Штейнберг Аарон Захарович |
|
1891-1975 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Аарон Захарович Штейнберг«Русское еврейство представляет собою некое органическое единство,
Штейнберг Аарон Захарович (12.06.1891, Динабург, с 1893 Двинск, Витебской губ. - 17.08.1975, Лондон) - философ, литератор. Высшее образование получил на философском и юридическом факультетах Гейдельбергского университета, где слушал лекции Виндельбанда и Риккерга. Университет окончили в 1913 году, получив степень доктора права. Еще будучи студентом, Штейнберг начал печататься в журналах «Русская мысль» и «Журнале министерства юстиции». По рекомендации Брюсова с 1910 года посещал заседания Религиозно-философского общества в Петербурге. Во время Первой мировой войны был задержан в Германии до 1918 года как российский подданный. Возвратившись в Россию, Штейнберг в 1919 году принимал активное участие в организации и деятельности «Вольной Философской Ассоциации» (Вольфилы), входил в состав организационного ядра этой организации вместе с А. Белым, А. Блокам, Ивановым-Разумникам. А. А. Мейерам, К. С. Петровым-Водкиным, В. Э. Мейерхольдом и другими, был избран ученым секретарем Вольфилы и руководителем отдела «чистой философии». Штейнберг читал лекции по философии в Петроградском философском институте, в Петроградском Еврейском народном университете, в Институте живого слова. В начале 20-х годов Штейнберг написал статьи «Берега и безбрежность (К философии истории А. И. Герцена)» (напечатана в книге «А. И. Герцен». 116., 1920) и «Начало и конец истории в учении Л. Л. Лаврова» (сб. ст. «П. Л. Лавров». По., 1920). Социально-политические воззрения Штейнберга были близки взглядам его брата - деятеля левоэсеровского движения И.-Н. 3. Штейнберга (1888-1957), с декабря 1917 года наркома юстиции в правительстве Ленина. Симпатизировал идеям народничества, принимал участие в неонароднических изданиях и в левоэсеровском журнале «Знамя труда». С ноября 1922 года Штейнберг живет в Германии до прихода к власти нацистов. В Берлине в 1923 году выходит его книга «Система свободы Достоевского», в которой он предпринял попытку представить художественное творчество Достоевского как философскую систему «конкретного идеализма», включающую в себя прежде всего объективный идеализм Платона, а также «идею саморазвития монада» Лейбница, трансцендентализм Канта, «примат действенности» Фихте, «конкретную философско-историческую перспективу» Гегеля. Такое многообразие философских источников «конкретного идеализма» образует, по Штейнбергу, оригинальную «симфоническую целостность», художественно воплощенных философских воззрений, выражающих систему мысли русского самосознания. Философские воззрения самого Штейнберга ближе всего к философии Герцена, который, по убеждению Штейнберга, стремился преодолеть односторонности предшествовавших ему идеалистических и материалистических учений, и свое миропонимание определял как «реализм». Штейнберг - сторонник диалектического метода, им он руководствуется при анализе творчества Достоевского. Сам диалог в произведениях Достоевского Штейнберг трактует как проявление диалектики, в отличие от книги М. М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского (Л., 1929), где также излагается диалогическая природа романов русского писателя, но отмечается, что «в корне ошибочно утверждение, что диалоги Достоевского диалектичны». Во время проживания в Германии переводит с русского на немецкий язык 10-титомную «Всемирную историю еврейского народа» С. Дубнова, принимает участие в издании Еврейской энциклопедии, публикует в ней ряд статей. По просьбе Карсавина он пишет в 1928 году свой ответ на его статью «Россия и евреи». Диалектический подход проявился и в понимании им феномена русского еврейства. По его словам, «русское еврейство представляет собою некое органическое единство, хотя и принадлежит одновременно к двум разным объемлющим его целым: к всенародной общине израильской и к России. У русских евреев есть задачи по отношению к всемирному еврейству и есть задачи по отношению к России». Уже находясь в Англии, Штейнберг активно включается в международное еврейское движение. В 1941 году был введен в руководство Всемирного Еврейского Конгресса. В 1948 году он становится директором культурного отдела Конгресса и возглавляет этот отдел до 1968 года. В то же время Штейнберг продолжает свои связи с русской культурой, стремится осмыслить опыт русской революции, ведет полемику с марксизмом (эссе «Культура и революция», 1924). В 1928 году он публикует статью «Достоевский и евреи», в 1932 году - пьесу «Достоевский в Лондоне», в 1966 году выпускает книгу о Достоевском на английском языке. В своем дневнике Штейнберг отмечал в 1951 году: «Мысль моя... осталась верна моему первому языку, русскому». В 1968-1969 годы Штейнберг работал над мемуарной книгой «Друзья моих ранних лет (1911-1928)», она вышла в 1991 году в Париже. Мемуары Штейнберга - важный источник истории русской философской мысли, содержащий много сведений о философской жизни первых лет послереволюционной России, о деятельности Вольфилы. Представляют интерес в книге портреты и характеристики А. Белого, Блока, Иванова-Разумника, Бердяева, Розанова, М. Горького, Карсавина, Шестова, Луначарского, Е. Замятина, Г. Лукача, Б. Рассела и др. Л. Н. Столович Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 784-785. Далее читайте:Штейнберг Исаак Захарович (1888-1957), левый эсер, народный комиссар юстиции с декабря 1917 г., брат Аарона. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Система свободы Достоевского. Берлин, 1923; Paris, 1980; Dostoievsky. L., 1966; History as experience. Aspects of Historical Thought - Universal and Jewish. N. Y., 1983; Ответ Л. П. Карсавину // Тайна Израиля. «Еврейский вопрос» в русской религиозной мысли кон. XIX - 1-й пол. XX в. Спб., 1993. Литература:Нива Ж. Спящие и бодрствующие // Штейнберг А. Друзья моих ранних лег (1911-1928). Париж,1991; Столович Л. N. М. М. Бахтин и А. 3. Штейнберг: Бахтин повторил или Штейнберг предвосхитил? (М. М. Бахтин в контексте русской культуры XX века) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. М., 2000. №3-4; Портнова Н. Иллюзия и правда Аарона Штейнберга// К 65-летию С.Ю. Дудакова. История, культура, литература. Иерусалим, 2004; Белоус В. Г. Вольфила. 1919-1924. М., 2005. Кн. 1-2.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |