Шан Ян |
|
390-338 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Шан ЯнШан Ян (ок. 390-338 до н.э.) государственный деятель, реформатор в Древнем Китае, один из основоположников философской школы фацзя. Узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. По настоянию аристократии был казнен. + + +Шан Ян, Вэй Ян, Гунсунь Ян (390-338 до н. э.), - государственный деятель, реформатор в Древнего Китае, один из основоположников легистской школы (см. "Фацзя"). Происходил из обедневшего аристократического рода. В 361 году до н. э. поступил на службу к циньскому царю Сяо Гуну и через несколько лет стал его главным советником. В 359-348 годы провел серию реформ (см. Шан Яна реформы), укрепивших царство Цинь. Преобразования Шан Яна вызвали недовольство наследственной аристократии, по настоянию которой он был казнен. Л. С. Переломов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.
Шан Ян (Гунсунь Ян, Вэй Ян, Шан-цзы, 385—338 гг. до н.э.). Одна лишь биография этого тонкого политика вбирает в себя всю атмосферу эпохи Сражающихся царств. Незаконнорожденный выходец из княжеской семьи маленького царства Вэй (находящегося на территории современной провинции Хэнань), Гунсунь Ян попадает в поле зрения Гуншу Цзо, первого министра при царе Хуй-ване царства Вэй, который делает его наставником своих детей. Часто предающийся размышлениям на моральные и политические темы, Шан Ян (именно под этим именем обычно известен Гунсунь Ян) рано приходит к заключению, что самой мощной человеческой мотивацией является заинтересованность, польза. Рассказывают, что на своем смертном одре Гуншу Цзо дал последний совет царю Хуй-вану — либо взять Шан Яна к себе на службу, либо же казнить его, поскольку при удачном для Шан Яна стечении обстоятельств он не преминет самым опасным образом увеличить мощь страны, которая его задействует. Хуй-ван не сделал ни того, ни другого, и Шан Ян, начиная с 359 г., переходит на службу «герцога» Сяо-гуна царства Цинь, который правил с 361 по 338 гг. до н.э. Руководствуясь интересами этого государя, он запускает важный реформаторский процесс, который касается функционирования государства, способа продвижения чиновников, осуществления руководства людьми, взимания налогов и «раскладки» богатых согласно незыблемым нормам, которые делают каждого из них одновременно смотрителем за другим и владельцем своих собственных возможностей по продвижению вверх или, наоборот, по скатыванию вниз. Этот же самый закон применяется ко всем, без различения класса и ранга. Если наследный принц оказывает неповиновение, а он ведь сам недоступен в плане подхода к нему, то подвергаются наказанию его учитель и его наставник. Так, несмотря на многочисленные возражения и многочисленные похвалы, которые оставляли Шан Яна равно безразличным, идея абсолютного уважения к закону проложила свою дорогу в царстве Цинь. Это царство превратилось в настоящую военную машину, которая в конечном счете безжалостно раздавила остальные китайские земли посредством сотен тысяч отрезанных голов, которые автоматически и пропорционально компенсировались вознаграждениями и продвижениями по службе. Легистская система всецело основывалась не на моральной ценности личностей, а на эффективности их положения в рамках социальной иерархии. Неприменение закона наказывалось, противоположное же поведение влекло за собой вознаграждение. Для получения этих результатов семьи в обязательном порядке разделялись, личные связи считались помехой должному функционированию социального порядка. Предполагалось, что столь глубокие реформы, если и обеспечат на время превосходство царства Цинь, не принесут их автору популярности. Вскоре после смерти Сяо-гуна, который поддерживал Шан Яна, прикрывая его от реакции всевозможных его противников, последнему пришлось быстро обратиться в бегство. Напрасно он пытался найти для себя постоялый двор («Закон господина Яна предписывает нам удостоверить вашу личность...»). Он предпринимает контрдействия, и в результате организованной им измены в верхах ему удается разгромить главнокомандующего. Все же в результате он оказался выброшен из царства. Через какое-то время он возвращается в Цинь, чтобы попытаться разжечь там восстание. В ходе этих событий он находит свою смерть — в 338 г. до н.э. Его труп был четвертован. Наступила контрреформация, но легизм продолжал оставаться основой политики царства Цинь — вплоть до объединения и унификации всех китайских царств в 221 г. до н.э., за которыми, правда, воспоследовало падение и новой династии в 207 г. до н.э. Работа, которая и по сей день называется именем Шан Яна («Шан-цзюнь шу»), точно отражает принципы, лежавшие в основе его политики. Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 402-404.
Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), государственный деятель и реформатор Древнего Китая эпохи династии Цинь. Происходил из знатного, но обедневшего рода, в молодости получил разностороннее образование. В 361 г. Шан Ян поступил на службу к царю Сяо-гуну и вскоре стал его главным советником. В период с 359 по 348 г. Шан Ян провел ряд реформ, направленных на укрепление циньского государства. Его земельная реформа предусматривала введение неограниченной частной собственности на землю и разрешала свободную продажу и куплю земли. Шан Ян поощрял крупное землевладение, видя в нем основу экономики Циньского царства. Он разрешал любому желающему на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли. Реформы Шан Яна коснулись и налогообложения. Прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. Большое значение имела административная реформа Шан Яна. Циньское царство было разделено на несколько десятков округов, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие единицы, вплоть до групп из десяти и даже пяти семей, связанных круговой порукой. Царь Сяо-гун назначил Шан Яна главнокомандующим циньской армией. Это позволило последнему провести военную реформу. Он отменил колесницы - основу военной мощи знати, заменив их конницей. Было значительно улучшено снаряжение воинов и введено железное оружие. Новый воинский устав предусматривал строжайшую дисциплину. С учетом имущественного ценза и боевых заслуг Шан Ян ввел двадцать степеней рангов знатности. Так, за уничтожение и захват в плен врага воина повышали в ранге, что давало ему право на получение земли и рабов. При Шан Яне только военно-служилые люди считались полноправными гражданами; их порабощение запрещалось законом. Таким образом, потомственная знать лишилась всех своих привилегий и была отстранена от участия в управлении Циньским государством. Реформаторская деятельность Шан Яна вызвала возмущение аристократов. Через несколько месяцев после смерти царя Сяо-гуна (338 г.) Шан Ян был казнен. Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.
Шан Ян, Гунсунь Ян, Вэй Ян (390— 338 до н. э.), древнекитайский государственный деятель, один из основоположников легизма. Происходил из обедневшего аристократического рода из царства Вэй. Был первым советником циньского царя Сяо-гуна (361—338 до н. э.), провёл серию реформ, основанных на концепциях легизма и способствовавших консолидации власти в руках царя. Учение Шан Яня изложено в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), составленном его учениками в 3 веке до н. э. Шан Ян первый в истории китайской политической мысли создал теорию деспотического государства и разработал основные концепции легизма об управлении обществом и государством: концепция равных возможностей, государственное регулирование экономических процессов, теория единого (сосредоточения усилий людей на земледелии и войне) как главной сферы деятельности народа, система рангов знатности, теория «клещей» — наделение общинников правом контроля над деятельностью чиновничества, принцип коллективной ответственности перед законом и т. п. Сразу же после смерти Сяо-гуна по настоянию наследственной аристократии был казнён вместе с семьёй. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Далее читайте:Исторические лица Китая (указатель имен). Китайская цивилизация в IV веке до н.э. (хронологическая таблица) Литература:Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступ. ст. и коммент. Л. С. Переломова, М., 1968; Древнекитайская философия, т. 2, М., 1973, с. 210—23.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |