Струве Петр Бернгардович |
|
1870-1944 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Бернгардович СтрувеСтруве Петр Бернгардович (1870–1944). Сторонник легального марксизма в русской социологии. Предметом социологии считал общественное развитие и роль в нем личности. Выступал против субъективного метода в социологии, был близок к методам К. Маркса. Прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества. Общество может и должно развиваться эволюционным путем. Разрешению противоречий между классами и политическими партиями служит компромисс. Развитие демократии – высшая школа компромисса. В 1890 г. Струве создал марксистский кружок по изучению литературы, которую привез из Швейцарии. В 1898 г. он пишет в “Манифесте РСРП”, что рабочий класс лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: управления государством, свободы слова, союзов и собраний. В статье “Марксова теория социального развития” обосновывает возможность системных реформ в рамках капитализма; возможность избежания социальных революций при условии перехода от капитализма “стихийного” к “организованному”, окультуренному, “современному”. Буржуазное государство может наладить нормальную жизнь общества и разрешить социальные конфликты. Однако он не выделяет причины социальных конфликтов и возможности их устранения. Особый интерес представляют взгляды Струве на государство. Государство, как и личность, имеет свою психологию, верховный закон бытия. Любое государство желает быть могущественным. А быть могущественным – значит обладать “внешней” мощью. Не внешняя политика является продолжением и следствием внутренней, а наоборот. Внутренняя политика должна “подчиняться” императивам внешней политики. Государство – “организм”, который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины. Дисциплина – основное условие “государственной” мощи. Дух государственной дисциплины был чужд русской революции. Как носители власти до сих пор смешивают себя с государством, так большинство тех, кто боролся и борется с ним, смешивали и смешивают государство с носителями власти. Нельзя путать государство с конкретными физическими лицами, отправляющими властные функции. Государство есть существо мистическое. Мистичность в том, что индивид с радостью и даже с восторгом приносит себя в жертву могуществу этого отвлеченного существа. Власть есть своего рода очарование или гипноз. Компромисс – универсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. “Развитие демократии есть высшая школа компромисса”, – утверждал Струве. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011. Вернуться на главную страницу П.Б. Струве
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |