Станюкович Константин Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Станюкович Константин Михайлович

1843-1903

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Станюкович Константин Михайлович (1843-1903), писатель, в 70-80-х гг. был близок к революционным кругам, с 1881 г. соредактор, а в 1883-1884 гг. издатель журнала "Дело". В 1884 г. был арестован и выслан в Сибирь по обвинению в связях с "Народной волей".

+ + +

Станюкович Константин Михайлович (1843/ 1903) — русский писатель. Творчество Станюковича непосредственно связано с морской тематикой: «Морские рассказы», «Вокруг света на "Коршуне"», «Берегиморе», «Беспокойныйадмирал», «Вшторм», «Матросский линч», «Человек за бортом!», романы из русской пореформенной жизни («Отмена телесных наказаний» и др.).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 281.


Станюкович Константин Михайлович (1843 - 1903), прозаик. Родился 18 марта (30 н.с.) в Севастополе в семье адмирала русского флота, продолжавшего традиции семьи, отец и дед которого тоже были моряками.

Несмотря на то что морская карьера не привлекала юного Станюковича, он в 1857 был отдан в морской корпус, а в октябре 1860 отправлен в дальнее плавание, которое и стало началом его писательской судьбы. Первые очерки Станюковича из жизни моряков были

опубликованы в начале 1860-х. В 1867 они вышли отдельной книгой - "Из кругосветного плаванья".

На некоторое время он оставляет "морской" материал, в течение ряд лет сотрудничает в различных петербургских изданиях. В 1872 начинает работать в журнале "Дело", что способствует определению его идейных и политических позиций. Его "Письма знатного иностранца" и "Картинки общественной жизни" - острая и меткая критика пореформенной действительности. Той же теме посвящены романы "Два брата" (1880), "Омут" (1881).

Находясь за границей в 1877 - 79, сблизился с революционными эмигрантами, за связь с которыми в 1885 был сослан в Томск.

В 1886 - 1902 пишет самое значительное свое произведение - "Морские рассказы", в которых добивается "жизни и правды". Морская тема отныне будет жить в его книгах. В 1893 выходит очерк "Маленькие моряки", в котором автор дает изображение жизни флота, в 1894 - "Беспокойный адмирал" и др.

Такие качества человеческого характера, как гражданское мужество, независимость, ответственность, душевная стойкость, вызывают обостренное внимание автора - "Шутка" (1898), "Утро" (1901), "Собака" (1902) и т.д.

7 мая (20 н.с.) 1903 К.Станюкович скончался в Неаполе.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Станюкович Константин Михайлович (18[30].03.1843—7[20].05.1903), писатель. Родился в Севастополе. Сын адмирала М. Н. Станюковича. Моряками были его дед и прадед. Самого Станюковича морская карьера не привлекала, тем не менее в 1857 он был отдан в морской корпус, а в окт. 1860 отправлен в дальнее плаванье, которое сыграло большую роль в писательской судьбе Станюковича. Первые очерки из жизни моряков были опубликованы в н. 60-х, в 1867 они вышли отдельной книжкой под названием «Из кругосветного плаванья». Очерки эти, дающие живое представление о мироощущении молодого автора, о светлой нравственной атмосфере, царившей на судах, на которых он плавал, особенно на «Калевале», носят описательный характер; эмоциональная и идейная оценка пережитого еще не созрела у молодого писателя и он надолго оставляет морской материал. В течение ряда лет Станюкович печатается в «Петербургском листке», в «Будильнике» и др. периодических изданиях. В 1872 становится сотрудником журнала «Дело», работа в котором всецело определила его идейные позиции. Наиболее отчетливое выражение они нашли в «Письмах знатного иностранца» и «Картинках общественной жизни», в которых Станюкович дал острую и меткую критику пореформенной действительности, бичуя «чиновников-дармоедов», беспринципных журналистов, общественную косность и равнодушие, отстаивая интересы жителя «соломенного царства».

Резко отрицательное отношение к развивающемуся в России капитализму проявилось и в романах Станюковича, рисующих людей 80—90-х. Мир в этих романах распадается на 2 лагеря. В одном из них — адвокаты («Два брата», 1880), крупные дельцы («Омут», 1881), профессора, проповедники «малых дел» («Жрецы», 1897), декадентская молодежь («Равнодушные», 1899); в др. — национальная интеллигенция, идейная и бескорыстная, пытающаяся наперекор всему отстаивать интересы русского народа. Для романов Станюковича характерны занимательность фабулы, серьезность общественного содержания, реальность деталей. В них широко использованы жизненные наблюдения, которые даны писателю его служебным опытом, работой учителем в глухой деревне (выйдя в отставку в чине лейтенанта, он поехал в 1865 служить «освобожденному» народу), журнальной и газетной деятельностью. Однако создать художественный синтез этих наблюдений, показать героев в действии ему удавалось не часто.

Добиться «жизни и правды», «изящества формы и точности выражения» Станюкович сумел только в «Морских рассказах» (1886—1902). О достигнутой писателем власти над материалом свидетельствует светлый юмор, с каким он рассказывает о многих своих персонажах, не исключая тех, в которых легко обнаруживаются автобиографические черты. Пребывание в морском корпусе, описанное в очерке «Маленькие моряки» (1893), знание морского дела, потомственная связь со средой моряков помогли Станюковичу дать великолепное изображение жизни флота. Но значение «Морских рассказов» этим не исчерпывается. Оно гораздо шире. Общие идеи, которые проводит Станюкович в своих романах, не только присутствуют в этих рассказах, формируя сюжет, распределяя свет и тени, они находят здесь такое органичное образное воплощение, какое не давалось писателю прежде. Богатым конкретным содержанием наполнилось излюбленное писателем противопоставление людей живого дела и карьеристов-чиновников («Василий Иванович», 1886; «Беспокойный адмирал», 1894); нашла достойное художественное воплощение тема столкновения поколений («Грозный адмирал», 1891). На морском материале Станюкович решает и др. волновавшие его вопросы, напр. о причинах, порождающих ренегатство («Оборот», 1889, опубл. 1899).

Рассказывая с «толстовской» правдивостью о переживаниях, порожденных столкновением его героев с морской стихией («На каменьях», 1888; «Ужасный день», 1893), Станюкович много места уделяет и вопросу гражданского мужества, неустанно пропагандируя такие свойства, как независимость, самостоятельность, душевная стойкость: «Шутка» (1898, опубл. 1899), «Утро» (1901), «Собака» (1902) и др. Ненависть к лакейству, подхалимству, карьеризму внушают читателю «Морские рассказы», в которых, как и во всем своем творчестве, Станюкович стремится воспитывать «…человека убеждения, готового любить правду и стоять за нее горой».

М. П.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Члены "Народной Воли" и др. (биографический справочник).

Сочинения:

Полн. собр. соч., 2-е изд. / Под ред. и с биографич. очерком П. В. Быкова. Т. 1—12. СПб., 1906—07;

Собр. соч. / Вступ. ст. Л. Соболева. Подгот. текста А. Вансловой и В. Вильчинского. Т. 1—6. М., 1958—59;

Морские рассказы / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. М. М. Поляковой. М., 1934;

Избр. произведения / Вступ. ст. и примеч. И. Новича. М., 1953.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС