Тулмин Стивен Эделстон |
|
р. 1922 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Стивен Эделстон ТулминТулмин (Toulmin) Стивен Эделстон (p. 1922) - английский философ. Его семья в годы перед и после Первой мировой войны была связана с политикой английской Либеральной партии и с деятельностью нобелевского лауреата Нормана Энджелла, широко известная книга которого «Великая иллюзия» (1909) дала один из толчков к созданию Лиги наций как предшественницы ООН в период между двумя мировыми войнами. Изучал физику в Кембриджском университете и в 1942-1945 годы работал в организации, занимавшейся радарными исследованиями. Вернувшись в Кембридж, изучал философию в период последних двух лет академической карьеры Л. Витгенштейна. В 1948 году получил докторскую степень за диссертацию «Разум в этике», опубликованную в 1949 году. Приглашенный в качестве лектора по философии науки в Оксфордский университет, он до 1960 года работал главным образом в этой области философии. Элемент скептического прагматизма, присутствующий в работах позднего Л. Витгенштейна, подвел его в эти годы к тому, чтобы бросить вызов доверию к формальной логике, весьма распространенному среди философов науки от Вены до Лондона, а также среди их американских коллег. В своей книге «Использования аргументации» (1958) он обобщил этот вызов, подчеркнув «фоновую», «полевую» зависимость рассуждения, а также необходимость интерпретации любых аргументов - в науке, юриспруденции и политике, медицине и этике - в контексте их отношения к практической деятельности, к витгенштейновским жизненным формам. С начала 1960-х и до середины 1970-х годов в работах Тулмина исследовались различные черты практических контекстов рассуждений. Он также связал эту проблематику с концепцией исторической эволюции понятий и практик, которую разработал Р. Дж. Коллингвуд. В 1959-1960 годы Тулмин впервые выезжал с лекциями в США, после 1965 такие визиты стали регулярными. В эти годы вместе со своим студентом А. Яником он написал книгу «Витгенштейновская Вена», а также приступил к своему наиболее претенциозному труду «Человеческое понимание» (1972). Это был пункт, где его исследования пересеклись с под-ходом Р. Козелека и немецкой школы истории понятий. С 1973 года Тулмин работал в Чикагском университете. В этот период в центре его интересов оказались практические типы рассуждений. В свете практики клинической медицины и подобных ей областей он интерпретировал аристотелевское понятие «фронезиса» (Никомахова этика. Кн. VI). Затем около 15 лет Тулмин разрабатывал проблематику клинической медицинской этики, опираясь на наблюдения в Медицинской школе Чикагского университета. В это же время участие в работе Комитета по социальной мысли Чикагского университета вызвало у него интерес к проблемам исторического развития гуманитарной мысли, в частности в том виде, как это развитие происходило в 16 веке - от Эразма и Лютера до М. Монтеня и В. Шекспира. Явное противоречие между интересом к конкретному и частному у гуманистов 16 века и направленностью мысли на абстрактное и универсальное у представителей точных наук, начиная с Г. Галилея и Р. Декарта, послужило для Тулмина толчком к переосмыслению нововременной современности (Modernity) в его кн. «Космополис» (1989). В ней генезис и подъем точных наук в это время истолковывается как один из ответов на широкий политический, социальный и духовный кризис, охвативший Европу в начале Нового времени. Характер этого кризиса представлен, напр., в теологических оправданиях грубости и жестокости Тридцатилетней войны. Однако политическое урегулирование в Европе после 1648 года было основано на статических идеалах как природного, так и социального Порядка. Сомнение в этих идеалах высказывается лишь в наше время в связи с появлением теорий «хаоса» и «сложности» в естественных науках, а также в чем-то сходной критикой идеи суверенитета национального государства как существенного элемента политического порядка. Со времени формальной отставки в 1992 году Тулмин проводил часть времени в ун-те Южной Калифорнии, занимаясь «мультиэтническими и транснациональными исследованиями», выезжал с лекционными курсами в Европу, в частности в Швецию, Австрию и Нидерланды. Его интересы сосредоточились на новых категориях политики и науки, которые появились, с одной стороны, в эпоху нелинейной математики, теорий хаоса и сложности, с другой стороны, в практике возникновения политических институтов, отличающихся прямым взаимодействием между локальными и глобальными организациями, часто неправительственными или международными, при уменьшении значения традиционных национальных правительственных структур. В спектре различных форм - от теории до практики - эффективные «местоположения» действий, по мнению Тулмина, находятся ныне скорее в рассредоточенных «функциональных сетях», чем в централизованных «источниках» силы и власти. Поэтому мы должны искать образцы для нашего концептуального оснащения не столько в аксиоматизированных теориях физики, как это было после 1650-х годов, сколько в экологических категориях и эволюционных моделях биологических наук. Ничто не является полностью стабильным, однако ничто не является также и неким тотальным потоком. В клинической медицине, в технологической сфере, в практической политике наши привычные и как бы врожденные идеи «логической структуры» и «национального суверенитета» поэтому оказываются для целей практических решений и аргументации скорее вводящими в заблуждение, чем заслуживающими полного доверия. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 338-339. Сочинения: Концептуальные революции в науке // Структура и развитие науки. М., 1978; Человеческое понимание. М., 1984; The Philosophy of Science. L., 1953; The Ancestry of Science. V. 1-3. L., 1961-1965; Foresight and Understanding. Bloomington, 1961; Knowing and Acting. N.Y., L., 1976; Return to Reason. Cambridge, 2001; The Uses of Argument. Cambridge, 2003. Вернуться на главную страницу Тулмина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |