Теплов Борис Михайлович |
|
1896-1965 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Борис Михайлович ТепловТеплов Борис Михайлович (1896-1965) — советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. Биография. В 1921 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1921 по 1933 г. работал в научно- исследовательских учреждениях Красной Армии, занимался проблемами маскировки, заведовал лабораторией зрительных восприятий маскировочного отдела Военно-инженерного испытательного полигона РККА. С 1929 г. — в Институте психологии, где в 1933 г. заведовал лабораторией, с 1933 по 1935 и с 1945 по 1952 г. — заместитель директора по научной работе. С 1946 по 1953 г. — руководитель кафедры логики и психологии Академии общественных наук. С 1940 г. — доктор педагогических наук, с 1945 г. — действительный член АПН СССР. Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958-1965). Исследования. Основываясь на учении И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, предложил теорию индивидуальных различий человека, в рамках которой показал важность индивидуальных особенностей темперамента не только в описании поведения индивидов, но и в определении их значения для человеческой деятельности. Вместе с В. Д. Небылицыным установил, что сила (работоспособность) нервных клеток обратно пропорциональна их чувствительности, так что R/r = const, где R — работоспособность и, соответственно, верхний порог реакции, r — чувствительность и, соответственно, нижний порог реакции. Выявил, что одно из свойств, положенных И. П. Павловым в основу типологии высшей нервной деятельности, а именно подвижность, имеет сложную структуру. В нем могут быть выделены: собственно подвижность и лабильность нервной системы как скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Занимался проблемой способностей («Психология музыкальных способностей», «Ум полководца»), под которыми понимал индивидуальные качества, связанные с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. В этой связи рассматривал связь природных задатков и прижизненного формирования на их основе собственно способностей, в частности музыкальных, которые основаны на соответствующих задатках (в частности, на абсолютном музыкальном слухе). Разработал новые методики экспериментального исследования индивидуальных различий. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 594-595. Сочинения:Проблема цветоведения в психологии // Психология. М., 1930. Т. 3. Вып. 2; Способности и одаренность // Ученые записки ГНИИ психологии. М., 1941. Т. 2; Психология музыкальных способностей. М., 1941; К вопросу о практическом мышлении: Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам // Ученые записки МГУ. М., 1945. Вып. 90; Об объективном методе в психологии. М., 1952; Проблемы индивидуальных различий. М., 1961; Избранные произведения: В 2 т. М., 1985; Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2001.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |