Шпенглер, Освальд |
|
1880–1936 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Освальд Шпенглер
Шпенглер (Spengler), Освальд (29.V.1880 - 8.V.1936) - немецкий философ, один из ведущих представителей «философии жизни». В 1908-1911 годы - преподаватель гимназии в Гамбурге, с 1911 года жил как свободный литератор в Мюнхене. Главная сфера интересов Шпенглера - философия культуры и философия истории. В книге "Der Untergang des Abendlandes" (Bd 1-2, Münch., 1920-22, посл. изд. 1965; в рус. пер. – «Закат Европы», т. 1, М.-П., 1923) Шпенглер с исключительной силой выразил настроения пессимизма, охватившие европейскую интеллигенцию в конце Первой мировой войны, дав развернутое историко-культурологическое обоснование идее «заката Запада». Отвергая идею прогрессивной эволюции, Шпенглер рассматривает всемирную историю как ряд автономных циклов, культур, каждая из которых проходит одни и те же стадии от рождения до смерти. Таких культур Шпенглер насчитывает 8: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Каждая культура замкнута, центрирована в самой себе и имеет свой собственный ведущий символ, который может быть познан только интуитивно. Однако «морфология культур» позволяет вскрыть, по Шпенглеру, присущие им аналогии и сходства. Каждая культура возникает как духовное стремление, которое в период своего упадка перерождается в «цивилизацию». Для «цивилизации», в противоположность гуманитарной «культуре», характерны техницизм, милитаризм и бюрократия. Именно эти черты определяют, по Шпенглеру, кризис Запада, однако изжить их невозможно. Философия истории Шпенглера, уходящая идейными корнями в философию Ф. Ницше (идея круговорота, «вечного возвращения»), близка к взглядам Н. Я. Данилевского (хотя знакомство с ними Шпенглера не доказано). Социальный пессимизм Шпенглера и его требование принять неприглядную действительность эпохи империализма как «судьбу» были реакционны и объективно прокладывали дорогу фашистской идеологии, хотя сам Шпенглер уже с 1933 года перешел в оппозицию гитлеровскому режиму (например, книга «Годы решений» - "Jahre der Entscheidungen", Münch., 1933). Идеи Шпенглера оказали большое влияние на развитие концепции истории как циклического процесса (А. Тойнби и др.). И. С. Кон. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976. Сочинения: Der Mensch und die Technik, Münch., 1931; Reden und Aufsätze, (3 Aufl.), Münch., (1951); Urfragen. Fragmente aus dem Nachlass, Münch., 1965; в рус. пер. - Пруссачество и социализм, П., 1922. Литература: Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.-Л., 1933, с. 214-70; Аверинцев С., "Морфология культуры" О. Шпенглера, "Вопр. лит-ры", 1968, No 1; Давыдов Ю. Н., О. Шпенглер и судьбы романтического миросозерцания, в кн.: Проблемы романтизма, М., 1971; Манн Т., Об учении Шпенглера, Собр. соч., т. 9, М., 1960; Kon I. S., Die Geschichtsphilosophie des 20. Jahrhunderts, Bd 1, В., 1964, S. 174-88; Baltzer A., Philosoph oder Prophet? О. Spenglers Vermächtnis und Voraussagen, Neheim-Hüsten, 1962. Вернуться на главную страницу Шпенглера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |