Тихомиров Лев Александрович |
|
1852-1923 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лев Александрович Тихомиров
Лев Александрович Тихомиров - выдающийся русский мыслитель. Начинал свою жизнь в числе видных революционеров-народовольцев. В 1879 г., когда принималось решение о цареубийстве, был членом Исполнительного комитета "Земли и воли". Однако в дальнейшем вышел из Исполкома, к убийству Александра II лично не был причастен и не поддержал планов убийства Александра III. В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу - в Швейцарию, затем во Францию. Там, увидев воочию западную демократию, начинает пересматривать свое мировоззрение. В 1888 г. издает брошюру 'Почему я перестал быть революционером' и подает на Высочайшее Имя просьбу о помиловании и разрешении вернуться в Россию, что Александр III ему разрешает. Прибыв в Петербург, бывший революционер идет в Петропавловский собор поклониться праху Царя Александра II, против которого боролся. Тихомиров становится известным монархическим публицистом. Изучив западную антимонархическую систему, Тихомиров становится первым, кто серьезно занялся исследованием такого государственного феномена, каким было русское самодержавие, и в своей монографии 'Монархическая государственность' (1905) впервые детально разработал учение о русской монархической власти, о ее сущности и условиях ее деятельности. После 1905 г. Тихомиров разрабатывает схему реформ системы 'думской монархии'. Он отмечает, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...». Его церковно-публицистическая деятельность не осталась без внимания Императора Николая II. Государь, прочитав работу "Запросы жизни и наше церковное управление", повелел Св. Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Собора. По Высочайшему повелению Тихомиров участвовал в заседании Предсоборного Присутствия в 1906 г. В середине 1907 г. П.А. Столыпин пригласил Тихомирова в советники. За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в 'Сергиевом Посаде (где и умер 16 окт. 1923 г.). Здесь он создал уникальный труд 'Религиозно-философские основы истории', в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой ценнейшей книге (впервые опубликована лишь в 1997 г. в издательстве журнала 'Москва') наиболее полно и глубоко показано логическое развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне предельно четко выступает истинность и глубина православного понимания истории. Нет сомнения, что труды Л.А. Тихомирова открывают нам наиболее крупного идеолога русской национальной идеи. Святая Русь. Исторический календарь-альманах. М. 2000 Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира...Настоящее время имеет множество признаков конца века, и правы нравственно те, которые предупреждают нас: «Дети! последнее время»... Эти времена действительно последние, но, собственно, по характеру, по напряжению силы зла и по ослаблению стремления людей к Богу. А 'последние' ли эти времена по сроку, хронологически? Этого, мне кажется, нельзя знать. Думается, что если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы пораженная гнусным видом мерзости запустения, и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну... до более благоприятных условий. Итак, я думаю, что сроков не положено. Они зависят от нас, людей, от свободной наклонности к добру или злу, к Богу или сатане. В определении... всего срока мировой жизни участвуют три элемента. Из них два постоянных и один переменный. Сатана в каждую минуту готов завладеть миром и выпустить для этого всегда готового антихриста. Другой элемент - спасительная благодать Божия - точно так же всегда, независимо от сроков, готова защитить нас. Обе эти силы противоположны по целям и стремлениям, одинаковы по определенности и постоянству напряжения в своих целях и стремлениях. Но есть третий элемент - сам человек. Напряжение его свободной воли искать Бога или сатану есть величина переменная. Ее-то действие и решает вопрос о продолжительности сроков. Они Господом Богом предусмотрены, и в этом смысле предопределено как Божественное действие благодати, так и допущение злу. Но все это предусмотрено и предопределено лишь в зависимости от человеческой свободной воли, которую Господь не насилует ни в какую сторону. Это обстоятельство - зависимость сроков от нас самих - и есть, мне кажется, причина того, что сроки нам не открыты. Знание их связывало бы нашу свободную волю различными соображениями - 'еще не скоро' или 'все равно ничего не поделаешь'. Между тем нужно, чтобы наше делание или неделание обусловливалось не такими соображениями, а свободным исканием добра и зла, свободным желанием быть с Богом или наоборот - с сатаной, С этой точки зрения для христианина нужно не численное предусмотрение сроков, а различение духовно-нравственной зрелости добра и зла для того, чтобы бороться за добро и созидать дело Божие в соответствии с состоянием мира. В этом смысле различение лица времени нужно и полезно. Мне кажется, что только в этом смысле оно и указано нам Спасителем. Л.А. Тихомиров, 1907. Святая Русь. Исторический календарь-альманах. М. 2000 Вернуться на главную страницу Л.А. Тихомирова |
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |