Трейсман Энн |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Энн ТрейсманТрейсман (Treisman) Энн - английский психолог, специалист по проблемам экспериментальной психологии. Биография. Получила образование в Кембриджском университете сначала по современным языкам и литературе, затем по психологии (бакалавр, 1961). Защитила докторскую диссертацию в Оксфордском университете. Затем работала в отделе психолингвистических исследований Совета медицинских исследований. В 1966-1967 гг. работала в психологической службе компании «Белл Телефон». После возвращения в Оксфорд она была назначена преподавателем психологии и сотрудником Колледжа св. Анны. Работала в Университете Британской Колумбии (Канада). Профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. Исследования. К тому времени, когда она приступила к психологическим исследованиям, произошла смена парадигм в психологии сознания. Вместо бихевиористского подхода утвердился подход, основанный на вновь появившейся тогда теории информации и постулирующий, что сознание является системой активной обработки информации. Д. Бродбент создал новую экспериментальную стратегию — эксперимент с селективным слушанием. В рамках этой стратегии Э. Трейсман применила двухканальный магнитофон, предназначенный для изучения афазических больных, для исследования слухового внимания нормальных людей. В ходе экспериментальных исследований была сформулирована ее теория внимания «Модель делителя». Несколько позже она переработала ее в «Модель затухания» (Selective attention in man // British Medical Bulletin. 1964, 20, 12-16). В дальнейшем включила в сферу своих интересов другие модальности, занимаясь вопросом, каким образом внимание определяет восприятие в различных чувственных модальностях. В частности, она выдвинула предположение о том, что внимание участвует в интеграции отдельных свойств, присущих объектам восприятия. При экспериментальной проверке этого предположения, тестируя собственных детей, она обнаружила, что задача поиска, например красной буквы «X» среди красных «О» и голубых «X» (т. е. отличающихся от эталона двумя признаками, цветом и формой) является гораздо более трудной, чем поиск фигуры, отличающейся лишь по одному признаку (цвету или форме). Тот же эффект был подтвержден со взрослыми испытуемыми при лабораторных опытах. На основе этих и других экспериментов была создана теория, связывающая процессы внимания и восприятия, — теория интеграции отличительных признаков. Отправной точкой здесь служит допущение, что любой объект есть набор ряда различных признаков (размер, форма, цвет и т. д.). Существуют два процесса, ответственные за направленность внимания. На «стадии предвнимания» происходит быстрое извлечение и обработка информации, полученной от рецепторов о признаках всех объектов, присутствующих в зрительной среде. Это позволяет воспринимать базовые, очень простые и заметные отличительные признаки объекта (перцептивные примитивы). Все процессы этой стадии осуществляются параллельно, быстро и автоматически, без сознательных усилий и без сосредоточения внимания. Следующая стадия, «стадия сфокусированного внимания», протекает не столь быстро и требует от наблюдателя усилий и пристального рассматривания, основанного на последовательном поиске и комбинировании признаков. В итоге это дает целостную картину объекта (например, объект, исходно имеющий в качестве своих признаков «красноту», «округлость», «небольшой размер», может быть определен на этом этапе как «яблоко»). Таким образом, функция внимания заключается в комбинации разрозненных признаков данного объекта и формировании на этой основе его образа. Если внимание не фокусируется, то подобные комбинации оказываются неполноценными, в них могут попадать признаки от разных объектов, порождая «иллюзорные связи» (например, красный квадрат, окруженный зелеными кружками, может показаться зеленым). Такие иллюзорные связи наблюдались в экспериментах, когда испытуемые не сосредоточивали свое внимание на одном объекте, а распределяли его на ряд раздражителей. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 611-612. Далее читайте:Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель). Сочинения:Contextual cues in selective listening // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1960,12,242-248; Selective attention: Perception or response //Journal of Experimental Psychology. 1967, 19, 1-17 (with G. Geffen); Strategies and models of selective attention // Psychological Review. 1969, 76, 282-299; Divided attention to ear and eye // S. Kornblum (ed.), Attention and Performance IV. N. Y.: Academic Press, 1973 (with A. Davies); Brief visual storage of shape and movement // P. M. A. Rabbitt and S. Domic (eds), Attention and Performance V. N. Y.: Academic Press, 1975 (with R. Russell and J. Green); A feature integration theory of attention // Cognitive Psychology. 1980, 12, 97-136 (with G. Gelade); Illusory conjunctions in the perception of objects // Cognitive Psychology. 1982, 14, 107- 141 (with H. Schmidt); Perceptual grouping and attention in visual search for features and for objects // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1982,8,194-214; Emergent features, attention and object perception //Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1984,10,12- 21 (with R. Paterson); Preattentive processing in vision // Computer Vision, Graphics and Image Processing. 1985,31,156-177; Properties, parts and objects // K. Bofl, L. Kaufman and J. Thomas (eds), Handbook of Perception and Human Performance, vol. 2. N. Y.: Wiley, 1986; Features and objects: The fourteenth Bartlett Memorial Lecture // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1988,40,201- 237; Feature analysis in early vision: Evidence from search asymmetries//Psychological Review. 1988, 95,15-48 (with S. Gormican); Form perception and attention: Striate cortex beyond // L. Spillman and J. Werner (eds), Visual Perception: TheNeurophy- siological Foundations. N. Y.: Academic Press, 1990 (with P. Cavanagh, B. Fisher, V. Ramachandran and R. Van der Heydt); Implicit and explicit memory for visual patterns //Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1990, 16, 127-137 (with G. Musen); Conjunction search revisited // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1990, 16, 459-478. Литература:Э. Трейсман // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |