Сухомлинский Василий Александрович |
|
1918-1970 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский Василий Александрович (28.09.1918-2.09.1970), выдающийся педагог, учитель русского языка и литературы. С 1947 года директор сельской школы в Кировоградской области. В своих трудах по педагогической теории и методике отстаивал право учителя на творчество, на гуманизацию процесса воспитания и обучения (“Сердце отдаю детям”, 1969, “Рождение гражданина”, 1970, “О воспитании”, изд. 1973). [Далее идет обширная биографическая справка "Выдающийся советский педагог", составленная в коммунистических интонациях. Однако, несмотря на подобострастные ссылки автора на Маркса, Ленина и даже… Брежнева, все равно попробуйте извлечь из этого текста полезную информацию.]
Выдающийся советский педагогИмя Василия Александровича Сухомлинского снискало в Советском Союзе и братских странах социализма заслуженное уважение и славу. Идеи социалистического гуманизма в воспитании и формировании высоких гражданских качеств коммунистической личности, которые педагог страстно отстаивал и творчески развивал, вошли в сознание миллионов людей — работников просвещения, учителей, родителей, всех, кто причастен к великому и благородному делу воспитания подрастающих поколений. Его труды привлекли к себе внимание и передовых педагогов в капиталистическом мире, выступающих под знаменем марксизма, пропагандирующих исторические достижения советской системы воспитания и образования. В. А. Сухомлинский — автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, около 1200 художественных произведений — рассказов и сказок для детей. Общий тираж его книг, увидевших свет только в нашей стране, составляет более трех миллионов экземпляров. Десятками миллионов исчисляется тираж периодических изданий, на страницах которых печатались статьи педагога по актуальным вопросам воспитания, образования и обучения. Важнейшие монографические труды В. А. Сухомлинского давно уже стали настольными книгами тысяч и тысяч воспитателей, действенными помощниками педагогов-практиков в решении многих сложных вопросов учебно-воспитательной работы. И это — закономерно. Ведь В. А. Сухомлинский всегда выступал как поборник подлинно научной, марксистско-ленинской педагогики. Он был верным учеником И. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. И. Калинина, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко и других [07] крупнейших советских педагогов и деятелей просвещения. Вместе с тем он — педагог, имеющий самобытный, оригинальный облик, собственный творческий почерк. В содержательных, мастерски написанных, эмоционально насыщенных произведениях В. А. Сухомлинского поднимаются и решаются чрезвычайно важные проблемы воспитания и обучения юных граждан социалистического общества, даны глубоко мотивированные, проверенные многолетним практическим опытом ответы на животрепещущие, волнующие вопросы о том, как именно надо воспитывать детей, подростков, юношей, девушек, чтобы они стали людьми ленинской закалки, сознательными п активными гражданами социалистического государства, пламенными патриотами советской Родины, убежденными интернационалистами и коллективистами, всесторонне развитыми строителями коммунистической жизни. В. А. Сухомлинский был вдумчивым исследователем детской души, чутким наставником молодежи, педагогом, воплотившим в себе лучшие черты безгранично преданного партии и народу учительства. Еще в 1969 г. «Правда» писала: «Педагогический труд его нашел признание в науке, отмечен высшей правительственной наградой. И знаменательно: работает В. А. Сухомлинский в содружестве энтузиастов. Рядом с ним — учителя, захваченные коллективным вдохновением, которое способствует лучшему проявлению индивидуальных качеств каждого... В. А. Сухомлинский тесно связан со школьниками всех возрастов, для них он — старший товарищ, искренне разделяющий волнения детства и юности. «Уважайте ученика!» — такова первая заповедь, утверждаемая директором и всем преподавательским коллективом Павлышской школы» 1. А 1 сентября 1974 г. «Правда», поместив на своих страницах неопубликованную статью В. А. Сухомлинского «Всемогущая радость познания», отмечала в редакционном комментарии: «Идет время, педагогическое наследие директора сельской школы привлекает внимание не только учителей, о своем открытии воспитательного опыта В. А. Сухомлинского с благодарностью пишут в «Правду» многие читатели». И дальше: «Нетрудно заметить, как современны и актуальны мысли, идеи, опыт педагога». _____ 1. Директор школы. Правда, 1969, 24 февр. [08] Различные органы нашей партийной и советской прессы называли В. А. Сухомлинского выдающимся педагогом-коммунистом, мастером педагогической публицистики, высокоодаренным воспитателем, органически соединившим в своей деятельности теорию с практикой, ученым, произведения которого навсегда вошли в сокровищницу передовой научно-педагогической мысли. Можно со всей уверенностью утверждать: В. А. Сухомлинский — незаурядное, выдающееся явление в советской педагогике. Поэтому ознакомление с его жизненным путем, глубокое изучение и практическое использование его педагогического наследия является моральным и профессиональным долгом каждого учителя, каждого воспитателя, каждого работника народного образования. * * *
Родился В. А. Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области (по тогдашнему административно-территориальному делению — с. Васильевка Васильевской волости Александрийского уезда Херсонской губернии) в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником-активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, еще троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями. Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926—1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 г. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом [09] факультета языка и литературы. Но в связи, с болезнью вынужден; был: в 1935 г. прервать учебу в вузе. 17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935— 1938 годов он преподает украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Опуфриевского района. В 1935 г. вступил в комсомол. Свое обучение В. А. Сухомлинский продолжил с 1936 г. в Полтавском педагогическом; институте (заочное- отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной, средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы (1938 г.). С теплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне,— писал Василии Александрович,— выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю — выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...» 1. Кстати сказать, 12 июля 1974 г. на торжественном собрании представителей советской общественности, посвященном. 800-летию г. Полтавы, член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, называя имена выдающихся деятелей культуры, творчество которых было тесно связано с Полтавой, отметил, в частности, что «в Полтавском-пединституте учились А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский» 2. С 1938 г. и до начала Великой Отечественной войны Василий Александрович! работает в Онуфриевской средней школе преподавателем украинского языка и литературы, а через некоторое время — и заведующим учебной частью школы. В июле 1941 г. В. А. Сухомлинский был призван в ряды Краспой Армии. Вначале учился на военно-политических курсах в Москве, где получил воинское звание младшего политрука, а с сентября 1941 г. он — политрук роты в действующей армии (на Западном и Калининском фронтах). 9 февраля 1942 г. в бою за село Клепинино под Ржевом ____ 1. Зоря Полтавщины, 1974, 22 верес. 2 Щербицкий В. В. Речь, посвященная 800-летию т. Полтавы,— Правда Украины, 1974, 14 июля. [10] был тяжело ранен и более четырех месяцев лечился в эвакогоспиталях. В период с июня 1942 г. по март 1944 г. В. А. Сухомлинский работает директором средней школы и преподавателем русского языка и литературы в поселке Ува Удмуртской АССР. Здесь он особенно большое внимание уделил сплочению учительского и ученического коллективов, патриотическому и интернациональному воспитанию школьников, организации их труда в помощь семьям фронтовиков. В Уве он был принят в члены Коммунистической партии (1943 г.). Учителя Увинской школы вспоминают: «Работал Василий Александрович очень вдумчиво и серьезно, с чувством большой ответственности за дело. Оп был требователен к себе и учителям. Высоко ценил и уважал труд членов своего коллектива». «Доброта Василия Александровича в сочетании со строгостью, справедливой требовательностью заставляли безгранично его уважать» 1. Именно такими чертами характеризовалась и вся дальнейшая работа В. А. Сухомлинского в учительских коллективах. Весной 1944 года Василий Александрович с женой A.И. Сухомлинской выезжает на Украину, в только что освобожденный от фашистских оккупантов Онуфриевский район Кировоградской области. Там в течение четырех лет оп работал в должности заведующего районным отделом народного образования и по совместительству преподавал в средней школе. Как руководитель отдела образования B.А. Сухомлинский отдал много сил и энергии делу восстановления учебно-воспитательных заведений района, организации материально-бытового обеспечения детей-сирот, подбору, обучению п воспитанию учительских кадров. В это время Василий Александрович начинает выступать в прессе — Онуфриевской районной газете «Ударна праця» и областной газете «Кiровогрaдська правда» — со статьями на педагогические темы. Первая его статья — «Перед новым учебным годом» была опубликована в «Ударнiй працi» 25 августа 1945 г. В 1948 году В. А. Сухомлинского назначают, по его просьбе, директором Павлышской средней школы. Руководил он этой школой до конца своей жизни, и двадцать три ___ 1. Увинская школа в годы войны.— Народное образование, 1975, № 5, с. 35, 36. [11] года в Павлыше стали самым плодотворным периодом научно-практической и литературно-публицистической деятельности педагога. Василий Александрович приложил много усилий, чтобы поднять обычную, рядовую сельскую школу до уровня лучших в Советском Союзе общеобразовательных учебных заведений, чтобы сделать ее настоящей лабораторией передовой педагогической мысли и наиболее полно обобщить приобретенный опыт. И он достиг поставленной цели — благодаря своему исключительному трудолюбию, постоянному творческому горению, твердой, бескомпромиссной требовательности и к себе, и ко всему коллективу работников школы, а главное — благодаря последовательной партийной, ленинской целенаправленности в работе. Подытоживая в конце 60-х годов опыт Павлышской школы, В. А. Сухомлинский писал: «Все годы своего труда педагогический коллектив нашей школы стремился к тому, чтобы ленинское идейно-педагогическое наследие определяло дух, основу нашего творчества и нашего опыта» 1. Начиная с 1949 г., В. А. Сухомлинский выступает уже не только в местной прессе, но и в республиканских и всесоюзных периодических изданиях. В первой половине пятидесятых годов он начинает печататься также в братских социалистических странах. В 1955 году сельский учитель В. А. Сухомлинский успешно защищает в Киевском государственном университете им. Т. Г. Шевченко кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы — руководитель учебно-воспитательной работы», а через год увидел свет его первый большой монографический труд «Воспитание коллективизма у школьников». В рецензиях, опубликованных на страницах наших ведущих научно-педагогических журналов, отмечалось, что в послевоенный период эта книга является «первой серьезной монографией о воспитании детского коллектива, написанной на основе многолетнего опыта работы», что она «заслуживает серьезного изучения директорами школ, работниками органов народного образования, широкого обсуждения в педагогических коллективах» 2, что это исследование «окажет серьезную помощь учи- _____ 1. Сухомлинский В. А., Павлышская средняя школа. М., Просвещение, 1969, с. 4. 2. Народное образование, 1957, № 3, с. 112, 113. [12] телям и руководителям школ в организации и методике проведения работы по воспитанию коллективизма у школьников» 1. Позднее, в конце пятидесятых годов, издаются одна за другой такие обстоятельные работы В. А. Сухомлинского, как «Педагогический коллектив средней школы» н «Воспитание советского патриотизма у школьников». Появляется и самая значительная в то время книга «Воспитание коммунистического отношения к труду» (1959 г.). В журнале «Коммунист» указывалось, что в этой монографии «В. А. Сухомлинский теоретически обобщает накопленный опыт, помогая тем самым решать большие и сложные задачи, стоящие перед советской школой» 2. А известная уругвайская общественная деятельница, член ЦК Компартии Уругвая Альсира Арисменди так оценила труд В. А. Сухомлинского: «Содержащийся в книге общий итог исследовательской работы представляет собой зрелый и научно обоснованный вклад в разработку ряда общих проблем дидактико-воспитательной работы». Она подчеркнула, что «автор с могучей силой убеждения доказывает активный характер системы образования, разработанной и применяемой в соответствии с марксистской философией» 3. Высоко была оценена книга В. А. Сухомлинского и многими другими учеными-педагогами и учителями-практиками. На высшую ступень педагогического творчества В. А. Сухомлинский поднялся в шестидесятые годы. Именно тогда с особой силой проявился его яркий и самобытный талант педагога-исследователя и педагога-публициста, именно в те годы написал он лучшие свои книги, статьи, художественные произведения для детей. К главным произведениям педагога, опубликованным начиная с 1960 года, относятся: «Как мы воспитали мужественное поколение», «Духовный мир школьника», «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Труд и моральное воспитание», «Нравственный идеал молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе» и — особенно — изданные в 1969 г. книги ______ 1. Советская педагогика, 1957, 8, с. 149. 2. Гончаров Н. Школа и труд.— Коммунист, 1959, № 16, с. 115. 3. Арисменди A. Педагогика в марксизм. М., Прогресс, 1965, с. 181. [13] «Павлышская средняя школа» и «Сердце отдаю детям». Последняя работа выдержала уже шесть изданий, а вей написаны десятки восторженных рецензий и отзывов, она удостоена первой премии Педагогического общества УССР (1973 г.) и Государственной премии Украинской ССР (1974 г.). «Этот труд, как и другие его работы,— отмечал президент Академии наук УССР Б. Е. Патон,— представляет выдающееся явление в области педагогики, в области общественных наук. Автор по-новому ставит и. решает важнейшие проблемы современного воспитания, с научной глубиной, последовательно раскрывает оригинальные пути и средства воспитательного воздействия учителя. И делает это ярко, красочно, убедительно. В книге представлен большой опыт формирования у каждого воспитанника коммунистической убежденности, любви к Родине, чувства интернационализма, возвышенной души, одухотворенной великой целью борьбы за коммунизм» 1. Последней прижизненной публикацией В. А. Сухомлинского была блестяще написанная статья, в которой педагог раскрывает перед молодежью общественно-историческую роль советской школы — «Слово к ученикам» («Правда», 1 сентября 1970 г.). Высокой оценки заслуживают и работы В. А. Сухомлинского, вышедшие в свет отдельными изданиями уже после смерти педагога: «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива)», «Разговор с молодым директором школы». В частности, о «Рождении гражданина» на страницах «Правды» говорилось: «Богато содержание книги. И когда читаешь взволнованный рассказ о том, как автор стремился формировать у подростка мировоззрение материалиста-диалектика, убежденность борца, душу честного человека, руки творца, ощущаешь, какую огромную работу до последних дней своей жизни проводил педагог-коммунист Герой Социалистического Труда В. А. Сухомлинский, чтобы воспитать настоящего гражданина великой Советской Родины» 2. Отдавая много энергии учительской работе, создавая фундаментальные педагогические произведения, В. А. Сухомлинский вместе с тем выступал и как активный обще- _____ 1. Патон Б. Е. Глубокий поиск, высокий эффект.— Правда Украины, 1974, 25 дек. 2. Правда, 1971, 12 авг. [14] ственный деятель. Он был депутатом Павлышского поселкового Совета и Онуфриевского районного Совета депутатов трудящихся, избирался членом Онуфриевского районного и Кировоградского областного комитетов Компартии Украины, систематически проводил агитационно-пропагандистскую и культурно-просветительную работу среди населения Павлыша, принимал активное участие в различных научно-педагогических конференциях, симпозиумах, сессиях, совещаниях, семинарах (районных, областных, республиканских, всесоюзных, международных), читал лекции по вопросам марксистско-ленинской педагогики в Республике Куба, Народной Республике Болгарин, Германской Демократической Республике 1, был участником Всероссийского съезда учителей (1960 г.), делегатом учительских съездов УССР (1959, 1968 гг.) и Всесоюзного съезда учителей (1968 г.). Партия и правительство воздали должное заслугам педагога. Он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР, медалью А. С. Макаренко. С 1957 г. В. А. Сухомлинский — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г.— заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. На протяжении последних пяти лет жизни педагог написал и подготовил к печати несколько новых серьезных работ: «Сто советов учителю», «Письма к сыну», «Родительская педагогика», «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», «Как воспитать настоящего человека». Нельзя не сказать и о другом важном результате деятельности В. А. Сухомлинского и возглавляемого им коллектива учителей Павлышской средней школы — о воспитании действительно образованных, сознательных и ак- _____ 1. Следует отметить в связи с этим, что В. А. Сухомлинский много внимания уделял овладению иностранными языками. В листке по учету кадров (1970 г.) на вопрос «Какими иностранными языками и языками народов СССР владеете» он ответил: «Владею свободно русским, украинским; читаю и могу объясняться на немецком, польском, словацком; читаю и перевожу со словарем с чешского, болгарского, французского». (Архив НИИ педагогики УССР, Дело В. А. Сухомлинского, № 1). [15] тивных советских граждан. Среди выпускников школы (а их было с начала пятидесятых годов до 1970 года свыше тысячи) — немало награжденных орденами н медалями Советского Союза тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры. Многие питомцы школы в Павлыше стали после окончания высших учебных заведений высококвалифицированными инженерами, агрономами, экономистами, врачами, педагогами, работниками научных учреждений, различных государственных, хозяйственных, партийных органов. Павлышская школа воспитала и, продолжая традиции В. А. Сухомлинского, успешно воспитывает сегодня людей, которые, руководствуясь благородными чувствами гражданской чести и общественного долга, самоотверженно трудятся во имя претворения в жизнь идеалов нашей партии и народа. 2 сентября 1970 г. перестало биться сердце Василии Александровича Сухомлинского. Но физическая смерть не прекратила жизни его творческих достижений, не приостановила его служения школе, учительству, педагогической науке. «Человек,— любил повторять педагог,— рождается на свет не для того, чтоб исчезнуть безвестной пылинкой. Человек рождается, чтобы оставить после себя след вечный». Эти проникновенные слова можно отнести и к самому Сухомлинскому. Все ценное, созданное им, навсегда вошло в историю нашей духовной культуры. * * *
Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского имеет разноплановый, многоаспектный характер. Причем следует иметь в виду, что творческая мысль педагога претерпела определенную эволюцию, она постоянно обогащалась, углублялась, оттачивалась. Между тем разные стороны научно-педагогической, учительской и публицистической деятельности В. А. Сухомлинского изучены историко-педагогической наукой еще недостаточно глубоко и требуют специальных исследований. Поэтому мы сейчас ставим перед собой сравнительно ограниченную задачу: кратко осветить лишь наиболее важные, на наш взгляд, вопросы, касающиеся общего научного подхода к оценке творческого наследия В. А. Сухомлинского. Разумеется, для выполнения этой задачи необходим прежде всего целостный, системный анализ работ педа- [16] гога, всестороннее и объективное их рассмотрение. И в первую очередь речь идет об определяющих источниках его творчества. Основой основ педагогических убеждений В. А. Сухомлинского, живительным ключом его мыслей и взглядов является марксистско-ленинская теория коммунистического воспитания, образования и обучения подрастающих поколений. Решая теоретические и практические проблемы современной школы п педагогики, он опирался на гениальные идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, на исторические решения и постановления КПСС и Советского правительства по вопросам народного просвещения и воспитания молодежи. Нет такой книга или же развернутой статьи В. А. Сухомлинского, в которых бы он не ссылался па руководящие идейные установки основоположников научного коммунизма, сформулированные ими не только в произведениях, посвященных непосредственно вопросам воспитания п просвещения, но и в трудах философских, экономических, политических. Он всегда руководствовался директивными документами Коммунистической партии и Советского правительства по различным вопросам политики, идеологии, экономики, культуры. Все содержание произведений В. А. Сухомлинского, как будет показано далее, свидетельствует: именно теория марксизма-ленинизма, которую развивает в новых исторических условиях Коммунистическая партия, направляла и окрыляла мысль педагога, была для него неисчерпаемым родником знаний, постоянным идейным путеводителем. Ссылки В. А. Сухомлинского на классиков научного коммунизма, на партийные документы никогда не носили формальный характер. В них, этих ссылках,— четкое определенно исходных позиций педагога, проявление глубокого понимания марксистско-ленинской теории как руководства к действию. Важным источником творчества В. А. Сухомлипского являлось классическое педагогическое наследие. Руководствуясь ленинским учением об отношении пролетариата к культурным приобретениям предыдущих исторических эпох, педагог широко использовал те передовые идеи прошлого, которые не потеряли своего значения и в паше время. Это относится как к вопросам умственного и физического воспитания, так и к вопросам воспитания нравственного, трудового, эстетического. В. А. Сухомлинский [17] убежденно заявляя, что без всестороннего знания созданного на протяжении многих столетий, без осмысления и использования теоретического наследия невозможна высокая культура педагогического труда сегодня. Вот почему он часто обращался к творчеству Я.-А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И-Ф. Песталоцци, Ф.-А. Дистервега, Г. С. Сковороды, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, JI. Н. Толстого, революционных демократов, в частности В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, к сочинениям Януша Корчака и, конечно, к трудам крупнейших советских теоретиков воспитания, психологов и физиологов, а также к произведениям классиков художественной литературы. Однако В. А. Сухомлинский не просто повторял старое, известное. В монографии «Павлышская средняя школа» он писал: «Идеи великих педагогов — Коменского, Песталоцци, Руссо, Ушинского, Дистервега, направивших школу, учителя, ученика на изучение окружающего мира, учивших исследовать, объяснять то, что человек видит,— преломляются в нашей работе применительно к нашим задачам воспитания» 1. Актуализация В. А. Сухомлинским известных из прошлого педагогических истин означала, следовательно, и поднятие их на качественно новую, высшую ступень, подчинение их задачам советской школы, целям коммунистического воспитания. Так, постигая и переосмысливая старое, педагог боролся за утверждение и развитие нового. Богатым источником творчества В. А. Сухомлинского являлась народная педагогическая мудрость, лучшие воспитательные традиции трудящихся масс. «Мы несем в народ,— писал Василий Александрович в журнале «Коммунист»,— свет знаний, науки. Народ — живой, вечный источник педагогической мудрости. Если бы у нас не было этого постоянного духовного общения с людьми, мы не могли бы успешно учить и воспитывать молодое поколение» 2. Прогрессивная этнопедагогика русского, украинского и других народов нашей страны непрестанно вдохновляла мысль и труд В. А. Сухомлинского, ориентировала его на пропаганду идей воспитания у детей и моло- _____ 1. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа, с. 5. 2. Сухомлинский В. А. Народный учитель, Коммунист, 1966, № 2, с. 80. [18] дежи безграничной любви к Родине, глубокой любви к матери, отцу, родным, уважения к старшим, сердечной чуткости к трудящемуся человеку, действенной готовности оказать ему помощь в беде, добросовестного отношения к труду, старательности, сметливости, трудового мастерства, бережного отношения к природе, ее богатствам, патриотических чувств в повседневной деятельности и поведении. Очень высоко ценил В. А. Сухомлинский в народной педагогике традиции мудрой любви родителей к детям, гуманного, сочетающегося с разумной требовательностью, подхода к ним, использования в обучении и воспитании богатств родного языка, подчинение книжных знаний реальным потребностям трудовой жизни, постепенное закаливание детского организма и вообще соблюдение принятых в народе естественных путей и средств физического воспитания. В своих произведениях, а также в процессе практической учебно-воспитательной работы педагог часто использовал такие жемчужины литературного творчества масс, как пословицы, поговорки, народные афоризмы, задачи на сообразительность, удачно, ярко воспроизводил созданные трудовым народом сказки, думы, притчи, легенды. Своей, проникнутой духом народной педагогики, деятельностью В. А. Сухомлинский как бы предвосхитил высказанные в 1973 г. в одной из передовиц «Правды» мысли: «Воспитывая уважение к старшим, надо чаще обращаться к тому устному учебнику, который, будь он издан, назывался бы «Народная педагогика». Свод законов тут прост, но в них отражен многовековый опыт поколений. В этой сокровищнице народной мудрости немало поучительного могут найти и ученые-педагоги, занимающиеся проблемами коммунистического воспитания молодежи, и школьные наставники, и родители» 1. Преисполненным мощной животворной силой родником педагогических знаний был для В. А. Сухомлинского передовой опыт учебно-воспитательной работы — его собственная профессиональная практика, деятельность руководимого им коллектива педагогов Павлышской школы, а также учителей, воспитателей, классных руководителей, _____ 1. Уважение к старшим.— Правда, 1973, 30 сент. [19] директоров многих других школ. В. А. Сухомлинский был уверен, что педагогическая теория развивается до тех пор, пока она живет, обогащается и совершенствуется в опыте, в новаторском труде тысяч и тысяч педагогов. Поэтому он настойчиво добивался, чтобы каждый преподаватель, каждый воспитатель был не просто «потребителем» педагогических знаний, а исследователем и рационализатором. Настоящий учитель, говорил Василий Александрович, не может жить без творчества; педагогический труд по самой своей природе, по внутренней его логике немыслим без элемента научного исследования, он всегда должен быть озарен светом теории и выступать как источник новой мысли, новых теоретических обобщений. «Если вы хотите,— читаем в книге «Разговор с молодым директором школы», — чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» 1. Именно такой подход к делу дал возможность учителю и директору школы В. А. Сухомлннскому написать замечательные педагогические произведения, насыщенные множеством живых примеров, фактов, иллюстраций, произведения, в которых научно осмысливается и обобщается передовой опыт советской школы. * * * Что же было главным в теоретической и практической деятельности выдающегося педагога? Основное, самое важное заключается в том, что В. А. Сухомлинский был талантливым пропагандистом идей марксистско-ленинской педагогики. Неразрывно связанное с практикой работы школы раскрытие идейных основ советской педагогической теории, разъяснение научных, последовательно демократических и гуманистических принципов воспитания и образования, разработанных Марксом, Энгельсом, Лениным и развитых Коммунистической партией Советского Союза, отстаивание и популяри- _____ 1. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., Просвещение, 1973, с. 70. [20] зация этих принципов — вот магистральный путь всей творческой деятельности педагога. В. А. Сухомлинский был глубоко убежден в том, что «главная исходная позиция советской педагогики — идейно-педагогическое наследие В. И. Ленина, являющегося, но определению А. В. Луначарского, могучим основоположником советской педагогики» 1, что «в неисчерпаемой сокровищнице ленинской мудрости — богатейший источник мысли, знаний, вдохновения для каждого учителя, пропагандиста, партийного работника» 2, что советская школа призвана учить молодое поколение по-ленински жить, бороться и трудиться. На первое, определяющее место в системе работы школы педагог ставил воспитание у учащихся коммунистической идейности, научного мировоззрения, классового подхода к событиям и явлениям общественной жизни, воинствующей непримиримости к буржуазной идеологии. Еще в начале своей литературно-педагогической деятельности, в статье «Улучшить идеологическую работу в школе» (1946 г.) он акцентировал внимание на том, что решения Коммунистической партии о работе на идеологическом фронте являются программой действий для советского учительства и решительно призывал к повышению идейно- политического уровня воспитания и обучения, обеспечению тесной связи усваиваемых школьниками знаний с современностью. Эти установки красной нитью проходят через всю дальнейшую теоретическую и практическую деятельность педагога. «Мы,— писал он,— должны добиваться, чтобы уже в школе формировалась высокоидейная личность, для которой борьба за коммунизм является высшим смыслом жизни» 3. В многочисленных книгах и статьях В. А. Сухомлинский, опираясь на ленинский тезис о неотделимости школы и воспитания от политики, от жизни общества, от борьбы классов, пропагандировал такие, в частности, положения (широко иллюстрируя их конкретными _____ 1 Сухомлинский В. Л. Павлышская средняя школа, с. 3-4. 2. Сухомлинский В. А. Рецензия па книжку Д. П. Маргулиса «О педагогическом искусстве Ильича».— Коммунист Украины, 1967, № 3, с. 96. 3. Сухомлинский В. А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 8. [21] примерами и фактами из опыта воспитательной работы школы, семьи, комсомольской и пионерской организаций): — коммунистическая идейность — основа богатства, полноты и цельности духовного мира человека; — первостепенная задача воспитателей — формирование у молодежи чувства классовой солидарности с трудящимися всего мира, чувства интернационального единства всех людей труда; — учителям, родителям следует как огня бояться идейной пустоты, политического равнодушия, индифферентности своих воспитанников, всегда помнить, что высшим гражданским долгом подростков, юношей, девушек является их долг перед социалистической Родиной; — по-ленински учить и воспитывать — значит утверждать в сознании подрастающего поколения истину революционной борьбы, любовь к трудящимся, непримиримость к врагам мира, свободы и социализма; — и содержание, и методы учебно-воспитательной работы надо рассматривать прежде всего через призму наших идейных критериев, подчинять всю систему воздействий па детей и молодежь задачам формирования коммунистического мировоззрения и коммунистической нравственности. Обращая внимание па воспитание у школьников чувства безграничной любви к Коммунистической партии, верности се идеалам, педагог говорил: «Слово «коммунист» дети слышат очень часто. Я стремился к тому, чтобы в их сознании это слово и понятие сливались с самыми яркими, самыми благородными образами борцов за освобождение нашего народа от эксплуататоров, за построение социализма, за победу над фашизмом, за коммунистическое преобразование общества» 1. В связи с этими п другими аналогичными положениями В. А. Сухомлинский рассматривал и вопрос о том, как, каким путем формируются у учащихся коммунистическое мировоззрение и мораль. Ответ педагога на этот вопрос был предельно четким и ясным: идейные, нравственные убеждения и чувства формируются прежде всего в труде, в борьбе, в деятельности на благо общества. Исходил он ____ 1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К., Радявська школа, 1969, с. 198. [22] здесь из известного положения К. Маркса о том, что индивидуумы являются такими, какой является их деятельность, из указаний В. И. Ленина о воспитании не только книжкой, но п через непосредственное повседневное участие молодежи в борьбе рабочих и крестьян. «В. И. Ленин учит: без труда, без борьбы книжное знание коммунизма ничего не стоит» 1, по Ленину, молодежь должна «учиться коммунизму, осваивая весь комплекс знаний, приобретенных человечеством, учиться коммунизму практически, в жизни, познавая жизнь и перестраивая ее» 2. Эти мысли постоянно звучат в произведениях педагога. В. А. Сухомлинский; подчеркивал, что коммунистическая идейность воспитывается не одними только беседами и поучениями, какими бы хорошими они ни были. Необходимо практическое дело, надо, чтобы воспитанники не просто знали, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но и действовали во имя торжества добра, правды, справедливости, во имя победы коммунизма. И дело должно быть настоящим, ибо пустой труд, как известно издавна, оставляет и детский ум пустым. Потому-то воспитанники; наши должны, утверждал В. А. Сухомлинский, чувствовать себя не только учениками, но и юными гражданами социалистического государства, обязанными отдавать обществу свою трудовую энергию. Без этого нет и не может быть нравственного становления личности, без этого усваиваемые воспитанниками знания остаются мертвым багажом. Вообще, проблема превращения, перерастания знания в убеждения — это, как показал педагог, одна из самых сложных проблем формирования мировоззрения. Коммунистические убеждения не передаются механически вместо со знаниями, не задаются домой как параграфы учебника, не заучиваются и не запоминаются,— они вырабатываются на основе идейно богатой и деятельной жизни коллектива и личности; «Убеждения по самой своей природе не могут быть бездеятельным духовным богатством. Они живут, крепнут, оттачиваются только при активной деятельности» 3. Формой жизни идейно-политических убеждений, ____ 1 Сухомлинский В. О. Праця i боротьба.— Вибранi твори. К., Радянська школа, 1977, т. 5, с. 536. 2. Сухомлинский В. А. Нравственный идеал молодого поколения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963, с. 124. 3. Сухомлинский В. А, Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1971, с. 206. [23] писал педагог, является утверждение коммунистического бытия, борьба против враждебной идеологии, и потому труд для людей, для коллектива, для общества, в котором подростки, юноши и девушки чувствуют себя гражданами и борцами, выступает как важнейший источник их сознания. Необходимо учить молодежь постигать счастье в борьбе за интересы народа и, если того потребуют обстоятельства, в самопожертвовании ради Советской Родины, ее чести, могущества и славы. Воспитывать надо, подчеркивал далее В. А. Сухомлинский, людей, для которых преодоление изъянов и недостатков в жизни — это не просто словесное разоблачение зла, а практическая борьба с ним — мужественная, страстная, непримиримая. Педагог утверждал, что не может стать настоящим борцом-коллективистом тот, кто еще в годы детства не проявил себя в активном труде для общества, труде, внутренним мотивом которого является переживание радости от самого труда, одухотворенного высокими идеями. Особенно необходимо, чтобы школа и семья открывали перед воспитанниками все источники, которые питают могучее чувство любви к Отчизне,— от любви к матери, отцу, к родному уголку земли (это самые первые ростки патриотизма) до восхищения величием Советской державы, могуществом преобразовательного социалистического труда. В конечном счете нормы коммунистической моральной культуры должны превратиться в привычки — только при этом условии они становятся подлинным приобретением личности. «Формирование идейных, нравственных убеждений, — подытоживал В. А. Сухомлинский,— это активный процесс, в котором воспитываемый является не пассивным объектом воспитания, а активным борцом за то, что утверждается в его душе» 1. Отсюда, как он писал, и задача школы: обогащение питомцев нравственным опытом борьбы, создание такой обстановки, которая всемерно способствовала бы развитию гражданской, интеллектуальной, творческой активности учащихся. Все это, разъяснял педагог, относится, в частности, и к выработке у школьников правильного понимания сущности религии, как антинаучной, антинародной и аморальной _____ 1. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа, с. 183. [24] идеологии. Кроме знания завоеваний современной науки (что достигается сознательным и активным обучением), кроме богатой духовной жизни коллектива и умелого, чуткого и тактичного разъяснения, правильная постановка научно-атеистической работы в школе непременно требует выполнения учащимися творческих трудовых задания, проведения экспериментов, опытов, которые наглядно и убедительно показывают силу человеческого интеллекта, рождают чувство восхищения успехами труда, ведут к осознанию того, что единственным творцом «чудес» на земле является человек, его разум и руки. Следует отметить, что в понятия «труд», «деятельность», «борьба» В. А. Сухомлинский вкладывал широкий смысл. Он и в своих произведениях, и на практике продемонстрировал большие возможности школы в сфере производительного и всего общественно полезного труда, определил развернутую систему конкретных видов такого труда воспитанников разного возраста. Но педагог не исключал из понятия борьбы и того, что является основной обязанностью каждого школьника — учения. Без успешной учебы, без прочных знаний и развитого мышления, без настоящей образованности нет и не может быть в современных условиях и высокопродуктивного труда. В книге «Павлышская средняя школа» он устами старого коммуниста, выступившего на ученическом диспуте, поставил вопрос так: «Вы ищете — где поле борьбы? А ведь учение ваше — это тоже борьба. Борьба за то, чтобы наша страна была самой передовой, чтобы у нас было умных, образованных людей больше, чем где бы то ни было» 1. Обучение можно рассматривать как борьбу и в другом смысле. Выступая как направляемый учителем процесс самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учебный труд требует от них интенсивного напряжения умственных сил, активного преодоления трудностей. А это п свою очередь является предпосылкой не только прочных знаний, но и зрелости мысли, непоколебимости мировоззренческих убеждений. Поэтому В. А. Сухомлинский и писал об обучении как об активной идейной общественной жизни учащихся. «Воспитание несгибаемой идейной убежденности — та сфера духовной жизни школы, где сопри- _____ 1. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа, с. 198. [25] касаются мысль к труд, знания и активная деятельность» 1. Такая глубоко правильная постановка вопроса о единстве и неразрывности обучения, труда и борьбы характерна' для всей системы взглядов педагога. Всесторонне обосновывал В. А. Сухомлинский — и в этом тоже одна из несомненных его заслуг — тезис о большом воспитательном значении слова. Недооценку роли слова в воспитании, неумелое, неэффективное его использование он не без оснований считал ахиллесовой пятой современной ему литературы по методике воспитания, самой уязвимой стороной практической работы значительной части воспитателей. Известно, что В. И. Ленин рассматривал язык как важнейшее средство человеческого общения и считал слово тоже делом (если, конечно; слово не является пустым, беспредметным); По утверждению Н. К. Крупской, «словесный метод» нельзя, выбросить за борт в нашей школе — это естественный; метод общения, передачи мыслей. Так же А. С. Макаренко совершенно справедливо замечал, что чрезмерная боязнь слова, недоверие к словесному выражению, уклон в сторону бессловесности — большая опасность, потому что только в слове проявляется человеческая мысль и развивается; она только в связи с развитием слова. Руководствуясь этими положениями; В. А. Сухомлинский конкретно раскрывал воспитательные возможности живого устного и печатного слова, определял те условия, при которых оно наилучшим образом выполняет свои функции; Слово — могучее средство воздействия на сознание воспитуемых, хотя, разумеется, не все в воспитании может быть сведено только и; исключительно к слову. Например, нельзя воспитать трудолюбие лишь одними словами, однако невозможно воспитать его и без серьезных, разумных слов. Искусство воспитания обязательно включает умение говорить, обращаться к человеческому разуму и сердцу. Особенно это касается влияния слова воспитателя на детей. Но, ясное дело, слова бывают равные,— ими можно и оживить и убить, вызвать радость, душевный подъем или опечалить и ошеломить человека; словом можно посеять тревогу, смятение, неверие человека в свои силы и можно ____ 1. Сухомлинский В. А. Проблемы: воспитания всесторонне развитой личности. См. настоящий том, с. 97. [26] воодушевить на-творческий труд, на мужественные поступки. Все зависит от того, каким является слово — разумным и чутким, ясным и доходчивым, принципиальным и откровенным, искренним и доброжелательным, твердым, уверенным, убежденным или, наоборот, — пустым, бесцветным, неопределенным, фальшивым, рассчитанным не на то, чтобы проникнуть в душу воспитанников, а на то, чтобы унизить их, «распечь», «пробрать» и т. п. Особенно настаивал педагог на том, что слово должно быть правдивым. В. И. Ленин, наша партия учат: надо всегда говорить народу правду и только правду. Неукоснительное выполнение этого требования является, по мнению В. А. Сухомлинского, и одним из главных условий успешного воспитания молодежи. Недопустимо, утверждал он, создавать вокруг детей и подростков, не говоря уже о юношестве, атмосферу «идейной стерильности», закрывать глаза па недостатки, на пережитки прошлого, от которых мы еще не избавились до конца. Самое лучшее воспитание — воспитание правдой. Учащиеся очень тонко чувствуют как правдивое, так и неправдивое слово учителя, и надо, чтобы весь процесс воспитания дышал коммунистической правдой. Необходимо прежде всего, чтобы и воспитатели, и воспитанники видели, понимали, трепетно воспринимали исторические завоевания советского парода, величественные перспективы развития нашего общества. Но в то же время следует откровенно, решительно и смело осуждать любые, пусть отдельные, проявления несправедливости, зла — факты нерадивого отношения к труду и общественной собственности, паразитизма, дармоедства, приспособленчества, подхалимства, очковтирательства, лицемерия, подлости, бездушия, проявления мещанского «моя хата с краю» и т. п. «Школа — место, где каждый шаг жизни и взаимоотношений питомцев и учителей преисполнен глубокого нравственного смысла, где каждый маленький человек каждое мгновенье своего бытия находится под влиянием яркого света правды, стремится к правде, борется за утверждение правды...» 1. Воспитатель должен постоянно помнить, что подлинно идейная жизнь именно и состоит в борьбе за торжество высшей в мире правды — правды коммунистических принципов и идеалов _____ 1. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. См. настоящий том, с. 117. [27] Каждый учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, обязан, но словам В. А. Сухомлинского, эффективно использовать разнообразнейшие способы выражения мысли и формировать у учащихся на материале своего учебного предмета чуткость, восприимчивость к слову, к тончайшим его нюансам. Как именно это делается, педагог прекрасно показал, описывая, в частности, этические беседы, которые он проводил в школе, воображаемые и реальные путешествия с учащимися по Советскому Союзу (воображаемые — и по другим странам мнра), беседы о коммунистической гражданственности, советском патриотизме, дружбе народов, о жизни и деятельности великого Ленина. Обращают на себя внимание и такие совершенно справедливые утверждения педагога: нельзя допускать в воспитании «словесной перегрузки», нужно помнить о чувстве меры; неправильно также считать, что даже самые лучшие слова способны мгновенно изменить, «преобразовать» воспитанников. Слово приобретает силу лишь тогда, когда оно подкрепляется личным примером старших, надлежащим поведением родителей и педагогов, и когда за ним идет дело, когда воспитатель не только призывает, но и учит, показывает, как практически нужно действовать, направляет и активизирует самостоятельную мысль и труд учащихся. Иначе говоря, необходимо опять-таки органическое слияние слова и дела. Не меньшее значение, нежели живое слово воспитателя, имеет, по Сухомлинскому, слово печатное — тот неисчерпаемый источник духовного богатства, имя которому книга. Школа, говорил педагог, только тогда школа, когда она утверждает культ книги, воспитывает у учащихся жажду к чтению художественной, политической, научно- популярной литературы, страстную влюбленность в книгу, благоговение перед ней. Внеклассное чтение, как правило, не связывается непосредственно с уроками, но оно играет исключительно большую роль во всестороннем развитии воспитанников. Вырабатывать у учащихся высокую культуру чтения, вызывать у них ни с чем не сравнимое переживание радости и наслаждения от общения с книгой — значит предупреждать интеллектуальную, моральную и эмоциональную неполноценность личности, эффективно обеспечивать самообразование и самовоспитание подрастающего человека. [28] Принципиально важным во взглядах В. А. Сухомлинского является решительное и последовательное осуждение всех и всяких элементов формализма в педагогическим процессе. Недопустимо рассматривать воспитательную работу не по внутреннему ее содержанию и не в реальных се результатах, а как сумму «мероприятии» для отчета, про-водить «показательные», специально прорепетированные сборы, занятия, диспуты, которые носят характер каких-то инсценировок, спектаклей, практиковать механическое заучивание и провозглашение детьми непонятных им, а следовательно, и не принятых их сердцем, пышных «красивых» слов. «В школе не должно быть пустословия и пустомыслия. Берегите слова!.. Не вкладывайте в уста ребенка слов, смысл которых он еще не в состоянии постигнуть! Не допускайте, чтобы высокие, святые слова превращались в разменную монету!» 1. Нельзя забывать указаний В. И. Ленина о том, что не подобает великое и благородное подменять трескотней, крикливой фразой, мириться со «словесным энтузиазмом», декларированием громких обязательств при фактической бездеятельности или иллюзии деятельности. Если формализм в обучении, слепое, догматическое заучивание зпапнй притупляет ум детей, то подмена сущности пустой формой в воспитании неминуемо калечит детские души, прививает неискренность, двуличие, ханжество и т. п. Процесс овладения знаниями н формирования мировоззрения, моральности, гражданственности В. А. Сухомлинский тесно связывал с воспитанием чувств. Еще в 1952 году в статье «Интерес к учению — важный стимул учебной деятельности учащихся» педагог положил в основу своих размышлений и выводов известный тезис В. И. Ленина о том, что без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Позже он рассматривал это ленинское положение и в плане осуществления воспитательных задач школы. Ребенок, утверждал В. А. Сухомлинский, наилучшим образом воспринимает, осмысливает и запоминает все, что он переживает. Без эмоционального отношения к знаниям, без интереса, изумления, удовлетворения, радости, увлечения, уверенности и других положительных переживаний ____ 1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. К., Радянська школа, 1975, с. 164. [29] невозможно успешное обучение. Поэтому и учитель должен не безразлично, не формально «подавать материал», а обращаться и к живой мысли, и к чувствам учащихся. Культура чувств, которую школа и семья должны формировать у детей и юношества, неотделима от воспитания коммунистической гражданственности, от понимания и переживания учащимися красоты нового человека в его служении социалистической Родине. Для того, чтобы нормы коммунистической морали стали реальными мотивами поведения личности, они должны стать одновременно и ее нравственными убеждениями. Чистые, благородные переживания — это духовная энергия моральности. И, наоборот, эмоциональная закаменелость убивает человеческое в человеке, порождает бездушие, черствость, эгоизм, индивидуализм, антиобщественное поведение. Непременное условие воспитания гражданина-коллективиста — эмоционально насыщенная жизнь коллектива. «Идейное богатство коллектива, богатство устремлений, отношений, взаимных оценок и требований — все это тончайшими корешками питает эмоциональную чувствительность коллектива. И чем она глубже, тем сильнее он выступает как орудие влияния на личность, тем меньше опасность равнодушия, бессердечности, «эмоциональной толстокожести» отдельных учеников» 1. Мысли В. А. Сухомлинского об исключительно большой роли чувств в воспитании и обучении не означают, однако, что мышление должно уступить первенство эмоциям. Нет, педагог требовал не приоритета эмоций, а слияния мысли и чувств, «гармонии разума и сердца», в которой, по его утверждению, сердцу принадлежит самая нежная, самая тонкая мелодия. Эмоциональное отношение к учению и труду — одна из наиболее важных предпосылок воспитания коммунистической идейности. Идейные, политические, мировоззренческие убеждения формируются и укрепляются лишь тогда, когда усваиваемые учащимися знания и выполняемая ими работа осеняются и согреваются высокими чувствами. Да иначе и быть не может, ибо идейные убеждения человека, отражая мировоззрение определенного класса, выступают одновременно результатом лично прочувствованного, пережитого. Идея, подчеркивал В. А. Сухомлинский, не заучен- _____ 1. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. См. настоящий том, с. 491. [30] ная истина, которую человек при случае может провозгласить, идея — это боль сердца за правду, истину, красоту. Опираясь на указания В. И. Ленина молодежи о том, что коммунистические идеи должны быть не чем-то заученным, а тем, что самими продумано, и что школа должна воспитывать умение самим вырабатывать коммунистические взгляды, В. А. Сухомлинский настойчиво пропагандировал мысль: нужно, чтобы взгляды воспитанников на жизнь, природу, общество и на самих себя утверждались как взгляды личные, самостоятельно выработанные. При этом у каждого ученика необходимо формировать не какое-то «свое», субъективистское видение мира, а научное миропонимание, непоколебимую веру в справедливость наших идей, готовность к борьбе за эти идеи как к проявлению своего «я», своей души, своей чести и достоинства. Лишь на такой основе, писал педагог, коммунистические идеи становятся движущей силой поведения человека, превращаются, по выражению К. Маркса, в собственную совесть, в узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Л. И. Брежнев в речи на Всесоюзном учительском съезде (1968 г.) говорил, что учителя, вооружая учащихся необходимыми в жизни знаниями, вместе с тем учат трудиться, преодолевать препятствия, критически относиться к себе, ставить перед собой большие цели и обязательно— самостоятельно мыслить, ибо только так можно «добиться, чтобы молодежь воспринимала наши великие идеи не как зазубренный урок, а как систему собственных взглядов и воззрений» 1. Ссылаясь в ряде своих работ на эти слова, педагог развивал следующее положение: так как пролетарские, коммунистические идеи живут и действенно проявляются в поведения личности лишь тогда, когда они становятся ее собственным приобретением, надо, чтобы воспитатели молодежи всегда видели перед собой не абстрактного, а живого, конкретного воспитанника с его мыслями, опытом, чувствами. Только при этом условии можно воспитать настоящего гражданина, человека, имеющего и умом, и сердцем сформированные взгляды на реальную действительность и на свою роль в коммунистическом пре-образовании жизни. ____ 1. Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М., Политиздат, 1970, т. 2, с. 225. [30] А. Дзеверин Цитируется по изд.: Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. Том первый. Киев, 1979, с. 7-31.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |