Трибуц Владимир Филиппович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Трибуц Владимир Филиппович

1900-1977

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

В.Ф.Трибуц. 1934 г.

Трибуц Владимир Филиппович (15.7.1900. Петербург - 1977), военно-морской деятель, адмирал (1943), доктор исторических наук (1970). Образование получил в Военно-морском училище имени Фрунзе (1926) и Военно-морской академии (1932). В февр. 1918 вступил в Красный флот. Участник Гражданской войны, плавал на судах Астраханской и Волжской флотилий, на Каспии. В 1926-29 и 1932-36 служил на линейных кораблях "Парижская коммуна", "Марат", командовал эскадренным миноносцем "Яков Свердлов". В 1928 вступил в ВКП(б). С 1936 нач. отдела штаба, а с февр. 1938 нач. штаба Балтийского флота. С апр. 1939 командующий Балтийским флотом. В 1941-52 член Центральной ревизионной комиссии ВКП(б). Под его командованием флот участвовал в оборонительных действиях у Таллина, Ленинграда. В 1946-50 депутат Верховного Совета СССР. В 1947-48 зам. главнокомандующего войсками на Дальнем Востоке по ВМС. С 1949 нач. Гидрографического управления ВМС, нач. кафедры, факультета Военной академии Генштаба. В 1957-60 адмирал-инспектор ВМФ. С февр. 1961 в отставке. Автор более 50 военно-исторических трудов, в т.ч. нескольких книг мемуаров.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000


ТРИБУЦ Владимир Филиппович (1900-1977). Адмирал (1943). Доктор исторических наук. В ВМФ с 1918 г. Участник гражданской войны. Окончил Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе (1926) и Военно-морскую академию (1932). Член ВКП(б) с 1928 г. В 1939-1947 гг. — командующий Балтийским флотом. В июне 1941 г. — вице-адмирал. В 1947-1948 гг. — заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС, в 1949-1960 гг. — начальник Гидрографического управления ВМС, адмирал-инспектор ВМФ. Депутат Верховного Совета СССР (1946-1950).

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Трибуц — автор мемуаров и научных трудов, в том числе «Подводники Балтики атакуют» (Л., 1963), «Балтийцы наступают» (Калининград, 1968), «Балтийцы вступают в бой» (Калининград, 1972) и др.

Несмотря на впечатляющие награды и послужной список, деятельность адмирала Трибуца на посту командующего Балтийским флотом вызывает критику у ряда исследователей.

Так, профессор В. Доценко пишет: «Ни разу не удалось флоту прервать или хотя бы серьезно нарушить воинские или экономические перевозки противника. На протяжении всей войны практически без перебоев шла доставка стратегического сырья из Скандинавии в порты Германии, систематически осуществлялись перевозки в интересах приморских группировок сухопутных войск. С 24 сентября по 25 ноября 1944 г. противник почти без противодействия эвакуировал 250-тысячную группировку сухопутных войск с Курляндского плацдарма. Затем в 1945 г. из Либавы, Виндавы, Данцига и Свинемюнде он вывез свыше 400 тысяч солдат и офицеров и 2,5 миллиона человек гражданского населения...» (Доценко В.Д. Флот. Война. Победа. 1941-1945. СПб., 1995. С. 227).

Серьезные «просчеты» были допущены командованием Балтфлота и лично Трибуцем при обороне Либавы, Таллина, осуществлении Таллинского перехода, эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко (1941). Трибуца считают виновником гибели нескольких подводных лодок в 1943 г.

«Трибуц без ведома своего командования уничтожил Либавскую военно-морскую базу — за два дня до похода немцев к Либаве. <...> В 1943 г. Трибуц скрыл от своего командования наличие в Финском заливе непроходимого вражеского минно-сетевого заграждения и безрассудно угробил там несколько подводных лодок» (Стрижак О. Секреты Балтийского подплава. СПб., 1996. С. 223, 224).

Таллинский переход — самая трагическая страница истории Военно-Морского флота России. В нашей историографии потери судов оцениваются по-разному. Доктор исторических наук В.И. Ачкасов, к при-меру, утверждал, что были потеряны «главным образом, малотоннаж-ные суда» (Ачкасов В.И. Прорыв флота из Таллина в Кронштадт // Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941-1944. М., 1973. С. 93). Тщательный анализ свидетельствует о прямо противоположном. Среди погибших на переходе: 3 плавбазы (из 4), 17 транспортов (из 20), танкер (единственный), 1 ледокол (из 2), единственная плав-мастерская, 3 спасательных судна, 6 буксиров (из 13), 4 шаланды (из 4), 3 мотобота (из 3). Всего 46 судов из 67, участвовавших в переходе. Погибли также 16 боевых кораблей (из 128): 5 эсминцев, 3 сторожевых корабля, канонерская лодка, 2 подводные лодки, торпедный катер, 3 тральщика, малый охотник.

Что касается потерь личного состава, то адмирал Трибуц в мемуарах «Балтийцы вступают в бой» назвал цифру — около 5 тысяч человек. В официальном издании Главного штаба Военно-Морского Флота эти потери определены в 10 тысяч человек (Военно-Морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Т. 3. М., 1962. С. 97). «...Из почти 50 тысяч защитников Таллина более 10 тысяч попали в плен, около 10 тысяч погибли в боях либо мелкими группами вышли из окружения, а до 30 тысяч были приняты на транспорты и боевые корабли. Следовательно, если в Кронштадт прибыло от 16 до 18 тысяч, то получается, что в водах Финского залива нашли себе могилу от 12 до 14 тысяч человек. Для сравнения: в 1905 г. при Цусиме — погибло чуть более 5 тысяч человек, потеряно, интернировано и сдано неприятелю 27 кораблей. Таллинский переход превзошел Цусиму длиной своего мартиролога» (Блокада рассекреченная. СПб., 1995. С. 71- 72).

23 октября 1941 г. началась крупномасштабная операция по эвакуации военно-морской базы Ханко, продолжавшаяся 49 дней. Нужно было вывезти 27 тысяч человек и тысячи тонн грузов. Из 88 кораблей и судов, участвовавших в эвакуации, погибло 25, включая турбоэлектроход «И. Сталин», на борту которого было 4000 человек (Боевая летопись Военно-морского флота. 1941-1942. М., 1983. С. 118).

Балтийский флот только за 4 месяца 1941 г. потерял 1 линкор, 1 крейсер, 1 лидер, 15 эсминцев и 27 подводных лодок.

Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский был снят с должности (1944) и понижен в звании до контр-адмирала за то, что на Черном море погибли 3 эсминца (и, по иронии судьбы, был назначен на эскадру КБФ, в подчинение Трибуцу). А вице-адмирала Трибуца в 1943 г. произвели в полные адмиралы.

В книге «Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и конфликтах» (М., 1993. С. 301)1 о потерях личного состава Балтийского флота говорится следующее: «Убито и умерло на этапах санитарной эвакуации — 3001 офицер, 4038 старшин и сержантов, 12 797 матросов и солдат. Пропало без вести, попало в плен — 3528 офицеров, 4920 старшин и сержантов, 24 261 человек рядового состава. Небоевые потери — 323 офицера, 624 человека старшинского состава и 2398 рядовых.

Всего — 55 890 человек, или 57,2 процента личного состава флота. Раненых, контуженных, обожженных, заболевших — 35 702 человека, или 36,5 процента личного состава». Цифры эти не «разнесены» по годам войны, из таблицы не явствует, сколько погибло на суше и сколько на море, на кораблях каких классов... и уж тем более не узнать из таб лиц, сколько нашего народу полегло вследствие бездарности или «высших соображений».

Примечания

1) Историк Б.В. Соколов считает (и на конкретных примерах показывает), что в указанной книге ряд данных о потерях советских вооруженных сил явно занижен (Соколов Б.В. Правда о Великой Отечественной войне. СПб., 1998. С. 191-265).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС