Ткачев Петр Никитич |
|
1844-1885 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Никитич Ткачев
Один из теоретиков народничестваТкачев Петр Никитич (1844— 1886) — один из теоретиков революционного народничества, публицист и литературный критик. С 1873 — в эмиграции, где издавал журнал и газету «Набат» (1875—1881). Взгляды Ткачева сложились под воздействием идей революционных демократов 60-х гг. Он полагал, в отличие, например, от Лаврова, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в стране не сложились буржуазные отношения, которые могут надолго отсрочить революционный переворот. Подобно Бакунину, Ткачев видел в русском народе, прежде всего в крестьянстве с его еще сохранившимся общинным землевладением, социалиста «по инстинкту, по традиции». Причем, с точки зрения Ткачева, революционность народа проявляется главным образом в разрушении старого, созидательные же задачи решает обладающее «силой, властью и авторитетом» «революционное меньшинство», государство. Поэтому необходимым условием осуществления общественно-экономических и духовных идеалов социализма Ткачев считал (и здесь он, расходясь с бакунистами, переходил на позиции бланкизма) «захват политической власти» группой хорошо организованных революционеров («партией действия») посредством заговора, предполагающего террор и дезорганизацию существующего государства, которое в России якобы не выражает интересов какого-либо класса и не имеет корней в экономике страны. Эти его идеи во многом были восприняты партией «Народная воля». Хотя Ткачев и признавал некоторые положения исторического материализма (например, говорил об определяющей роли «экономического быта» в общественных отношениях), преодолеть идеалистический, волюнтаристский взгляд на историю он не смог. Критику социально-политических идей Ткачева дал Энгельс в работе «Эмигрантская литература» (1874—1875). Отстаивая реализм, Ткачев боролся с консервативными литературно-эстетическими направлениями; с позиций механистического материализма и материалистически толкуемого позитивизма критиковал русских религиозных философов (неославянофилов, Соловьева и др.). Сочинения: «Закон общественного самосохранения» (1870), «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу» (1874), «Набат» (1875) , «Революция и государство» (1876) и др. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 459-460. Вернуться на главную страницу Ткачева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |