Тейяр де Шарден Пьер |
|
1881–1955 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Пьер Тейяр де Шарден
Тейяр де Шарден (Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана, Овернь,— 10.4.1955, Нью-Йорк), франц. философ, учёный (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и католический теолог. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911). Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Тейяр де Шарден видел своё жизненное призвание в радикальном обновлении христианского вероучения, в коренном преобразовании религии в соответствии с современной наукой. За религиозное инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церковные догмы, Тейяр де Шарден был лишён права преподавания, публикации своих философско-теологических сочинений и изгнан церковными властями из Франции. Более 20 лет прожил в Китае. С целью палеонтологических изысканий объездил все континенты. После повторного изгнания из Франции жил в США. Основным пороком ортодоксальной томистской теологии Тейяр де Шарден считал её статичность, которую стремился преодолеть на основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении богом первочеловека — родоначальника всего человечества, Тейяр де Шарден считал, что человек — наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции органического мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции неорганического мира. Тейяр де Шарден различает три последовательные, качественно различные стадии эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера). Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Тейяр де Шарден определял свою философскую позицию как «монизм». Единство материи и сознания основано на том, что материя есть «матрица» духовного начала. Физической («тангенциальной») энергии, убывающей по закону энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. Духовное начало имманентно всему сущему: как источник целостности оно свойственно в скрытом виде уже молекуле и атому. В живой материи сознание обретает психическую форму. В человеке оно становится «самосознанием» (человек «знает, что он знает»). Движущей силой эволюции является, согласно Тейяру де Шардену, целеустремлённое сознание («ортогенез»). Эволюция принимает у Тейяра де Шардена телеологическую форму: её конечная притягательная сила — вершина прогресса — пункт «Омега» (символическое обозначение Христа). «Космогенез» превращается у Тейяра де Шардена в «христогенез». Появление человека, по Тейяру де Шардену, — не завершение эволюции, а ключ к возрастающему совершенствованию мира. Очеловечение сына божия (Тейяр де Шарден оспаривает рождение Иисуса девой Марией) выражает исключительную роль человека в дальнейшей эволюции. Существующий мир несовершенен. Человеч. страдания (символизируемые распятием Христа) — стимул активного содействия человека совершенствованию бытия. Самосознание — источник «персонализации» — влечёт за собой стремление к «социализации», понимаемой Тейяром де Шарденом как единодушие. Социальные воззрения Тейяра де Шардена носят гуманистический характер, но крайне утопичны. Общественный прогресс основывается у него на моральном начале — всеобщей любви, нравственного побуждения облекаются в религиозную оболочку; стремление «вперёд» сочетается со стремлением «ввысь». Социальный идеал Тейяра де Шардена отождествляется со «вторым пришествием» Христа. Таким образом, теология у Тейяра де Шардена перерастает в христологию. Учение Тейяра де Шардена получило широкое распространение в кругах интеллигенции как во Франции, так и в других странах. Тейярдизм стал наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Oeuvres, v. l —13, P., 1955—76; в рус. пер.— Феномен человека, М., 1965. Литература: Плужанский Т., Некоторые черты воззрений Тейяр де Ш., в кн.: От Эразма Роттердамского до Б. Рассела, М., 1969; Бабосов E. M., Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства, Минск, 1970; Пасика В. М., Теология и наука в интерпретации тейярдизма, в кн.: Наука и теология в XX в., М., 1972; Сахарова Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974, с. 178—95; P i u-zau ski Т., Marksizm a fenomen Teilharda, [Warsz.j, 1967; Cuenot C., P. Teilhard de Chardin, [P., 1958]; Сuypeis H., Vocabulaire Teilhard de Chardin, P., 1963; B a u d-r у G. -H., Pierre Teilhard de Chardin. Bibliographie (1881 — 1972), Lille, 1972. Вернуться на главную страницу Пьера Тейяра де Шардена
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |