Щедрин Сильвестр Феодосиевич |
|
1791-1830 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сильвестр Феодосиевич ЩедринСильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830). Крупнейший русский пейзажист первой половины XIX века С. Ф. Щедрин ярче других выразил реалистические искания своего времени. Семья Щедриных, подобно семьям Брюлловых и Ивановых, представляла своеобразную художественную династию. Сильвестр Щедрин родился 2 февраля 1791 года в Петербурге. Отец — Феодосий Федорович Щедрин — известный скульптор, профессор, адъюнкт-ректор Академии художеств. Дядя — Семен Федорович Щедрин — профессор «ландшафтного класса» — был первым учителем племянника. «Я помню, как покойный дядюшка водил меня в Эрмитаж еще маленького. Пропущая все картины, я останавливался смотреть только одного Каналетто», — вспоминал впоследствии Щедрин. Художественное образование, успешно начатое в семье, продолжалось в Академии художеств. С 1800 года учителями Щедрина были М. М. Иванов, Ф. Я. Алексеев, писавший тогда главным образом городские виды Петербурга, архитектор Тома де Томон, обучавший его законам перспективы. В 1811 году С. Ф. Щедрин с золотой медалью заканчивает Академию художеств. Дипломной работой его был пейзаж «Вид с Петровского острова в Петербурге», исполненный в духе строгого классицизма. Однако интерес молодого художника к изображению не «сочиненных», а конкретных «видов» обнаружился уже в первых его больших работах «Вид с Петровского острова на Тучков мост» (1815, ГТГ), «Вид на Биржу с набережной Невы» (1817, ГРМ). В 1818 году в числе первых четырех пенсионеров Академии С. Ф. Щедрин направляется в Италию, в Рим. В путевых заметках, письмах к родным, написанных с мягким юмором, видны живой ум, наблюдательность художника. Поселившись в Риме, Щедрин начинает писать виды этого города. Художника привлекает Колизей, к изображению которого он подходит совсем не в духе задач классицизма. «Колизей мне заказал написать с себя портрет...», — сообщает Щедрин. Современники отметили, что в этом «портрете сооружения» реальная натура — «превыше всего»: хорошо переданы мощные архитектурные формы, характер каменной массы памятника. В картине «Новый Рим. Замок Св. Ангела» (1825, ГТГ) художник раскрывает красоту в простом и обычном. Величественные громады замка Св. Ангела и собора Св. Петра становятся частью общего городского вида. Щедрин стремится передать свет, который, то появляясь, то исчезая на скалах, стенах, в густой зелени, на лодках, объединяет все предметы воедино, то заставляет их мерцать или искриться, то скрывает или подчеркивает их контуры. Художник смягчает резкость световых бликов на воде, делает тени прозрачными и воздушными. Здания оказываются как бы окутанными воздухом. От тяжелых, темно-коричневых тонов Щедрин переходит к светлым серебристо-серым оттенкам. «Насилу-то я выбрался из этих темных тонов», — пишет он С. Гальбергу. В маленьком перламутровом пейзаже «Озеро Альбано в окрестностях Рима» (1823—1824, ГРМ) вода блестит серебром, а зелень кажется нежно- воздушной и розово-солнечной. Свет становится волшебником, все преобразующим. Это подлинная жемчужина в творчестве Щедрина. Особенно поэтичны морские пейзажи художника. Восхищение Щедрина вызывают Неаполь и его окрестности. Еще в первую поездку из Рима в Неаполь в июне 1819 года, которая продолжалась до весны 1821 года, художник с любовью описывает пеструю жизнь набережных, увеселения, карнавалы, природу юга Италии... «...Итак, я снова живу на набережной Санта-Лючия — на самом лучшем месте из целого Неаполя. Вид из окошка имею прелестнейший, Везувий, как говорится, на блюдечке, море, горы, живописно расположенные строения, беспрестанное движение народа, гуляющего и трудящего, все сие показалось мне лучшим местом для пейзажиста». В пейзаже «Вид Неаполя» (1819, ГТГ) С. Ф. Щедрин изобразил себя среди горожан на оживленной набережной. Художника часто видели у рыбаков и крестьян прибрежных деревень. Веселый и обаятельный, он дружески и тепло относился к местным жителям, изображая их в многочисленных картинах. «...Через несколько дней приобрел себе пропасть приятелей, то есть из мужиков, отставных солдат и прочих людей... сии люди меня столь любили, что зная обыкновенное время, в которое я приезжал, стояли в горах, чтоб меня не пропустить...» В это время С. Ф. Щедрин подружился с К. П. Брюлловым и К. Н. Батюшковым, у которого и жил в Неаполе. Вместе с О. А. Кипренским он начал работать над портретом А. М. Голицына. Окончательно поселившись в Неаполе в июне 1825 года, С. Ф. Щедрин совершает поездки в Сорренто, на Капри, в Виго и Амальфи. Пейзажи Щедрина становятся вершиной пленерной живописи своего времени. Среди них серия морских пейзажей «На острове Капри» (1826, ГТГ), «Малая гавань в Сорренто» (1826, ГТГ), «Большая гавань в Сорренто» (1827, ГТГ). Природа предстает здесь созвучной человеку, естественное и созерцательное течение жизни которого проходит в «счастливый момент бытия». Своеобразие композиций морских пейзажей (замкнутая линия морского берега) придает им не только интимность и камерность, но и сходство с открытыми лоджиями. Пейзажи «Веранда, обвитая виноградом» (1828, ГТГ), «Грот в Сорренто» (1829, ГРМ) строятся на контрастах затененного пространства и залитого солнцем открытого ландшафта. Полуденное солнце проникает в густую зелень олив и виноградников, в тени яркими пятнами выделяются одежды людей, сверкает зелень. В последний период творчества С. Ф. Щедрин перешел от светотеневой тональной живописи к повышенной красочной гамме, что особенно заметно в его работах «Малая гавань в Сорренто. Вечер» (1826, ГТГ), «Лунная ночь в Неаполе» (1828, ГТГ). В Италии его имя становится популярным, пейзажи художника охотно покупают. Между тем сроки пребывания за границей давно кончились. Его страшит будущее в казенной атмосфере Академии художеств, в Петербурге. Но мысль о возвращении на родину не оставляет Щедрина. «Даваемый Вами совет не приезжать в Россию мне крайне не нравится», — пишет он С. Гальбергу. Несмотря на тяжелую, все прогрессирующую болезнь, жизнерадостность и юмор не покидают художника. Последние письма из Италии полны надежды на выздоровление, на возвращение домой. Но вернуться на родину так и не удалось. В октябре 1830 года художник умирает. В Сорренто на могиле Щедрина установлен монумент работы скульптора С. Гальберга. Сильвестр Феодосиевич Щедрин дал свое поэтическое истолкование природы Италии. Это не удалось сделать многим его современникам итальянцам. В пейзажах Щедрина заключено то лирическое утверждение красоты простого, которое свойственно и русскому портрету, и жанру первой половины XIX века. Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 70-73. Далее читайте:Художники (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |