Шпет Густав Густавович |
|
1879-1937 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Густав Густавович Шпет
Шпет Густав Густавович (1879- 1937) философ-идеалист, историк, психолог. Биография. В 1898 г. поступил на физико-математический факультет Университета Святого Владимира в Киеве, за участие в революционном движении был исключен из университета и выслан из Киева. В 1901 г. был снова принят в университет на историко-филологический факультет, где прослушал курсы Е. Трубецкого, С. Булгакова, Г. И. Челпанова. После его окончания в 1906 г. преподавал в частных гимназиях. В 1907 г. получил приглашение от Г. И. Челпанова работать в Психологическом институте в Москве, одновременно продолжал преподавание на Высших женских курсах, с 1909 г. — в Народном университете Шанявского. В 1910 г. защитил магистерскую диссертацию. В 1913 г. работал в Геттингенском университете у Э. Гуссерля. С 1916 г. — профессор Высших женских курсов, доцент Московского университета. С 1918 по 1921 г.— профессор Московского университета, член Комитета по реформе средней и высшей школы. В 1920 г. организовал кабинет этнической психологии. Действительный член Российской академии художеств, в 1923-1929 гг. — ее вице-президент. С 1932 г. — проректор академии высшего актерского мастерства. В 1935 г. подвергся репрессиям, в 1937 г. расстрелян. Посмертно реабилитирован. Исследования. По представлениям Г. Г. Шпета, процесс познания основан на отыскании первичных начал и принципов бытия (смыслов, эйдосов, идей). В человеческой деятельности проявляются интуитивные акты человеческого разума, смысл которых необходимо обнаружить. Наиболее полным выражением социального бытия является искусство, объединяющее действительность и науку. В работе «Внутренняя форма слова» (1927) развивал положение, что язык предстает как основа культуры. В разработанной им концепции внутренней формы слово трактуется как сообщение о предмете, отражающее его значащее и смысловое восприятие в сознании народа, говорящего на данном языке. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 677. Сочинения: Явление и смысл. М., 1914; Философское наследство П. Д. Юркевича. М., 1915; История как проблема логики. М., 1916. Ч. 1; Сознание и его собственник. М., 1916; Очерк развития русской философии. Пг., 1922. Ч. 1; Антропологизм Лаврова в свете истории философии. Пг., 1922; Эстетические фрагменты. Пг., 1922-1923. Вып. 1-3; Введение в этническую психологию. М., 1927. Вып. 1; Психология социального бытия. М.: МПСИ, 1996. Литература: Поливанов М. К. О судьбе Г. Г. Шпета // Вопросы философии. 1990. № 6; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Зинченко В. П. Г. Г. Шпет и М. М. Бахтин (оппоненты или единомышленники?) // Вопросы психологии. 1999. № 6; Марцинковская Т. Д. Проблема эстетических переживаний в концепции «психологии социального бытия» Г. Г. Шпета// Вопросы психологии. 1999. X? 6; Густав Густавович Шпет: Архивные материалы. Воспоминания. Статьи / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Смысл, 2000. Вернуться на главную страницу Шпета
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |