экспедиции «Северный полюс» во главе с И. Д. Папаниным на АНТ-6.

Заслуги А. Н. Туполева признаны во всем мире — он был избран почетным членом ряда зарубежных научных обществ и институтов.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 521-522.


Вернуться на главную страницу Туполева

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС