Туфанов Александр Васильевич |
|
1877-1941 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Васильевич ТуфановТуфанов Александр Васильевич [19.11(2.12).1877, Петербург - 1941 ] — поэт, теоретик искусства. Сын крестьянина Архангельской губ., считал себя потомком новгородских ушкуйников. Окончил Тотемскую учительскую семинарию, в 1900 — Петербургский учительский институт. Был зачислен вольнослушателем в Петербургский унститут, но завершить там образование Туфанову не удалось. В 1902 он был привлечен к суду за распространение нелегальной литературы. В 1907 был арестован вторично по обвинению в революционной агитации. По свидетельству самого Туфанова, «в общей сложности в одиночном заключении пробыл около полутора лет, в семи столичных и провинциальных местах заключения, один раз пересылался этапным порядком и 2 раза был под надзором полиции» (Автобиография. РО ИРЛИ). В промежутке между двумя арестами Туфанов начал литературно-репортерскую деятельность: в 1905 в газете «Сын Отечества» появились его театральные рецензии и судебно-политическая хроника. Затем Туфанов, не порывая с литературой, переключился на педагогическую работу. Стал обучать глухонемых, а в 1913 «задумал опрокинуть весь школьный строй» (Автобиография). Будучи редактором журнала «Обновление школы», он отринул классическую педагогику и, провозгласив все учебники аннулированными, стал утверждать метод обучения «путем непосредственного чтения». Тем не менее гордился своей первой книгой: «Практическое руководство к лабораторным занятиям в 1-й год обучения детей арифметике и геометрии» (1914). Свои стихи впервые опубликовал в студенческом журнале «Северный гусляр» в 1915. Отношение к революционному перелому 1917 Туфанов охарактеризовал так: «Революцию я встретил по В.Гюго, а проводил ее через неделю по Диккенсу... Говоря иначе: я плюнул и произнес трехэтажное слово по адресу революции. Тем и дело кончилось» (Автобиография). Оттолкнула Туфанова от революции прежде всего ее чрезмерная жестокость. После Октября Туфанов был секретарем анархической газете «Вольный плуг», с 1919 жил в Архангельске и публиковался в бойскаутских и белогвардейских изданиях (газеты «Тотем говорит», «Возрождение Севера»). Затем перебрался в Галич (1920-21), где заведовал школьно-лекционной секцией Политпросвета. В это время формируются основы его философско-эстетичес-кой концепции, которую он попытался претворить после возвращения в Петроград (1922). Сначала он примыкает к возглавлявмой художником М.Матюшиным группе «Зорвед» («зоркое ведание»), провозглашавшей принцип «расширенного восприятия пространства и времени». В 1925 создает свою творческую организацию («Орден заумников DSO»), а затем — «Левый фланг» при ленинградском Союзе поэтов, где активную роль начинают играть Д.Хармс и А.Введенский. Испытав на себе явное влияние Туфанова как теоретика и поэта, они тем не менее в 1926 из объединения выходят и затем создают ОБЭРИУ. Их учитель остается в одиночестве. В общем плане свою духовно-интеллектуальную эволюцию Туфанов определял как переход от идей экономического материализма К.Маркса и Ф.Энгельса, а также философии Гегеля — к индивидуалистическим концепциям, которые «помогли выработать Штирнер, Ницше, Шопенгауэр, а также лучшие творения символистов: Малларме, Бодлера, Э.По, Метерлинка, Бальмонта и Брюсова» (Автобиография). Такой переход был обозначен в первой книге стихов и прозы Туфанова «Эолова арфа» (1917). Там Туфанов призывал к демократизации искусства через освобождение в человеке интуитивного начала и называл этот процесс «акмеизмом в жизни и театральностью в искусстве». Уже тогда он создал свой имидж, который в обстановке 1920-х стал производить эффект: при низком росте и горбатой фигуре (из-за костного туберкулеза) длинные волосы, кружевное жабо и старинное пенсне. Потом «театрализация жизни» продолжится в творческой деятельности обэриутов. В то же время Туфанов провозглашал возвращение к «недумающей природе». В статье «Освобождение жизни и искусства от литературы» (Красный студент. 1923. №7-8) он проповедовал теорию опрощения как высший синтез жизни и искусства и утверждал основные принципы того направления в художественном творчестве, которое на Западе в 1950-е обретает название «поп-арт». Правда, сам Туфанов его называл традиционно — «заумь». Тогда же вышла его статья «Ритмика и метрика частушек при напевном строе» (Красный журнал для всех. 1923. №7-8), где туфановская теория зауми выводилась из поэтики фольклора. Реализовать свою теоретическую заявку художественно Туфанов попытался в книге «К зауми. Фоническая музыка и функции согласных фонем» (1924), где помимо таблицы речезвуков, демонстрировавшей пространственно-графический эквивалент каждого согласного в русской речи, содержались и образцы новой поэзии: «фоническая музыка», основанная на композиции фонем вне семантического значения слова («Весна»: «Сииньсоон сиий сел-ле соонг се...» и т.д.). Следуя здесь традиции В.Хлебникова (после его смерти Туфанова провозгласил себя «Велемиром Вторым» и «Председателем Земного Шара Зауми»), Туфанов фактически ограничил заумь собственно эстетическими задачами, хотя и упоминал в своих статьях и декларациях имена многих философов и ученых: А.Бергсона, А.Эйнштейна, В.Вундта, Н.Марра и др. Как поэт Туфанов претерпел ощутимую эволюцию. Включенные в «Эолову арфу» стихи, написанные в самых разных формах (глосса, рондо, акростих, канцона, газелла и др.), выдавали автора как эпигона символистов, усвоившего кое-что от Игоря Северянина. Вошедший в книгу «К зауми...» «стихотворный поп-арт» напоминал опыты А.Крученых, он не выходил за рамки эксперимента. Наивысшим достижением Туфанова-поэта стала поэма «Ушкуйники» (1927, авторское обозначение жанра — «фрагменты поэмы»). Построена она на единении двух языковых пластов — современного и древне-языческого, что придавало стиху особую экспрессию. А пафос произведения, появившегося в юбилейный для Октябрьской революции год, ярче всего был выражен в строках: «Новограда вольница. / Буйная застольница, / Коли власть не ко двору, / Выйдем с кличем: — К топору!» Когда в 1931 вместе с группой работников ленинградского отделения Детгиза Туфанов был арестован ОГПУ по обвинению в контрреволюционном заговоре, он признал, что «вся эта поэма, написанная методами и приемами поэтической зауми, <...> переключает современную советскую действительность на XV век, на эпоху борьбы Вольного Новгорода с Москвой, причем под дружиной "новгородских ушкуйников" понимается мною белая армия, а под Москвой XV века — Красная Москва, Москва Ленина и большевиков» (Протоколы допросов А.В.Туфанова // Октябрь. 1992. №11. С.188). В отличие от других арестованных Туфанов был наказан сурово: «Заключение в концлагере сроком на 5 лет». Он отбывал срок в Темниковском ИТЛ НКВД (Потьма Казанской ж.д.), после освобождения по инвалидности с 1933 по 1936 жил в Орле. Занимался там переводами. В 1936 ему было разрешено переехать в Новгород, на родину предков. Там он работал лаборантом в учительском институте, продолжая изучение фольклора. Об обстоятельствах смерти Туфанова достоверных сведений нет: исчез в нояб. 1941. Есть версия (см.: Бахтерев И. Последний из ОБЭРИУ // Родник. 1987. №12. С.54), что Туфанов был эвакуирован в Сибирь и там умер от голода. Г.В.Филиппов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 525-527. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:К зауми // Забытый авангард России. Первая треть XX столетия. Wiener Slawistisher. Almanach. Wien, 1988. P.102-125; Ушкуйники / сост. Ж.Ф.Жаккар и Т.Никольская. Berkeley, 1991. Литература:Бахтерев И. Когда мы были молодыми // Воспоминания о Заболоцком. Л., 1984. С. 66-67; Sigow S. [ошибка: автор — Никольская Т.]. «Орден заумников» // Russian Literature. Vol. 22/1. P.85-95; Гумилевский Л. Судьба и жизнь: Воспоминания // Волга. 1988. №7. С.163; Палей А.Р. Председатель земного шара // Палей А.Р. Встречи на данном. Воспоминания. М., 1990. С.88-91; Разгром ОБЭРИУ: материалы следственного дела / вступ. статья, публ. и комм. И.Мальского // Октябрь. 1992.№11. С.166-191; Жаккар Ж.Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995. С.34-40.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |