Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих

1772–1829

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Карл Вильгельм Фридрих Шлегель

Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих (Schlegel, Karl Wilhelm Friedrich von) (1772–1829), немецкий критик, философ, филолог и поэт. Брат А.В.Шлегеля. Родился в Ганновере 10 марта 1772. Учился в Гёттингене и Лейпциге, опубликовал сборник эссе Греки и римляне (Die Griechen und Romer, 1797) и Историю поэзии греков и римлян (Geschichte der Poesie der Griechen und Romer, незаконч., 1798).

Характеристики и критические очерки (Charakteristiken und Kritiken, тт. 1–2, 1801) стали образцом новой романтической критики, которая видела первоочередную задачу критика не в том, чтобы судить по априорным критериям, но понять и интерпретировать как само произведение, так и творческую индивидуальность автора. В ведущем периодическом журнале романтиков «Атенеум» (тт. 1–3, 1798–1800), который, собственно, был его детищем, Шлегель кратко сформулировал новые взгляды на литературу, искусство, философию и религию.

Незаконченный экспериментальный роман Люцинда (Lucinde, 1799; рус. перевод 1935), иногда порицаемый как манифест романтической «аморальности», обладает прежде всего автобиографической ценностью, отражая нравственные воззрения Шлегеля и его чувства к Доротее (дочери философа М. Мендельсона, 1729–1786), на которой он женился в 1804.

В 1802 Шлегель читал лекции по философии в Париже, занимался ориенталистикой и издавал журналы «Европа» (1803–1805) и «Поэтический дневник» (1805–1806). В 1808, приняв католичество, он переехал в Вену, стал придворным секретарем, выступал с политической публицистикой.

Эпохальный труд Шлегеля О языке и мудрости индейцев (Von der Sprache und Weisheit der Inder, 1808) положил начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии; продолжателем этого дела стал его брат. В венский период Шлегель читал и публичные лекции, изданные затем отдельными книгами, – О новой истории (Uber die neuere Geschichte, 1811); История древней и новой литературы (Geschichte der alten und neuen Literatur, тт. 1–2, 1815), ставшая вехой в истории мировой литературы; Философия жизни (Philosophie des Lebens, 1828) и Философия истории (Philosophie der Geschichte, тт. 1–2, 1829). Растущий консерватизм Шлегеля ярко проявляются в издаваемых им влиятельных журналах; он даже переработал многие свои прежние работы, примиряя их с католицизмом. Последний цикл лекций, читанный в Дрездене и опубликованный в 1830 под названием Философия языка и слова (Philosophie der Sprache und des Wortes), оборвала смерть Шлегеля, последовавшая 11 января 1829.

Фридрих Шлегель был идеологом немецкого романтизма, основоположником современной «истории идей», или «истории духа» (Geisteswissenschaft), и современной исторической науки.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Вернуться на главную страницу Фридриха Шлегеля

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС