Шаррон, Пьер |
|
1541–1603 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Пьер ШарронШаррон, Пьер (Charron, Pierre) (1541–1603), французский философ и теолог, представитель скептицизма, оказавший значительное влияние на рационалистическую мысль 17 века. Родился в Париже в 1541 году. Вначале занимался практической юриспруденцией, обратился к изучению теологии, стал священником, широко известным благодаря способности убеждать и красноречию в проповедях. Занимал различные церковные должности; будучи каноником в Бордо, в 1589 стал близким другом и учеником Монтеня. В трактате Три правды (Les Trois Verites, 1593), направленном против учения Кальвина, Шаррон утверждал, что Бог воистину существует, христианство – истинная религия, а католицизм – истинная церковь. В знаменитом трактате О мудрости (De la sagesse, 1601) он предлагал учение, близкое взглядам Монтеня, в котором признавал недостаточность разума и излагал систему светской морали, которая впоследствии была истолкована в атеистическом духе. Этот труд, подвергавшийся суровым нападкам церкви, был поддержан королем Генрихом IV. Шаррон вернулся в Париж, чтобы подготовить новое издание работы, но так и не успел закончить начатое. Умер Шаррон в Париже 16 ноября 1603. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Шаррон Пьер (1541 —1603) — французский философ. Вначале был адвокатом, потом стал священником. Ученик и друг Монтеня. Прославился своими скептическими взглядами, близкими к воззрениям Монтеня и изложенными главным образом в сочинении «О мудрости» (1601). Шаррон считал, что человек не может гарантировать истинность какой-либо из форм религии, так как последняя не присуща ему от природы, а формируется под воздействием воспитания и окружающих условий. Первичным в человеке является только нравственность, религия же зависит от нравственности. Следовательно, надо жить по изначальным нравственным законам, а исповедовать ту религию, которая поддерживается властью. Трактат «О мудрости» явился причиной обвинения Шаррона. богословами в неверии. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 522.
Шаррон (Charron) Пьер (1541, Париж — 16 ноября 1603, Париж) — французский философ-скептик, ученик Монтеня. Окончил Парижский университет. В 1571 получил степень доктора права. Несколько лет работал адвокатом, затем обратился к углубленному изучению теологии и стал каноником. Основное сочинение — трактат «О мудрости» (De la sagesse, 1601). Самопознание, по Шаррону, лежит в основе человеческой мудрости. В душе изначально заложены семена всех знаний. Поэтому подлинный мудрец больше узнает из анализа своей души, чем из всех книг. Через самопознание человек поднимается к познанию Бога лучше и вернее, чем через знание о всем остальном мире. Важное условие мудрости — полная свобода разума, благодаря которой человек должен освободиться от власти предрассудков и рабского следования древним авторитетам. Шаррон говорил об ограниченности человеческого разума: наш разум не может достичь обладания истиной окончательной и полной, его удел — вечные поиски ее. Мудрец, по Шаррону, должен следовать четырем главным добродетелям: благоразумию, справедливости, мужеству, умеренности. Мнение Шаррона о том, что мораль выводится не из религии, а основана на разуме и человеческой природе, вызвало со стороны клерикалов обвинение в атеизме. Сам он, однако, был убежден в том, что его философия полностью согласуется с католицизмом: он считал, что ложны все существующие религии, кроме христианства. Идеи Шаррона оказали влияние на Гассенди, Паскаля, Бейля. А. А. Кротов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 376.
Шаррон (Charron) Пьер (1541, Париж,— 16.11.1603, там же), французский философ-скептик. В трактате «О мудрости» («De la sagesse», livre l—3, 1601), выступая против догматизма и схоластики, Шаррон требовал «свободы ума», сопоставления разных точек зрения и принятия какой-либо из них «только по указанию разума» («De la sagesse», P., 1820, p. LVIII). Надо также покончить с книжным характером учёности, изучать не тексты, а вещи. По Шаррону, разум человека — главная познавательная сила. Касаясь роли ощущений, Шаррон отвергал и тезис об их непогрешимости, и тезис об их ложности, считая, что хотя они сообщают лишь о внешней форме вещей, но весьма полезны при первом знакомстве с вещами. Разум способен «через посредство чувств познавать все вещи, предстающие перед ним, и судить о них» (там же, р. 148). Однако в разуме от природы заложены «семена всех знаний», он может их развивать даже без содействия органов чувств. Сомнение не итог познания, а его исходный пункт: оно побуждает, не успокаиваясь на достигнутом, продолжать исследование, чтобы «мы сумели знать больше и лучше». Указывая, что все существующие религии — это суеверия, Шаррон оговаривает, что это не касается христианства. Шаррон считал себя защитником христианства, но его понимание христианства далеко от ортодоксальности. Он полагал, что разум приводит к выводу о существовании всемогущей первопричины всех вещей и что нет нужды в регламентированных формах поклонения этой первопричине. Для постижения догм христианства — откровения, бессмертия души, таинств — «нужно, чтобы человек был сдвинут, выбит из нормального состояния болезнью..., или безумием, экзальтацией» (там же, р. 294) и не мог пользоваться своим умом. Источник нравственности — не религия, а природа и разум. Религия лишь дает свою санкцию этическим принципам, соблюдения которых требуют природа и разум. Трактат Шаррона, многое заимствовавшего у своего учителя Монтеня, оказал большое влияние на французскую мысль 17 века, особенно на Гассенди, Паскаля, Бейля. Нападая на Шаррона, ортодоксы-клерикалы не без основания видели в нём одного из вдохновителей рационализма, материализма и деизма нового времени. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Toutes les Oeuvres, v. l, P., 1635. Литература: Popkin R. Н., The history of scepticism from Erasmus to Descartes, Assen, 1960; Charron J. D., The «Wisdom» of P. Charron, Chapel Hill, [1961].
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Франции (биографический указатель). Сочинения:Toutes les oeuvres. P., 1635; De la sagesse. P., 1986. Литература:Бейль П. Исторический и критический словарь, т. 2. М., 1968, с. 77—104; Богуславский В. М. Скептицизм в философии. М., 1990, с. 129—158; SabrieJ. В. De l'humanisme au rationalisme. Pierre Charron. P., 1913; BattistaA. M. Alle origini del pensiero politico libertino, Montaigne e Charron. Mil., 1966; Kogel R. Pierre Charron. Gen., 1972; Adam M. Etudes sur Pierre Charron. Bordeaux, 1991. Popkin R. Н., The history of scepticism from Erasmus to Descartes, Assen, 1960; Charron J. D., The «Wisdom» of P. Charron, Chapel Hill, [1961].
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |