Солженицын Александр Исаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Солженицын Александр Исаевич

1918-2008

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Исаевич Солженицын

Солженицын Александр Исаевич (р. 11.12.1918), писатель. Родился в Кисловодске. В 1936—1941 учился на физико-математическом факультете Ростовского университета. В 1939 поступает на заочное отделение МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). Вплоть до 40-х считал себя романтиком революции, из нее выводил героическое начало русской истории. Задумал написать роман «Люби революцию». С 1942 в действующей армии, прошел путь от Орла до Восточной Пруссии. В февр. 1945 арестован за «антисоветскую агитацию» (вел переписку с другом, порицая коммунистических вождей), провел в лагерях 8 лет. С 1974 жил в ФРГ, с 1976 — в США. В 1994 вернулся в Россию.

Сохранение человеческой души в условиях коммунистической системы, внутреннее противостояние ей — сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матренин двор» (1963; оба опубл. А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир»), повести «В круге первом», «Раковый корпус» (1968; опубл. за рубежом), вобравших собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945—53), ссылку (1953—56). В сочинении «Архипелаг ГУЛАГ» (1973; в СССР распространялся нелегально) — «опыт художественного исследования» государственной системы СССР, раскрывается роль Ленина и др. еврейских большевиков в создании механизма тотального подавления личности. В отличие от рассказов романы написаны им очень посредственно и имеют интерес только с точки зрения выдающейся личности автора. Полной творческой неудачей следует признать 10-томную серию его книг «Красное колесо» (1971—91). Концептуально они не самостоятельны, т. к. вслепую повторяют мифы либерально-масонской историографии, оставляя за скобками понимание важнейших составляющих общественного противостояния, связанного с участием евреев и масонов в событиях отечественной истории. На этот недостаток его трудов Солженицыну указывалось неоднократно. Видный русский общественный деятель в эмиграции Н. А. Троицкий направил Солженицыну письмо, в котором советовал при подготовке книги «Август 1914» показать влияние «иудейско-масонского фактора». После этого совета отношение Солженицына к Троицкому резко изменилось.

В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи» и др., в «Письме вождям Советского Союза» (все — 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал либеральные ценности.

Убежденный западник, Солженицын стал легкой добычей антирусских пропагандистов в их работе по разрушению СССР.

Реклама личности Солженицына в большинстве своем финансировалась из фондов зарубежных спецслужб, и прежде всего ЦРУ. Массовые публикации во многих странах переводов его произведений, огромные гонорары, являвшиеся по сути дела формой подкупа, естественно, вызвали неразрешимый конфликт не только с официальными органами, но и значительной частью советской общественности, которая вполне искренне рассматривала Солженицына как врага советского образа жизни. Высылка Солженицына в 1974 стала актом государственной слабости и своего рода победой западной идеологической системы. С юридической точки зрения, многие произведения Солженицына в самом деле нарушали законы СССР и носили явно антисоветский характер. Однако не вполне уверенное в своих силах политическое руководство СССР побоялось проведения гласного суда над Солженицыным.

Идеализируя «западную демократию» и ее «духовные ценности», Солженицын, сам того не желая, сыграл роковую роль в развитии тех процессов, которые в конечном счете обернулись крушением СССР. Образ Солженицына, созданный с помощью западных спецслужб и средств массовой информации, стал одним из дополнительных факторов уверенности западных режимов в борьбе против Советского Союза. Во многих публичных выступлениях за рубежом Солженицын призывал усилить напор на СССР, изолировать его, не идти ему на «уступки». Писатель полагал, что западные страны имеют право вмешиваться во внутренние дела нашей страны, ибо, по его мнению, «советский народ брошен на произвол судьбы», а значит, ему необходимы западные опекуны, вмешивающиеся в нашу жизнь. «Вмешивайтесь, — призывал Солженицын, — вмешивайтесь снова и снова настолько, насколько можете». Справедливости ради следует отметить, что впоследствии Солженицын в отличие от Сахарова не захотел играть ту неблаговидную роль, которая отводилась ему правительством США. Критика Солженицыным западной системы и «Письмо к вождям», в которых писатель отходил от принятых в США планов и методов холодной войны против России, вызвали недовольство американских властей.

Др. сочинения: «Как нам обустроить Россию» (1990), «“Русский вопрос” к концу ХХ в.» (1994), «Россия в обвале» (1999) и др. Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» (1975; доп. изд., 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 — н. 1970-х в связи с публикацией его сочинений в СССР.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Вернуться на главную страницу Солженицына

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС