Тарасов Борис Николаевич |
|
р. 1947 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Борис Николаевич ТарасовТарасов Борис Николаевич (2.04.1947, г. Владивосток) - писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук. Окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ и аспирантуру Литературного института им. А. М. Горького, где с 1988 года возглавляет кафедру истории зарубежной литературы, а с 2006 года является ректором. Тема докторской диссертации - «П. Я. Чаадаев и русская литература XIX века». Книга Тарасова «Паскаль» в серии «ЖЗЛ» (трижды переиздававшаяся) была от мечена всесоюзной премией им. М. Горького за лучшую первую книгу молодого автора. Биография французского ученого и мыслителя была представлена в ней как своеобразное историко-философское исследование, соединившее в культурологическом синтезе личностную, религиозную, научную, социальную проблематику. Такой же подход характерен и для дважды переиздававшейся в той же серии книги Тарасова о Чаадаеве, в которой на основе архивных данных, редких и не вводившихся ранее в оборот документов и свидетельств проведена реконструкция неизвестных элементов биографии, интеллектуальной лаборатории, психологической личности, поворотных этапов жизненной и творческой эволюции «первого русского философа» (Пушкин), переход от декабристского идеалистического мировоззрения к христианскому, раскрыты экзистенциальный генезис и сам процесс возвратно-поступательного движения и драматической пульсации его мысли между религией и наукой, православием и католичеством, славянофильством и западничеством, культурной традицией России и Европы и социальным новаторством, между эвдемоническим и апокалипсическим восприятием истории. Опубликовал в полном составе «Философические письма», а также статьи и письма Чаадаева, дополнив их новыми материалами и прокомментировав. Тарасов - автор вступительных статей и комментариев к нескольким изданиям романов и «Дневника писателя» Достоевского, переводчик и комментатор историософских произведений Тютчева, которые рассматриваются в их системной полноте и широком русско-европейском контексте. В книгах «В мире человека», «Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский», «Куда движется история? (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)» и другая эстетическая и философская проблематика творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Тютчева, Достоевского, К. Н. Леонтьева, П. Валери, К. Ясперса и других писателей и мыслителей, своеобразие дискуссий западников, славянофилов и почвенников, особенности правления Александра I и Николая I раскрываются сквозь призму христианского понимания мира и человека, коренных антропологических представлений в русской и западной культуре и основных тенденций в отечественной и мировой истории. Художественная и философская методология Достоевского характеризуется как пневматология, в которой истинное значение психологических, эстетических, политических, идеологических, социальных и иных проблем рассматривается в сопоставлении с основополагающим метафизическим образом человека, с его ощущением или осознанием собственной природы (образ и подобие Божие или «усиленно сознающая мышь»). В философско-публицистическом наследии Тютчева выявляется глубинная смысловая связь историко-антропологического процесса с воплощением в нем или невоплощением (или искаженным воплощением) христианских начал, а соответственно и с преображением «темной стороны», «исключительного эгоизма» поврежденной первородным грехом человеческой природы. В целом подчеркивается «невидимая» взаимосвязь между психологией и историей, между качеством душевно-духовного состояния и самосознания людей и действительным содержанием прогресса, а также прогностическое значение в отечественной культуре христианской антропологии, которая дает онтологически выверенный иерархический ключ для «внутреннего» понимания «внешних» процессов жизни. Таким образом, духовно-нравственные критерии и законы жизни становятся мерилом «высшего реализма», позволяющего яснее видеть, на какие (темные или светлые) начала человеческой души опираются разные социально-политические или культурно-эстетические явления и ценности определенной эпохи, и соответственно точнее постигать направление отдельных исторических этапов - вперед-вверх (к преображению внутреннего мира своих «субъектов»), или вперед-вниз (к апокалиптическому финалу ). П. П. Апрышко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 623-624.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Собр. соч.: В 3 т. М., 2007; Паскаль. М., 1979 (2-е изд. 1982, 3-е изд. 2006); Поиски правды. М., 1984; В мире человека. М., 1986; Чаадаев. М., 1986 (2-е изд. 1990); Этические взгляды П. Я, Чаадаева, М., 1989; «Закон я» и «закон любви» (нравственная философия Ф. М. Достоевского). М, 1991; Куда движется история?: (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции). Спб., 2001; Николай I и его время: В 2 т. М, 2000 (2-е изд. 2002); «Мыслящий тростник»: (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей). М., 2004; Историософия Ф. И. Тютчева в современном контексте. М., 2006: Паскаль. М., 2007; Рыцарь самодержавия. М, 2007; Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. М., 2007;«Тайна человека» и тайна истории: Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. Спб., 2012. Литература:Рец. на кн. Б. Н. Тарасова: Соловьев Э. Биографический анализ как вид историко-философского исследования // Вопросы философии. 1981. N 9; Егоров В. Постижение истины // Вестник РГНФ. 2004. N 4; Воропаев В. Обрезающая логика короткомыслия на службе разрушительных сил if Москва. 2000. № 10; Касаткина Т. Человек с молоточком // Новый мир. 2002. № 10; Степанян К. В ожидании «ускоренного апокалипсиса»?// Континент. 2003. № 116; Бочаров С. Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция // Новый мир. 2004. № 5; Доброхотов А. Избирательное сродство // Там же. 2005. № 7; Ермишин О. Т. «Мыслящий тростник» // Философские науки. 2006. № 7.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |