Шухов Владимир Григорьевич |
|
1853-1939 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Григорьевич Шухов
Памятник В.Г. Шухову в Москве. Шухов Владимир Григорьевич (16/28.08.1853-2.02.1939), русский инженер, ученый. Основные труды посвящены технике нефтяной промышленности (ряд принципиально новых решений задач добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти), теплотехнике и строительному делу. Впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива посредством распыливающей форсунки, с эффективным использованием мазута (ранее отхода производства); разработал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха. В области теплотехники создал конструкцию водотрубного парового котла (так называемый “котел Шухова”, 1880). В области строительной техники Шухов разработал оригинальные конструкции легких экономичных перекрытий различных типов, в т. ч. висячие сетчатые на площади в несколько тыс. кв. метров (Нижегородская ярмарка) и легкие металлические арочные покрытия (дебаркадер Киевского вокзала в Москве). По конструкции Шухова сооружено множество башен, опор под резервуары, маяков, мачт, антенн; под его руководством запроектировано и построено около 500 мостов, среди них через Оку, Волгу, Енисей.
Шухов Владимир Григорьевич [16(28). 8.1853, г. Грайворон, ныне Белгородской области, - 2.2.1939, Москва], советский инженер и учёный, почётный академик (1929; член-корреспондент, 1928), Герой Труда (1932). Член ВЦИК (1927). По окончании МВТУ (1876) был командирован в США. В 1877-1878 годы начальник чертёжного бюро Варшавской железной дороги в Петербурге, с 1878 года главный инженер технической строительной конторы в Москве. После Октябрьской революции 1917 года работал в строительной конторе завода «Парострой» (Москва), затем на самом заводе. Основные труды по технике нефтяной промышленности, теплотехнике и строительному делу. Автор или соавтор ряда патентов на промышленные установки по переработке и использованию нефти. В 1891 году запатентовал промышленную установку для перегонки нефти с разложением на фракции под действием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе (Шухов признан изобретателем крекинг-процесса). Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретённой им распыливающей форсунки (1880), позволившей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом производства. Разработал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха. Произвёл расчёты и руководил строительством первого в России нефтепровода (от Балаханских нефтяных промыслов до Баку, 1878), несколько позже в Баку же создал первый в мире мазутопровод с подогревом; Под руководством Шухова спроектировано и построено первое и России металлическое нефтеналивное судно. Шухов ввёл в практику клёпаные резервуары для хранения нефти. Решение задачи о наивыгоднейших размерах резервуаров, полученное Шуховым, широко применяется во многих отраслях промышленности. Научная и инженерная деятельность Шухова относится к самым различным областям техники. Он создал водотрубные паровые котлы, получившие мировую известность. Разработал конструкции лёгких, экономичных перекрытий: высячие сетчатые, перекрывающие площадь в несколько тысяч м2, металлические арочные (перекрытие платформ Киевского вокзала в Москве); сетчатые своды и своды двоякой кривизны с пролётами до 40 метров. По проектам Шухова сооружено около 200 башен оригинальной конструкции в нашей стране и за рубежом (в том числе Шаболовская радиобашня в Москве). Под руководством Шухова спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и другие), большое число сооружений и конструкций: зерновые элеваторы, доменные печи, плавучие ворота сухого дока, вращающаяся сцена MXATa и др. По проекту Шухова и под его руководством осуществлён подъём наклонившегося минарета медресе Улугбека в Самарканде. Шухов принимал участие в разработке и производстве нескольких типов мин с сетями заграждения, минных взрывателей, платформ для тяжёлых орудий. Премия им. В. И. Ленина (1929). В. В. Новиков Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 29. Чаган – Экс-ле-Бен. – М., Советская энциклопедия. – 1978. Литература:Лейбензон Л. С., Владимир Григорьевич Шухов, в кн.: Люди русской науки, M., 1965; Конфедератов И. Я., В. Г. Шухов, М.- Л., 1950; Лопатто А. Э., Почётный академик Владимир Григорьевич Шухов - выдающийся русский инженер, M., 1951.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |