Теггетгоф Вильгельм фон |
|
1827-1871 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вильгельм фон ТеггетгофТеггетгоф Вильгельм Фон (1827-1871). До середины XIX века Австрия пользовалась морскими силами итальянских государств. Когда же Италия обрела независимость и потребовалось создать два флота, австрийским флотоводцем стал Тегетгоф. А противником его оказался командующий флотом независимой Италии, граф Персано. Сын австрийского подполковника Карла фон Тегетгофа, Вильгельм родился 23 декабря 1827 года в Марбурге (Штирия), получил первоначальное образование в местной гимназии и в 1840 году поступил кадетом в морскую коллегию в Венеции. Закончив ее 23 июля 1845 года, гардемарин фон Тегетгоф плавал в Адриатике и Архипелаге на бриге “Монтекукколи” и корвете “Адрия”. В 1848 году он получил чин фрегатского мичмана, через несколько месяцев - корабельного мичмана. Служил на бригах “Монтекукколи”, “Триест” и фрегате “Беллона”. В феврале 1849 года моряк поступил адъютантом к начальнику флота фельдмаршал-лейтенанту фон Мартини и отправился со своим начальником в Неаполь, когда тот получил назначение посланником при сицилийском дворе. По возвращении летом в Триест Тегетгоф поступил вторым офицером на корвет “Адрия”, который входил в эскадру, блокировавшую Венецию. После сдачи Венеции его назначили старшим офицером на пароход “Мареа Анна”, который плавал в Леванте и находился в Пирее, когда порт был блокирован англичанами по делу Панчифико. Затем моряк плавал старшим офицером на корвете “Титаник” и пароходе “Феникс”. Именно в это время начиналось становление национального австрийского флота. После 1848 года из кают-компаний постепенно изгоняли итальянский язык, заменяя его немецким. 4 июня 1851 года Тегетгофа произвели во фрегатские лейтенанты, 4 ноября 1852 года - в корабельные лейтенанты. Он служил на бриге “Монтекукколи” и корвете “Каролина”, с 1854 по 1857 год командовал шхуной “Элизабет” в Леванте, потом пароходом “Таурус” на станции в Сулинских гирлах. По поручению начальника флота эрцгерцога Фердинанда Максимилиана в 1857 и 1858 годах лейтенант, сопровождаемый ученым-естествоиспытателем и этнографом Гейглиным, исследовал берега Красного моря и Аденского залива. Предстояло собирать сведения о трассе будущего Суэцкого канала. Миссия не удалась. Гейглин, раненный туземцами, был вынужден вернуться в Каир, а плененного бедуинами Тегетгофа пришлось выкупать. Тем временем моряка произвели в корветские капитаны и по возвращении назначили начальником первого отдельного морского управления в Триесте. В октябре 1858 года он получил в командование винтовой корвет “Эрцгерцог Фридрих” и был послан по случаю войны Испании с Марокко к марокканскому берегу. Предлогом послужила гибель там австрийского судна и слух, что экипаж взят в плен. Тегетгоф исследовал берег Средиземного моря, ничего не обнаружив. Зайдя в Гибралтар за почтой, он получил приказ немедленно возвратиться в Триест. Надвигалась война с Италией и Францией. Корвету с другими судами пришлось бездействовать за бонами в Венеции. После войны Тегетгоф вернулся адъютантом к эрцгерцогу Фердинанду Максимилиану, сопровождал его в Бразилию и по возвращении 24 апреля 1860 года получил чин фрегатского капитана. Командуя фрегатом “Радецкий”, он отплыл в Левант и шесть месяцев состоял при главном управлении флота. 3 ноября 1861 года его наградили чином корабельного капитана. Моряка назначили командиром фрегата “Новара” и морской станции в Леванте. Когда на смену прибыл фрегат “Шварценберг”, на нем Тегетгоф пошел в Порт-Саид для осмотра постройки Суэцкого канала и представил прекрасный отчет. С началом германо-датской войны, предшествуя эскадре контр-адмирала барона Вюллерсторфа, Тегетгоф с фрегатами “Шварценберг”, “Радецкий” и канонерской лодкой “Зеехунд” направился в Немецкое море. В Бресте он присоединил прусские канонерские лодки “Блиц”, “Басилиск” и пароход “Адлер”. 9 мая 1864 года союзная эскадра встретилась с датской эскадрой из двух фрегатов и корвета. После двухчасового боя Тегетгоф заставил неприятеля прекратить блокаду устьев Эльбы и Везера. Сам он с загоревшимся фрегатом “Шварценберг” ушел в нейтральные воды острова Гельголанд. В бою моряк проявил хладнокровие, мужество и осмотрительность. Уже 10 мая его наградили чином контр-адмирала и орденом Железной короны 2-й степени с военными знаками. Осенью Тегетгоф сдал в Триесте отряд и был вызван в Вену. С мая 1865 года по январь 1866 года он плавал в Адриатическом и Средиземном морях с флагом на фрегате “Шварценберг”. Незадолго до войны с Пруссией и Италией моряка назначили командующим всего австрийского флота. Он нашел флот в плачевном состоянии. Так как в мирное время плавали только три фрегата и три канонерские лодки, большинство мобилизованных моряков не знали ни судов, ни морской службы. Новые корабли еще не были достроены. Тем не менее, флагман сумел воодушевить моряков своим энтузиазмом, взялся за их обучение. Каждый день флот выходил в море для практических занятий. Командиры тренировались в маневрировании. Приводили в порядок материальную часть. Тегетгоф рассчитывал компенсировать недостаток сил тактической подготовкой. Он внушал офицерам свои взгляды на ведение боя, чтобы гарантировать единство действий в бою. Артиллеристов обучали направлять огонь в одно место неприятельского судна, чтобы разрушить его броню. Тегетгоф добивался от подчиненных стремления к решительным действиям, исповедуя лозунг: “Устремляйтесь на неприятеля, топите его”. Он рекомендовал таранный удар как наиболее эффективный. Уверенностью в победе флагман заразил своих подчиненных. Боевые действия разворачивались на Адриатическом море. Австрия владела восточным берегом с главной базой - Пола, Италия - западным с базами Отранто и Анкона. В распоряжении Австрии был также укрепленный остров Лисса (Вис) с гарнизоном в 2000 человек. Итальянцы располагали флотом из 12 новейших броненосцев, 7 неброненосных фрегатов и 4 корветов. Этот флот по силе кораблей не уступал флотам Франции, Англии и США. Однако экипажи не получили достаточной артиллерийской и тактической подготовки. Командовал флотом Персано. Карло, граф Пеллион ди Персано (1806-1873), итальянский адмирал и политический деятель, родом из Пьемонта, начинал службу в сардинском флоте. В 1848 году с несколькими кораблями он совершил неудачное нападение на форт, занятый австрийцами, в войну 1859 года руководил блокадой Венеции. Во время экспедиции Гарибальди в Сицилию (1860) Персано с судами крейсировал в Тирренском море. В сентябре 1860 года моряк принимал участие во взятии Анконы, в феврале 1861 года - Гаэты. Избранный депутатом, Персано примкнул к левому центру. Недолго он состоял морским министром в кабинете Раттацци, в 1865 году стал сенатором. Командовать флотом его назначили уже после начала войны. Австрийский флот был значительно слабее, насчитывая 7 броненосцев, деревянные линейный корабль, 5 фрегатов, корвет и 7 канонерских лодок. Тем не менее именно австрийцы благодаря Тегетгофу действовали активнее. Уже на седьмой день после начала войны, 27 июня, Тегетгоф предпринял с некоторыми броненосцами и деревянными судами смелую рекогносцировку неприятельского флота в Анконе. Он приблизился к порту, рассчитывая, что часть итальянских кораблей еще не прибыла из Таранто. Итальянцы, кроме броненосного тарана “Аффондаторе”, были в сборе, медленно вышли на рейд, однако не собирались вступать в бой. Послав несколько ядер в неприятельские суда и убедившись в их силе, контр-адмирал возвратился на свою базу. Под давлением морского министра, от которого общественность требовала активных действий, Персано вывел 8 июля флот в море, но уже 13 июля вернулся на базу. Так как итальянцы негодовали из-за бездействия флота, на который были затрачены большие средства, король и министерство вынудили Персано “выйти в море, чтобы предпринять против неприятельских крепостей или флота такие действия, которые бы привели к успеху”. Очевидно, что определенного стратегического плана использования флота в стране не было. Ввиду этого Персано решил атаковать о. Лиссу, о котором было упомянуто в предшествующем приказе морского министра. Однако он не располагал ни картой, ни достоверными сведениями о вооружении острова. 16 июля Персано выступил, не дожидаясь “Аффондаторе” и выслав вперед для рекогносцировки острова начальника штаба. Тот сообщил, что порт Св. Георгия, Манего и Комиза защищены высокорасположенными укреплениями, но их можно сбить огнем корабельной артиллерии. На рассвете 18 июля Персано решил атаковать Лиссу. Он приказал адмиралу Вакка на корвете “Джискардо” с тремя броненосцами для отвлечения противника бомбардировать порт Комиза, а адмиралу Альбини с неброненосными судами обстрелять порт Манего и высадить десант; сам он с 8 броненосцами должен был атаковать порт Св. Георгия. Командора Сандри Персано направил с канонерскими лодками перерезать телеграфный кабель на материк, а 2 судна выслал в дозор к северу и западу. Пока эти распоряжения достигли исполнителей, австрийцы успели передать сообщение на материк и получили приказ держаться до прихода флота. Итальянцы не торопились. Вакка обнаружил, что укрепления Комизы расположены слишком высоко для корабельных пушек, и направился на помощь Альбини. Однако Альбини по той же причине не высадил десант, и Вакка направился к главным силам. На следующий день продолжались приготовления. Погода окончательно испортилась 20 июля. Однако Персано все же решил провести высадку. Два броненосца он отправил для обстрела Комизы, а остальные сосредоточил против порта Св. Георгия. Но когда итальянцы готовились к высадке, появился Тегетгоф. Австрийский флагман, получив известие о нападении на Лиссу, принял его за демонстрацию и сутки ожидал в море, что неприятель направится к северу. 19 июля он пошел к Лиссе с 7 броненосцами и остальными судами. Персано, получив известие от посыльного судна о приближении противника, постарался собрать разбросанные суда. Командир одного из броненосцев сообщил, что из-за повреждений не может сражаться, и ушел в Анкону. Не считая 2 кораблей у Комизо, итальянский адмирал располагал 9 броненосцами, которые он спешно выстроил в строю пеленга, ожидая неприятеля с северо-запада, а при появлении австрийцев повернул на север, перестроив их в кильватерную колонну. Тегетгоф шел с целью прорвать неприятельский строй и разбить слабейшую часть. Потому он двигался в строю последовательных клиньев. Первый образовали 7 броненосцев во главе с “Фердинанд Макс”. За ними следовали деревянные корабли Петца и канонерские лодки. Адмирал рассчитывал на таранный бой. Он опасался, что при качке невозможно будет успешно действовать артиллерией. Однако к 9 часам море стало стихать. Через полтора часа Тегетгоф приблизился к противнику, поднял сигнал “Броненосцам ринуться на неприятеля и потопить его” и полным ходом (8-10 узлов) пошел в атаку. Тем временем Персано перешел на быстроходный “Аффондаторе”, но не поставил в известность командиров кораблей, которые ожидали сигналов с “Ре д’Италиа”. Сигналы флагмана “уменьшить расстояние между судами”, “нападать на неприятеля, когда подойдет” не замечали. Линия растянулась, в центре образовался разрыв. Пользуясь этим, Тегетгоф в порядке приблизился, в 11 часов открыл огонь и прорезал итальянскую линию в месте разрыва. Отрезанный авангард Вакка направился на слабые концевые суда австрийцев и погнался за канонерскими лодками, тогда как Тегетгоф повернул и напал на итальянский центр, а второй австрийский отряд Петца - на итальянский арьергард. В центре “Ре д’Италиа”, “Палестро” и “Аффондаторе” сражались со всеми броненосцами Тегетгофа, 3 концевых отбивались от кораблей Петца, Вакка же оторвался от главных сил. Тегетгофу удалось сосредоточить превосходящие силы против части кораблей противника. Снаряды как одной, так и другой стороны вызывали пожары, калечили людей, но не пробивали броню. Противники пытались использовать таран, однако задачу эту было выполнить сложно при маневрировании противника. Только когда “Ре д’Италиа” из-за повреждения руля потерял управление, Тегетгоф на “Фердинанде Максе” смог нанести ему таранный удар в борт. Броненосец сразу затонул. “Палестро” в ходе боя загорелся, вышел из линии и взорвался. Персано безуспешно приказывал Альбини вступить в бой. После прибытия “Террибиле” от Комизы он все еще располагал превосходством в силах. Но недостаток угля и надломленный дух экипажей заставили адмирала отступить. До вечера противники держались в виду друг друга, после чего Персано направился в Анкону, а Тегетгоф зашел в бухту Манего на Лиссе. Успешное применение тарана, которым Тегетгоф потопил один итальянский броненосец и повредил два, привело к тому, что в дальнейшем подобная тактика была принята всеми флотами и применялась вплоть до японо-китайской войны. За победу Тегетгофа наградили чином вице-адмирала и орденом Марии-Терезии 3-й степени. В ноябре 1866 года он отправился в поездку по Франции, Англии и США. Везде моряка встречали с уважением. Симпатии к флотоводцу в Америке побудили правительство Австрии поручить ему доставить тело эрцгерцога Фердинанда Максимилиана в Триест. Вице-адмирал выехал в Мексику и доставил останки своего прежнего начальника на фрегате “Новара”, за что был удостоен ордена Леопольда 1-й степени. Его также пожаловали в тайные советники и назначили пожизненным членом палаты господ. Тегетгоф стал начальником морского отдела военного министерства и все силы направил на развитие флота. Скончался он 7 апреля 1871 года. В том же году в Вене был создан комитет по сооружению памятника адмиралу. Комитет организовал в 1872 году конкурс. Памятник поставили на площади перед церковью в Вене. Именем Тегетгофа назвали один из первых австрийских дредноутов. Судьба Персано оказалась иной. Общественное мнение поставило ему в вину это поражение. Он был предан верховному суду сената по обвинению в измене. В защитительной речи Персано старался возложить вину на подчиненных ему офицеров. Обвинение в измене сняли, оставив - в неисполнении предписаний министерства, нераспорядительности и непростительной медлительности, лишили чина и приговорили к уплате судебных издержек. Тем не менее имя его осталось в учебниках по морскому искусству. Опыт Лиссы показал, что мало построить самые современные корабли. Необходимо подготовить для них моряков, обучить специалистов и дать возможность командованию превратить армаду судов в согласованно действующий флот. Флот необходимо готовить до начала боевых действий. У Персано в дни войны для этого не оказалось ни времени, ни опыта. Далее читайте:Исторические лица Австрии (биографический справочник)
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |