Сухравардӣ Шиха̄б ад-Дӣн Йах̣йа̄, ас- |
|
1154-1191 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сухравардӣ Шиха̄б ад-Дӣн Йах̣йа̄, ас-Сухраварди Шихабаддин (1155, Сухравард, ок. Зенджана, — 1191, Халеб), мусульманский теолог, суфий. Прозвище — аль-Мактуль (букв. — убитый). Развил учение о мистическом озарении — ишрак, которое легло в основу целого направления в суфизме. В концепции Сухраварди намеченные у аль-Халладжа, Ибн Сины и Газали идеи ишрак сочетаются с воззрениями герметизма и зороастризма (ангелология и др.), что вызвало обвинения Сухраварди в неправоверии. Оказал большое влияние на последующее развитие мусульманской мысли (Шахразури, Даввани, Мулла Садра, Хади Сабзивари, индо-мусульманские теологи 16—18 веков). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Opera metaphysica et mystica, ed. H. Corbin, v. l, Istanbul, 1945, v. 2, Teheran —P., 1952; Мантик ат-талвихат, Тегеран, 1955. Литература: Die Philosophie der Erleuchtung nach Suhrawardi, übers, und erläutert v. M. Horten, Halle/Saale, 1912; Three treatises on mysticism, ed. and transl. by O. Spies and S. K. Khatak, Stuttg., 1935; Corbin H., Les motifs zoroastriens dans la philoso-phie de Sohrawardi, Teheran, 1946; Сами аль-Кайяли, С., Бейрут, 1955.
Сухравардӣ Шиха̄б ад-Дӣн Йах̣йа̄, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран – 1191, Алеппо) – арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухравардӣ добавляют «ал-мак̣тӯл» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы – «шайх̱ ал-ишра̄к̣» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дӣна ал-Джӣлӣ, затем после переезда в Исфаган – у Фах̱р ад-Дӣна ал-Ма̄ридӣнӣ. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухравардӣ через Захӣра ал-Фа̄рисӣ познакомился с сочинением «ал-Бас̣а̄’ир» («Прозрения») своего младшего современника ʻУмара Ибн Сахла̄на ас-Саваджӣ, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухравардӣ можно назвать «Логику восточных» Ибн Сӣны, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Сӣной были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сӣна̄ служит безусловным авторитетом для ас-Сухравардӣ, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего. Основным философским сочинением ас-Сухравардӣ, содержащим изложение собственно философии озарения, является «Х̣икмат ал-ишра̄к̣» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-Тал-вӣх̣а̄т» («Намеки»), «ал-Мук̣а̄вама̄т» («Оборения»), «ал-Маша̄риʻ ва-л-мут̣а̄рах̣а̄т» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухравардӣ по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайа̄кил ан-нӯр» («Храмы света») и «ал-Алва̄х̣ ал-ʻима̄диййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-Г̣урба ал-г̣арбиййа» («В западне Запада»), «Риса̄лат ат̣-т̣айр» («Трактат о птицах»), «Луг̣ат-и мӯра̄н» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухравардӣ преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи. Ас-Сухравардӣ оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей – аш-Шахразӯрӣ, К̣ут̣б ад-Дӣн аш-Шӣра̄зӣ, С̣адр ад-Дӣн аш-Шӣра̄зӣ. А.В. Смирнов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 675.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Sohravardi Sh.Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H.Corbin, v. l–3. Teheran, 1993; Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H.Ziai. Costa Mesa, 1998; Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transl. J.Walbridge and H.Ziai. Brigham-Provo, 1999; в рус. пер.: Му’нис аль-ʻушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В.А.Дроздовой.– «Восток», 1993, № 2, с. 131–50; Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я.Эшотса.– «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160–80; ʻАк̣а̄̕ ид ал-фала̄сифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986. Литература:Fakhry M. Al-Suhrawardi’s critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha’un).– Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.Morewidge. N. Y., 1982, pp. 279–284. См. также лит. к ст. Ишракизм.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |