Станкевич Николай Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Станкевич Николай Владимирович

1813-1840

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Владимирович Станкевич

Станкевич Николай Владимирович (27.09(3.10). 1813, с. Удеревка Острогожского у. Воронежской губ. - 25.06(7.071.1840, Нови-Лигуре, Италия) - философ. С 1830 по 1834 годы Станкевич обучался на словесном отделении Московского университета. Живя в доме известного шеллингианца М. Г. Павлова, Станкевич знакомится с философией природы Шеллинга. Под влиянием Надеждина осваивает его эстетику. Его интересуют также эстетические идеи немецких романтиков. С 1836 года его и М. А. Бакунина увлекает философия Гегеля. Пошатнувшееся здоровье заставляет Станкевича покинуть Россию в 1837 году. За границей уже перед смертью он использовал любые возможности для более глубокого знакомства с гегелевскими идеями. В наследии Станкевича не осталось сколь-либо заметных сочинений по философии. Все, что мы можем узнать о его мировоззрении, содержится в основном в его переписке с друзьями. И здесь следует особо отметить эпистолярное мастерство Станкевича. Большую роль в знакомстве русской интеллектуальной элиты с философскими идеями, прежде всего с немецким идеализмом, играла деятельность возглавляемого Станкевичем кружка, в который входили, наряду с другими, М. А. Бакунин, Белинский, Боткин, одно время - К. С. Аксаков. Философские увлечения Станкевича - последовательно: Шеллинг, Кант, Фихте, Гегель. В Шеллинге его наиболее привлекала не натурфилософия, а трансцендентализм. Станкевича интересовала идея целостного восприятия мира, единство природы и истории. И именно в этом, по его собственному признанию, огромную роль сыграл Шеллинг. У Фихте же он и его друзья восприняли этические идеи, его трактовку идеи личности. Изучая Гегеля, Станкевич приходит к признанию духовной основы мира, к постижению духа как конкретного, деятельного начала. Для Станкевича характерно также утверждение идеала нравственно совершенной личности, что сыграло свою роль в развитии гуманистических идей в русской общественной мысли России. Основное значение Станкевича для истории русской философии состоит в том, что он был вдохновителем, своеобразным аккумулятором идей для целой плеяды молодых русских мыслителей. И деятельность его кружка (в смысле распространения идей немецкой философии), и его эпистолярное наследие (в смысле раскрытия перед нами лаборатории мысли формирующейся русской интеллигенции), и его непосредственное идейное влияние на друзей-коллег - все это составляет важную страницу в истории идейно-теоретической жизни того времени.

В. И. Приленский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 605.

Сочинения: Избранное. М., 1982; Переписка 1830-1840 гг. М., 1914.

Литература: Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М., 1857; Александров Я. Идеалист 30-х годов XIX века: (К 75-летию со дня кончины Н. В. Станкевича. 1840-1915). Казань, 1915; Гершензон М. О. История молодой России. М.; Пб, 1923; Сакухин П. И. Идеализм Н. В. Станкевича // Вестник Европы. 1915. Кн. 2; Филиппов М. М. Судьбы русской философии: (Кружок Станкевича. - Влияние Гегеля) // Русское богатство. 1894. № 11: История философии в СССР. М., 1968. Т. 2. С. 281-287; История русской философии. М., 2001 (2008). С. 152-155.


Вернуться на главную страницу Н.Станкевича.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС