Соловьев Владимир Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Соловьев Владимир Сергеевич

1853-1900

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир Сергеевич Соловьев

Владимир Соловьев в 80-е годы XIX ве века.

Соловьев был визионер, ему являлись видения

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — сын русского историка С.М. Соловьева (1820—1879), автора монументальной «Истории России с древнейших времен». B.C. Соловьев начинал свое образование на физико-математическом факультете Московского университета, а закончил историко-филологический факультет и был оставлен «для приготовления к профессорскому званию» при философском факультете. Его магистерская диссертация (1874) называлась «Кризис западной философии (против позитивистов)». В октябре 1883 г. он писал: «Что касается до общего состояния философии, то оно представляется в таком виде: то философское направление, которое со времен Декарта старалось построить вселенную на голове мыслителя, т. е. признавало наше мыслящее я безусловным основанием и источником всякой истины, — то философское направление оказалось несостоятельным и всеми оставлено. Но, сознавши бессилие человеческой мысли самой по себе, современные философы, вместо того чтобы обратиться к тому, что выше, и сильнее, и лучше нашей мысли, т. е. к Богу и всему божественному, - они, напротив, привязались исключительно к тому, что ниже нашей мысли: к немощным и скудным стихиям видимого мира — и повели свою философию в хвосте естественных наук» 1.

Это был удивительный человек. Философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик, почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Его стихи носили преимущественно религиозно-мистический характер и считаются предтечей символизма. Творчество Соловьева открыло новые поэтические перспективы и послужило стимулом для А. Блока, Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса и других младших символистов.

Соловьев был визионер, ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную премудрость — Софию. Будучи уже магистром философии, он переживает новую встречу с ней в Британском музее, куда он был командирован в 1875 г. для изучения древнейших мистических текстов. В третий раз София посетила его в Египте, куда он отправился сразу же после второго свидания. Об этом идет речь в его поэме «Три свидания», написанной за два года до смерти 2.

Являлся ему и дух его покойного покровителя Памфила Даниловича Юркевича (1827-1874). Весной 1898 г. по пути в Египет он обнаружил в своей каюте дьявола. В то время, в преддверии надвигающихся революционных событий, Соловьева мучили тяжелые предчувствия надвигающегося Апокалипсиса.

Владимир Сергеевич так и не обзавелся семьей, не имел собственного жилья. Большей частью жил в имениях своих друзей или за границей. Умер в имении князя Е.Н. Трубецкого Узкое, которое теперь входит в границы современной Москвы.

Он был человеком экспансивным, восторженным и порывистым. Когда заканчивался судебный процесс над цареубийцами С. Перовской и А. Желябовым, Соловьев в публичной лекции обратился к Александру III с призывом помиловать участников покушения на его отца. Судя по сохранившейся записи, в словах Соловьева содержалась и определенная угроза: «...если государственная власть отрицается от христианского начала и вступает на кровавый путь, мы выйдем, отстранимся, отречемся от нее». Понятно, что за это власти по головке его не погладили, но и особых репрессий он избежал 3.

Не удивительно, что именно такой человек, презрев известную максиму насчет коня и трепетной лани, отважился на попытку синтеза рационального и иррационального подходов к познанию мира, чтобы понять всю действительность как целое. Он исходил из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала. Соловьев считал, что в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение. «...Новейшая философия, - утверждал Соловьев, — с логическим совершенством западной формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока. Опираясь, с одной стороны, на данные положительной науки, эта философия, с другой стороны, подает руку религии. Осуществление этого универсального синтеза науки, философии и религии... должно быть высшею целью и последним результатом умственного развития» . Под Востоком он понимал народы, унаследовавшие от Восточной Римской империи (Византии) православную веру — славян, и прежде всего русских.

Идея Всеединства Владимира Сергеевича конкретизировала высказанную еще ранними славянофилами мысль о том, что действительность есть «живое целое», которое может быть познано только целостным духом. В отличие от понятия «всеединства», встречающегося в западной философии начиная с античности 4, у Соловьева оно не является только онтологическим, т.е. не характеризует только бытие, но относится и к познанию, и к этике, и к социологии. В его философии являвшаяся ему София занимает важное место: «София есть... материя Божества, проникнутая началом божественного единства»; София — это душа мира как центр воплощения божественной идеи мира.

Соловьев предложил свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к Абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное, растительное, животное, человеческое царства и Царство Божие. Пять царств наглядно представляют развитие бытия. Для того чтобы достичь своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство). Затем оно должно быть живым (растительное царство) и сознательным (животное царство). Далее — разумным (человеческое царство) и, наконец, совершенным (Царство Божие).

Что касается права, то в своих поздних работах Соловьев тесно увязывает его с нравственностью. Если поначалу он, следуя Канту, понимал право как формальное начало, вызванное к жизни практическими потребностями, как внешний принудительный порядок поведения, не связанный с внутренними моральными мотивами и побуждениями, то в окончательном варианте своей философии он возвышает право до уровня необходимого условия нравственного совершенствования и религиозности. Право служит «воплощению добра, ограничению и исправлению зла» и определяется справедливостью. Добро должно иметь безусловный характер и является началом для любых человеческих отношений, включая государственные.

«Совесть — это социальный стыд, а стыд — это природная совесть». «Человек мог бы быть определен как животное стыдящееся». «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного». «Право есть определенный минимум нравственности». «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла» «Право есть свобода, обусловленная равенством». «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» . Эти афоризмы Владимира Сергеевича как нельзя лучше описывают его этику и представление о праве. Содержание этих требований, понимание границ «минимального добра» подвержены изменениям и зависят от исторических условий и уровня развития нравственности в обществе. При этом право всегда возможно отделить от произвола по той цели, которую преследует право. Эта цель — установить внешнюю гармонию между личностью и обществом.

Творчество Владимира Сергеевича Соловьева оставило глубокий след в истории русской философии и правовой мысли. Уже при жизни его характеризовали «русским Платоном», «Пушкиным русской философии» и другими лестными эпитетами. Он оказал серьезное влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка. Среди правоведов, стремившихся отыскать аксиомы права, также было немало сторонников соловьевского синтеза рационального и иррационального подходов к праву.

Примечания

1. [Соловьев B.C.] Письма Владимира Сергеевича Соловьева / Под ред. Э.Л. Радлова. Т. 3. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1911. С. 2.

2. См.: Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2009. С. 571-575.

3. Подробнее биографию B.C. Соловьева см.: Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 10-114.

4. Соловьев В. С. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 122.

Приведенные в оригинале названного издания интерактивные ссылки здесь не воспроизводятся (потому что не работают).

Цитируется по изданию: Крашенинников П. Серебряный век права. М., 2017, с. 29-34.


Вернуться на главную В.Соловьева

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС