Толстой Алексей Николаевич |
|
1883-1945 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Николаевич Толстой
Толстой Алексей Николаевич (29.12.1882[10.01.1883]—23.02.1945), писатель. Родился в г. Николаевск Саратовской обл. Отец Толстого — гр. Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Бостром, урожд. Тургенева. Детство на степном хуторе под Самарой, нравственный кодекс матери, ее народолюбивые взгляды оказали воздействие на формирование личности Толстого. Учился в Петербургском технологическом институте (1901—07). В 1905 выступил со стихами; в 1907 опубликовал сборник стихов «Лирика», отмеченный подражанием символистам. В сборнике прозы «Сорочьи сказки» (1910) и книге стихов «За синими реками» (1911) обратился к разработке мотивов народного творчества. Известность Толстому принесли реалистические рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл «Заволжье», 1909—11), а также примыкающие к ним романы «Чудаки» («Две жизни», 1911) и «Хромой барин» (1912). В 1914—16 как военный корреспондент газеты «Русские ведомости» Толстой совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне («На горе», 1915; «Прекрасная дама», 1916, и др.). В пьесе «Касатка» (1916), комедиях «Нечистая сила» (1916), «Мракобесы» (1917) и др. (всего за творческую жизнь Толстой написал 42 пьесы) подвергнуты критике разные стороны русского дворянства, ориентированного на Запад. В 1919 эмигрировал (Франция, потом Германия), но затем порвал с эмигрантскими кругами и в 1923 вернулся в СССР. Любовь к Родине, к русскому языку выразилась в поэтических картинах повести «Детство Никиты» (1919—20, отд. изд. 1922) — одном из наиболее гармоничных и цельных созданий Толстого. В творчестве 20-х и н. 30-х получила развитие критика капитализма: рассказы «Черная пятница» (1924), «Союз пяти» (1925), сатирический роман «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—27). Осваивая тематику советской современности, Толстой пишет научно-фантастический роман «Аэлита» (1922—23), рассказы «Голубые города» (1925), «Гадюка» (1928) и др. Осмысление единства судьбы личности и движения национальной истории составляет магистральную линию творчества Толстого. Потерянная и возвращенная Родина — внутренняя тема монументальной трилогии «Хождение по мукам» [Сталинская премия 1943; романы «Сестры» (1922, новая ред. 1925), «Восемнадцатый год» (1927—28), «Хмурое утро» (1940—41)]. Писатель передает бурное движение эпохи, напряженный драматизм социальной борьбы, раскрывая зависимость внутренней эволюции героев от грандиозных событий народной жизни. Герои трилогии — интеллигенты Даша, Катя, Телегин, Рощин — по-разному пытаются осмыслить суть происходящего в России. К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937). Особенно значительное создание Толстого — исторический роман «Петр Первый» (Сталинская премия 1941; кн. 1, 1929—30; кн. 2, 1933—43; кн. 3, неоконч., 1944—45). Если в более ранних произведениях (рассказ «День Петра», 1918; пьеса «На дыбе», 1929) Толстой показывал эпоху имп. Петра I односторонне, то роман явился масштабной эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментов ее развития. Впечатляющие образы имп. Петра I и др. героев, проникнутое патриотической гордостью изображение крепнущей мощи Русского государства, замечательное умение писателя живо воскрешать обстановку далекой старины, язык, близкий к народной речи, тонко передающий колорит эпохи, — все это определяет художественную ценность романа Толстого как выдающегося произведения русской литературы. К роману примыкают 2 варианта пьесы «Петр I» (1934 и 1938) и одноименный киносценарий. В 1936 опубликована книга для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (по мотивам итальянской повести). Патриотическая тема проходит через все творчество Толстого периода Великой Отечественной войны 1941—45, прежде всего через его страстную военную публицистику. В «Рассказах Ивана Сударева» (1942—44) показаны замечательные качества русских людей, проявившиеся в тяжелых испытаниях. Драматическая дилогия «Иван Грозный» («Орел и орлица», 1942 и «Трудные годы, 1943; Сталинская премия 1946) посвящена выявлению «дивной силы сопротивления русского народа» его врагам. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Вернуться на главную страницу А.Н. Толстого.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |