Швейцер, Альберт |
|
1875–1965 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Альберт Швейцер
Швейцер (Schweitzer) Альберт (14.1.1875, Кайзерсберг, Эльзас,—4.9.1965, Ламбарене, Габон), немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни; теолог, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. В 1913 году вместе с женой — сестрой милосердия Элен Бреслау — на собственные средства основал больницу в Ламбарене, которая стала для Швейцера главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 году Швейцеру присуждена франкфуртская премия Гёте, в 1952 году — Нобелевская премия мира. Исходный принцип мировоззрения Швейцера — факт жизни (противопоставляемый факту мысли как производному). Возражая декартовскому «я мыслю, следовательно, существую», Швейцер предлагал формулу: «я — жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить». Отсюда Швейцер выводил свой основной этический принцип «благоговения перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Швейцеру, — не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно, по мысли Швейцера, стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики. Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Швейцер выступал против господства «всеобщего» над «конкретно-личным». В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю, как выражение свободного и нравственного существа человека,— знанию (пониманию), как такому отношению к жизни, в основе которого лежит стремление к подчинению внеш. необходимости. По мысли Швейцера, «понимающее» отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему «духовное банкротство цивилизации». Швейцер противопоставлял культуру цивилизации, критиковал «техническую эру» и «внешний прогресс». Согласно Швейцеру, этика призвана органично сливаться с культурой. Достижение этого единства способно обеспечить прогресс человечества. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творческой активности. С этой гуманистической позиции Швейцер критиковал нравственное состояние современного буржуазного общества, переживающего глубокий духовный кризис. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Kulturphilosophie, T1 1—2, Munch., 19293; Le Probleme de I'ethique dans Involution de la pensoe…, Р., 1952; Das Christentun und die Weltreligionen, Münch., 1962; Die Lehre der Ehrfurcht vor dem Leben, В., 19632; в рус. пер,— И. С. Бах, М., 1864; Культура и этика, М., 1973; Письма из Ламбарене, Л., 1978. Литература: Левада Ю. А., А. Швейцер —мыслитель и человек, «ВФ», 1965, № 12; А. Швейцер — великий гуманист XX в., М., 1970; Πетрицкий В. А., Этич. учение А. Швейцер, Л., 1971; A. Schweitzer Sein Denken und sein Weg, hrsg. v. H. W. Bahr, Tüb., 1962; Clark H., The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964; Win-nubst B., Das Friedcnsdenken A. Schweizers, Amst., 1974; Speаг O., A. Schweizers Ethik, Hamb., 1978. Вернуться на главную страницу А. Швейцера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |