Сорокин Питирим Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сорокин Питирим Александрович

1889-1968

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Питирим Александрович Сорокин

Сорокин Питирим АлександровичСорокин Питирим Александрович (23.0Ц4.02).1889, с. Турья Яренского у. Вологодской губ. (ныне Жешарт, Республика Коми) - 10.02.1968, г. Уинчестер, США) - русско-американский социолог и культуролог. За революционную деятельность (был связан с эсерами) в 1906 году исключен из церковно-учительской семинарии (в Костромской губ.), в следующем году в Петербурге с помощью Жакова (первого профессора коми) стал слушателем вечерних Черняевских курсов, по окончании которых сдал экзамены экстерном за 8 лет гимназии. В 1909 году поступил в Психоневрологический институт, в котором была кафедра социологии, возглавляемая Ковалевским и Де-Роберти, а в 1910 года перевелся на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 году. Большое влияние на формирование Сорокина как ученого оказал Ковалевский, личным секретарем которого он был в течение нескольких лет. В своем первом большом исследовании «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (Спб., 1914) Сорокин утверждал, что «совокупность всего поведения человека распадается на ряд актов или поступков, а последние при всей их эмпирической разнородности представляют: 1) или делание чего-нибудь, 2) или неделание чего-нибудь, в свою очередь распадающиеся на разновидности: а) актов воздержания и b) актов терпения (с. 46). Основная причина преступности, считал Сорокин, заключается в несовпадении «шаблонов поведения» различных групп населения, объединенных (чаще всего в результате победоносной завоевательной войны) в единую «замиренную группу». Подвиги (и соответственно награды) являются лишь косвенной формой проявления преступлений (и кар). В рамках единой замиренной группы, к которой приближается, по мнению Сорокина, человечество, не будет со временем ни преступлений, ни подвигов. Венчает эту политико-правовую утопию Сорокина появление «сверхчеловека», стоящего по ту сторону права и морали.

После Февральской революции 1917 года Сорокин стал одним из редакторов правоэсеровской газеты «Воля народа», на страницах которой им опубликовано около сотни статей, содержащих критику политики Временного правительства. В начале 1918 года он был арестован и содержался в Петропавловской крепости, а выйдя на свободу, через некоторое время вновь был арестован и приговорен к расстрелу великоустюжской ЧК. От расстрела Сорокина спасли энергичные усилия его друзей и статья Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», в которой в целом положительно оценивался факт «отречения» Сорокина от политической деятельности.

После освобождения Сорокин продолжил научную работу в Петроградском университете, главным итогом которой стала книга «Система социологии» (Т. 1-2. Пг., 1920), защищенная им в качестве докторской диссертации. Весь труд, по замыслу Сорокина, должен был состоять из 8 томов. Изданные тома посвящены «социальной аналитике» (с подзаголовками - т. 1: Учение о строении простейшего (родового) социального явления; т. 2: Учение о строении сложных социальных агрегатов). Вся система социологии, по Сорокину, состоит из теоретической социологии, изучающей явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего, и практической социологии, исследующей этот же предмет с точки зрения должного. Теоретическая социология, в свою очередь, подразделяется на социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Это фундаментальное произведение поставило Сорокина в число ведущих социологов России XX века. Данные в нем классификации «поведенческих актов», «проводников» и т. п. не утратили своего значения и по сей день. Сорокин стоял на позициях отрицания социального монизма, отрицания социологического смысла понятия «класс», которому он противопоставлял свое учение об элементарных и кумулятивных социальных группах. Из-за своих идеологических и научно-мировоззренческих взглядов Сорокин в 1922 году был выслан из страны вместе с большой группой ученых и литераторов. Около года Сорокин провел в Чехословакии, выпустив ряд книг, в т. ч. «Современное состояние России», где он дал социологический анализ тех изменений, которые Россия претерпела в 1917-1922 годы. В октябре 1923 года Сорокин прибыл в США, где и оставался до конца жизни.

Академическая карьера Сорокина в США отмечена непрерывными «ступенями роста»: в 1924-1929 годы он преподавал социологию в университете Миннесоты, в 1929 году его пригласил Гарвардский университет, в котором Сорокин и работал до пенсии (1959). Наконец, будучи уже пенсионером, в 1964 году он был избран президентом Американской социологической ассоциации. Основные научные достижения американского периода творчества Сорокина касаются проблем социальной мобильности и социокультурной динамики. Книга «Social and culturel mobility» (1927, 1959) до настоящего времени остается классическим трудом в этой области. В ней Сорокин впервые ввел такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными. «Вертикальная мобильность», по Сорокину, - это передвижение по социальной лестнице, влекущее за собой изменение в социальном статусе индивида или группы. Социальные перемещения, не влекущие за собой подобных изменений, относятся к сфере «горизонтальной мобильности».

Одно из основных понятий, анализируемых Сорокиным, - «социальная стратификация», под которой понимается «дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» (Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. С. 302). Главные формы социальной стратификации - экономическая, политическая и профессиональная. Нестратифицированного, «плоского» общества никогда не существовало, как не существовало и не существует «плоской» группы, в которой все ее члены были бы равны. В истории человеческого общества, считает Сорокин, нет постоянной тенденции ни ко всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, поскольку тенденция социальной пирамиды к возвышению дополняется тенденцией к уравниванию. Когда экономическая или социальная пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «противосилы»: революции, перевороты и т. п. социальные катаклизмы, которые как бы отсекают вершину пирамиды, превращая ее на какое-то время в трапецию. Затем эти силы уступают место тенденции к дифференциации, что опять ведет к росту пирамиды, и т. д. до бесконечности. Касаясь вопроса о причинах описанных им «флуктуаций», Сорокин констатирует их бесцельность, придерживаясь гипотезы о «ненаправленном цикле истории».

Следующая крупная работа Сорокина «Social and cultural dynamics. A study of change in major system of art, truth, ethics, law and social relationships». Vol. 1-4. 1930-1937 («Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений»), принесшая Сорокину мировую известность, является своего рода компромиссом между заявленной в кн. «Социальная и культурная мобильность» невозможностью обнаружить «цель в истории» («Исторический процесс скорее напоминает мне человека, который вращается в разных направлениях без определенной цели или пункта назначения» (Там же. С. 333) и претензией сформулировать предельно общие причины социокультурных изменений. Он вводит фундаментальный для его системы «принцип ограничения», который, не отменяя указанного общего положения, сужает сферу его действия: в каких бы направлениях и как бы бесцельно ни «вращался» человек, он не может, например, оторваться от земли и вращаться в воздухе. И точно гак же - общество в целом. Если невозможно точно предсказать, куда идет общество и каким оно будет через определенный отрезок времени, то все же можно сравнительно точно установить, каким оно не может быть и куда оно никогда не придет. В книге «Социальная и культурная динамика» понятие «общество» даже не упоминается: Сорокин исследует здесь «культуру» - понятие более широкое, чем «общество», и включающее его в себя. Основное понятие, которым при этом пользуется Сорокин, понятие «социокультурной системы», или суперсистемы. Эмпирико-статистическое изучение искусства, науки, религии, права и т. п. привело Сорокина к выводу, что в истории существуют три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из суперсистем характеризуется тем или иным пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способом их удовлетворения. «Всякая великая культура, - считает Сорокин, - есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность» (Там же. С. 429).

Так, для идеационального типа культуры характерна всесторонняя (т. е. существующая в науке, искусстве, философии, праве и т. д., даже в быту) ориентация на трансцендентные (потусторонние, или сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные и материалистические ценности. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности двух вышеперечисленных типов. Кроме того, существует тип культуры, где ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры, как правило, характерен для эпохи упадка. Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои «пределы роста». Это и есть, собственно говоря, социокультурная динамика. Для полноты картины циклическую смену социокультурных типов, по мнению Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. На создание концепции социокультурной динамики Сорокин оказали влияние идеи Данилевского и К. Н. Леонтьева.

Вообще, будучи «западником» в России, Сорокин после переезда в США, после отказа от идей «умеренного бихевиоризма» закончил свой творческий путь как бы духовным возвращением на родину. В «интегральной философии» Сорокин, как он сам характеризовал свое мировоззрение, можно увидеть черты русской «соборности», перетолкованной на американский лад. Современная эпоха кризиса, по Сорокину, закончится созданием новой идеациональной культуры, а центр культурного лидерства на рубеже XX- XXI веков переместится в Россию. Найти выход из кризиса поможет, согласно Сорокину, только распространение в мире идей альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой Сорокин посвятил последние годы жизни, работая в созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма. Научное и публицистическое наследие Сорокина огромно (по приблизительным подсчетам, около 60 томов). Как правило, оценивая вклад Сорокина в науку и культуру, перечисляют не отдельные его сочинения, а научные направления, им основанные или значительно продвинутые, как, например, аграрная социология, социология революции, теория конвергенции и т. д. Не меньшую ценность имеет сам человеческий образ Сорокина, образ ученого, способного активно бороться за проведение в жизнь исповедуемых и проповедуемых им идеалов истины, добра и справедливости.

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 589-591.

Сочинения: Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992; Система социологии. М., 1993. Т. 1-2; М., 2008; Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. М., 1994; О русской нации. Россия и Америка. М., 1992; Главные тенденции нашего времени. М., 1993; Социология революции. М., 2005.

Литература: Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991; Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX в. М., 1994. С. 220-231.


Вернуться на главную страницу Сорокина

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС