Сперанский Михаил Михайлович |
|
1772-1839 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Михайлович Сперанский
Сперанский Михаил Михайлович (1(12),01.1772 (или 1771), с. Черкутино Владимирской губ. - 11(23).02.1839, Петербург) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель. Получил образование в Петербургской духовной семинарии, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. В начале 1797 года был зачислен в канцелярию генерал-прокурора в чине титулярного советника, в 1803 году становится директором департамента (Экспедиция государственного благоустройства) министерства внутренних дел, принимает участие в работе существовавшего при Александре I «Негласного комитета», с 1808 года - товарищ министра юстиции, с 1810 года - государственный секретарь. Вызвав своими проектами общественного переустройства резкую оппозицию дворянства, Сперанский в 1812 году был уволен с этого поста и выслан в Нижний Новгород, затем - в Пермь. С 1816 года - пензенский губернатор, с 1819 года - сибирский генерал-губернатор. С 1821 года вновь занимает видные места в сановной иерархии, становится членом Государственного совета, управляющим II отделением в составе императорской канцелярии, на которую возлагалась задача систематизации российского законодательства. Был членом Верховного уголовного суда над декабристами. На формирование взглядов Сперанского большое влияние оказало близкое знакомство с немецкой мистикой и патристикой. Критикуя церковь как «систему ложного христианства», он выступил с позиций «надцерковной христианизации» общественной жизни, что позже было названо «социальным христианством». Сперанский отстаивал идею «священного Царства», но в отличие от Карамзина истолковывал ее прежде всего как программу поиска путей к преобразованию государства. Как автор всеобъемлющей системы обновления государственного аппарата Сперанский во всех своих проектах и планах пытался воплотить в жизнь постулаты просвещенческом философии права. Обосновывая взаимосвязь между свободой политической и гражданской, Сперанский намечал пути ликвидации личной зависимости крестьян как условия продвижения всего российского общества к государственности европейского тина. Принцип разделения властей, ответственные министерства, разработка подходов к конституции должны были, по его мнению, гармонизировать общественную жизнь и изменить механизм государственного устройства. Государством, по Сперанскому, движут и управляют 3 силы: законодательная, исполнительная и судебная. Начало их и источник - народ, ибо он есть не что иное, как нравственные и физические силы людей в отношении к общежитию. Соединенное действие этих сил составляет державную власть. Если последняя не предоставляет подданным никаких прав, государство попадает в полное рабство, устанавливается деспотизм. Образ правления у каждого народа обусловливается степенью его гражданского развития. Основная же мысль, движущая человеческим прогрессом, всегда одна - достижение политической свободы. И сопротивление державной власти естественному ходу вещей лишь «воспаляет страсти и производит волнения, но не останавливает перелома». Анализируя состояние русского общества, С. отмечал ряд признаков, показывающих, по его мнению, что в России наступило время серьезных политических перемен. Выход один: «правление, доселе самодержавное, постановит ь и учредить на непеременяемом законе», обязательном не только для подданных, но и для самого государя. Такой строй Сперанский называл «правильною монархией», державным, но не самодержавным государством. «Истинная монархия - это не что иное, как представительная форма правления, а не самодержавие». Проекты Сперанского, радикальные для его времени в идейном отношении, были достаточно умеренными с точки зрения методов исполнения. Видоизменение сословного строя, регулирование крестьянских повинностей как мероприятия, подготавливающие постепенную отмену крепостного права, реформирование государственной власти, гласность и т. п. он стремился выстроить на основаниях исключительно эволюционной традиции, отдавая много времени разработке механизмов последовательности в осуществлении преобразовательных мер. И все же «неразумие общества», на которое Сперанский был вынужден чем дальше, тем все чаще сетовать, обернулось крушением его надежд, горьким осознанием: мой «труд есть излишняя затея». «Недовольство высшего сословия», по свидетельствам современников, было всеобщим, маятник правительственного равновесия александровской эпохи качнулся вправо, механизм «сцепления» государственных структур так и не был создан, равно как не появился инструмент правового взаимодействия государства и общества. В. И. Коваленко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 601-602. Сочинения: Философия // В память графа М. М. Сперанского, 1772-1872. Спб., 1872; План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов). М., 1905; Проекты и записки. М.; Л., 1961; Руководство к познанию законов. М., 2002. Литература: Корф М. Жизнь гр. Сперанского. Спб., 1861. Т. 1-2; Чернышевский Н. Г. Русский реформатор (рец. на кн. М. Корфа) // Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 7; Погодин М. Сперанский // Русский архив, 1871; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. Спб.. 1894; Довпар-Запольский М В. Политические идеалы М. М. Сперанского. М., 1905: Чибирев С. А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского. М , 1989; Томсинов В. А. Светило российской бюрократии М., 1991 (1997); Морозов В И. Государственно-правовые взгляды М. М. Сперанского. Спб., 1999; Южаков М. М. Сперанский, его жизнь и общественная деятельность. Биографический очерк. Спб., 1992; Осипов И. Д. Философия политики М. М. Сперанского. К 230-летию со дня рождения. Спб., 2002. Вернуться на главную страницу Сперанского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |