Стурдза Александр Скарлатович |
|
1791-1854 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Скарлатович Стурдза
А. С. Стурдза Неизвестный художник. 1820-е годы Стурдза Александр Скарлатович (18.11.1791—13.06.1854), представитель первого поколения русских консерваторов, дипломат, религиозный философ и публицист. Стурдза принадлежал к известному молдавскому роду. После его рождения семья эмигрировала в Россию. Высшее образование получил в германских университетах. На формирование его мировоззрения оказали влияние греческие православные богословы. В 1809 Стурдза поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел и был назначен чиновником особых поручений. В 1812 работал переводчиком, поскольку знал несколько языков. Исполнял обязанности секретаря министерства иностранных дел и переводчика в канцелярии Дунайской армии. В 1813 — дипломатический фактотум русского Императора в Швейцарии. В 1815 статс-секретарь по иностранным делам. Редактор Акта о Священном Союзе (1815) В январе 1816 по поручению Александра I составил текст указа об изгнании иезуитов из России. Тогда же был назначен членом Ученого комитета Министерства народного просвещения, а в 1818 становится одной из ключевых фигур в Главном правлении училищ, где активно выступил в пользу распространения религиозного образования. «Наставление для руководства Ученого Комитета, учрежденного при Главном Правлении училищ», составленное Стурдзой 5 авг. 1818, стало документом, который идеологически направлял всю работу в сфере просвещения. В нем главная цель определялась как достижение «согласия между верою, ведением и властию». «Наставление» предполагало существенные ограничения в преподавании философии и естественного права. Одновременно Стурдза разработал проект цензурного устава. В 1818 Стурдза принимал участие в Аахенском конгрессе Священного Союза. По поручению Александра I составил «Записку о нынешнем положении Германии», в которой подверг критике университетскую автономию. Для него немецкие университеты являлись рассадниками революционного духа и атеизма. Стурдза предлагал отменить автономию университетов, ликвидировать все академические привилегии, ограничить свободу печати и т. д. Записка Стурдзы спровоцировала террористические акты против ряда немецких правительственных чиновников. В 1819 он покинул Германию. В 1821 Стурдза подал прошение о бессрочном отпуске в связи с плохим состоянием здоровья, после чего надолго поселился в Одессе. В апреле 1828 Стурдза был послан в Бухарест для заведования походной канцелярией министра иностранных дел и проведения административных преобразований в Дунайских княжествах. В 1829 Стурдза вышел в отставку и окончательно поселился в Одессе, посвятив себя литературной, общественной и благотворительной деятельности. С к. 30-х Стурдза пишет по преимуществу на религиозно-философские и церковные темы, ведет пропаганду Православия, полемизирует с представителями др. христианских конфессий, а также создает портреты-биографии своих современников: Н. В. Гоголя, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. Н. Голицына и др. Как мыслитель Стурдза усматривал в религии и национальном характере главные опоры общества. При этом Стурдза отдавал предпочтение Православию, знатоком и апологетом которого он был. Стурдза утверждал, что Православие может сочетаться с экуменической идеей Священного Союза, однако он стремился к тому, чтобы идеология «Священного Союза» учитывала национальные русские особенности, и прежде всего Русское Православие. Идеалом для Стурдзы выступала Самодержавная монархия в союзе с Церковью, со строгой сословной иерархией, цензурой, охраняющей начала религии и нравственности. Взгляды Стурдзы до известной степени предвосхищали славянофильство. В. А. Жуковский называл Стурдзу «нашим Платоном христианским». Минаков А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Стурдза и ПушкинСтурдза Александр Скарлатович (1791-1854). Со Стурдзой Пушкин познакомился в Петербурге по окончании Лицея. Встречались они в литературных кругах и у общих знакомых. Чиновник Министерства иностранных дел и писатель по политическим и религиозным вопросам, Стурдза посвящал свои писания возвеличению идей Православной Церкви, гонениям на просвещение и утверждению монархических принципов. Немецкие университеты он считал рассадниками революционных идей и безбожия и едва не был убит в Варшаве товарищами студента Занда, убийцы реакционного писателя А. Коцебу. Пушкин заклеймил его эпиграммами: Холоп венчанного солдата, *** Вкруг я Стурдзы хожу, Ближе познакомились они в Одессе, где беседовали о судьбе Греции и основах Евангелия. Пушкин отдавал должное уму и образованности своего собеседника, но сближения между ними не произошло. Стурдза вспоминал впоследствии, что «неукротимый дух» Пушкина чуждался его как человека; немалую роль играла здесь и диаметральная противоположность политических взглядов. Позднее, в 1836 году, отвечая Жуковскому на предложение поместить в «Современнике» статью об И. Каподистрии, Стурдза писал: «Для меня приятно, скажу даже лестно, явиться на столбцах журнала, издаваемого А. С. Пушкиным». По-видимому, не случайно статья Стурдзы не появилась на страницах журнала. Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 145-146.
Сочинения:Oeuvres posthumes religieuses, historiques, philosophiques et Litteraires, Paris, 1858—61; Воспоминания о Карамзине // Москвитянин. 1846. №№ 9—10; Дань памяти Жуковского и Гоголя // Москвитянин. 1852. Кн. 2. № 20; Записка о нынешнем положении Германии. Нояб. 1818 // Россия. Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII—н. XX в. М.—Венеция, 1999; Мысли о любви к отечеству. СПб., 1818; Нечто о философии христианской М., 1844; О судьбе Русской Православной Церкви в царствование императора Александра I // Русская Старина. 1876. Т. 15. № 2; Опыт об основных законах природы человека и общества. М., 1811—12. Литература:Анфим, иеромонах. Александр Стурдза // Странник. 1864. Апр. СПб., 1864; Лямина Е. Новая Европа: мнения «деятельного очевидца». А. С. Стурдза в политическом процессе 1810-х // Россия. Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII—н. XX в. М.—Венеция, 1999; Мартин А. М. А. С. Стурдза и «Священный союз» ( 1815—23) // Вопросы истории. 1994. № 11; Стурдза А. С. // Русский Биографический Словарь. СПб., 1909. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |