Соллогуб Владимир Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Соллогуб Владимир Александрович

1813-1882

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир Александрович Соллогуб

В.А.Соллогуб. Автолитография Вагнера. 1843 год.

Антинигилист

Соллогуб Владимир Александрович (8[20].08.1813—5[17]. 06.1882), граф, писатель. Родился в Петербурге. По окончании Дерптского университета (1834) служил в Министерстве иностранных дел, затем чиновником особых поручений при тверском губернаторе. Часто посещал Петербург, где в доме Н. М. Карамзина встречался с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, М. Ю. Лермонтовым, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским и др. В 1837 опубликовал в «Современнике» рассказы «Три жениха», «Два студента». С 1839 печатался в «Отечественных записках». Рассказ «История двух калош» (1839) обратил на себя внимание критики. Женившись на дочери М. Ю. Виельгорского, влиятельного царедворца и знатока музыки, Соллогуб устроил у себя литературно-музыкальный салон, где бывали представители петербургского литературного и музыкального мира. В 40-е Соллогуб выступил в жанре светской повести («Лев», «Медведь», «Большой свет» и др.), обнаружив тонкое понимание «массового типа» светских людей, которых раскрыл в образах суетных, тщеславных «львов». В повести «Большой свет», по замечанию П. А. Вяземского, было много петербургских намеков и актуалитетов: многие персонажи имели живых прототипов. Однако Соллогуб придал своим персонажам лишь некоторое сходство с их прототипами. В образе Мишеля Леонина были внешние черты сходства с Лермонтовым; по существу же, тщеславный и ничтожный Леонин — полная противоположность Лермонтову и повторяет тип светского «льва», «сквозного» героя соллогубовского творчества. В рассказе «Собачка» (1845), в основу которого положен устный рассказ актера М. С. Щепкина, в зарисовках театрального быта и провинциального чиновничества Соллогуб больше всего приблизился к художественным принципам натуральной школы.

В 1845 полностью вышел «Тарантас» (первые 7 глав напечатаны в 1840). В форме путевых очерков даны меткие зарисовки провинциального быта. Соллогуб «прячется» за образами двух главных героев: славянофила Ивана Васильевича, изучающего Русь с высоты величия и самобытности русского народа, и Василия Ивановича — помещика, олицетворяющего «коренные начала» русской жизни. В заключительной главе «Сон» Соллогуб рисовал утопию о золотом веке аристократического государства. После 1845 Соллогуб писал гл. обр. водевили и статьи о петербургской музыкальной и театральной жизни. В 1856 Соллогуб получил звание придворного историографа. Продолжая занятия литературой, он написал «обличительную» комедию «Чиновник», в которой изобразил свой идеал чиновника-аристократа.

С 1858 Соллогуб был командирован за границу для изучения европейских театров, где написал комедию «Preuve d’amitiе» («Доказательство дружбы»), поставленную в парижском театре «Gymnase». В 1856 в журнале «Русский архив» Соллогуб опубликовал воспоминания о Пушкине и Гоголе (отд. изд. «Воспоминаний» — 1887). В 1866 написал антинигилистическую поэму «Нигилист» и комедию, в которой герой-нигилист — вор.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Группа писателей журнала "Современник":
И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой,
Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.

Придворный историограф

Соллогуб Владимир Александрович, граф (1813-1882), прозаик. Родился 8 августа (20 н.с.) в Петербурге в знатной аристократической семье. Получил прекрасное домашнее образование, программу которого определял отец, известный любитель искусства.

В 1829 - 34 учится в Дерптском университете, по окончании которого возвращается в Петербург, служит в Министерстве иностранных дел, затем чиновником особых поручений при тверском губернаторе.

Близость к салону Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дает возможность Соллогубу расширить и укрепить свои литературные связи. Знакомится с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым и другими известными писателями того времени.

Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 в "Современнике" новеллой "Три жениха", а явный литературный успех принесла ему "История двух калош", напечатанная двумя годами позднее в "Отечественных записках". Здесь же в 1840 публикует повесть "Большой свет" и первые семь глав "Тарантаса".

Испытав некоторое влияние Гоголя, заметное в "Истории двух калош", Соллогуб вскоре находит свою тему: жизнь светского общества. Белинский приветствовал прозу Соллогуба, видя в ней новые черты: "Граф Соллогуб занимает одно из первых мест между писателями новой школы. Это талант решительный и определенный, талант сильный и блестящий".

В 1841 вышла повесть "Лев", затем "Аптекарша" - одна из лучших вещей писателя.

В 1845 был полностью опубликован "Тарантас", наиболее известное произведение Соллогуба, ставшее незаурядным явлением в русской литературе.

После 1845 писал главным образом водевили и статьи о музыкальной и театральной жизни. В 1856 получил звание придворного историографа.

В 1858 был командирован за границу для изучения европейских театров и написал там комедию "Доказательство дружбы", поставленную в 1859 в Париже.

В 1865 Соллогуб был избран членом Общества любителей российской словесности, при вступлении в которое прочитал доклад о знакомстве с лучшими писателями своего времени. Позже напишет целую серию воспоминаний о них.

Умер В.Соллогуб в Гамбурге 5 июня (17 н.с.) 1882.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Портрет В.А.Соллогуба работы Э.Росси.

Пушкин и Соллогуб

Соллогуб Владимир Александрович (1813-1882), граф, в последние годы жизни Пушкина начинающий, а впоследствии известный писатель. Из всего им написанного, пожалуй, наибольший интерес для нас представляют сейчас его «Воспоминания», в которых содержатся сведения о жизни Пушкина тех лет, живые подробности и меткие наблюдения. «Пушкин находился в среде, — писал Соллогуб, — над которой не мог не чувствовать своего превосходства, а между тем в то же время чувствовал себя почти постоянно униженным и по достатку и по значению в этой аристократической среде <...> Наше общество еще так устроено, что величайший художник без чина становится в официальном мире ниже последнего писаря <...> За это и он оказывал наружное будто бы пренебрежение к некоторым светским условностям...»
В 1836 году между Пушкиным и Соллогубом произошла размолвка, едва не приведшая к дуэли: поэту показалось, что он был неучтив с Натальей Николаевной. Недоразумение разъяснилось, они остались приятелями. Но проницательный Соллогуб понял, как накален и издерган Пушкин, как нарастают у него «чувства тревоги, томления, досады и бессилия против удушливой светской сферы».
Осенью того же года он согласился быть секундантом в первой, несостоявшейся, дуэли Пушкина с Дантесом. «Он в лице Дантеса искал или смерти, или расправы со всем светским обществом», — делает вывод Соллогуб после гибели поэта.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Инициал к "Тарантасу" В.Соллогуба. А. Агин.

Соллогуб Владимир Александрович (1813 - 1882) - русский прозаик, поэт, драматург, мемуарист.

В своих "Воспоминаниях" описал знакомство и встречи с Пушкиным, который поощрял его первые шаги на литературном поприще (1). Соллогубу принадлежат выразительные характеристики его произведений о Пугачевщине: "Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, - спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории, и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин еще никогда не возвышался в цельности своих произведений. Капитанская дочка была, так сказать, наградой за Пугачевский бунт. Она служит доказательством, что в делах искусства всякое усилие таланта, всякое критическое самообуздывание приносит свое плодотворное последствие и дает дальнейшим попыткам новые силы, новую твердость" (2).

Примечания:

1. Соллогуб В.А. Воспоминания. М.-Л., "Academia", 1931, с.274-279, 298-299, 354-371, 520-528;

2. Соллогуб В.А. Опыты критических оценок. Пушкин в его сочинениях. - "Беседы в Обществе любителей российской словесности при имп. Московском университете", вып.1, М., 1867, отд.2, стр.4.

Биографическая справка перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html
 
(Авторы и составители энциклопедии: доктор исторических наук Овчинников Реджинальд Васильевич, академик Международной академии гуманизации образования Большаков Леонид Наумович).

+ + +

Соллогуб Владимир Александрович (1813-1882).  В 1840-е годы Соллогуб пользовался славой одного из лучших русских прозаиков. Его повести, в особенности «Тарантас» (1845), были широко известны; их высоко оценивал Белинский. При жизни Пушкина Соллогуб только начинал свою литературную деятельность. Как он вспоминал впоследствии, поэт поощрял его первые опыты, «давал советы, читал свои стихи».

Знакомство Пушкина и Соллогуба состоялось летом 1831 года в Царском Селе, где поэт жил вместе с молодой женой. Соллогуб в то время учился в Дерптском университете. По окончании курса он определился (1835) чиновником особых поручений в Министерство внутренних дел и начал усердно посещать светские и литературные круги Петербурга. Здесь он возобновляет знакомство с Пушкиным. В начале 1836 года на одном из балов во время разговора с Н. Н. Пушкиной он позволил себе неосторожное замечание, которое было перетолковано светскими сплетниками.

Произошла ссора с Пушкиным, едва не кончившаяся дуэлью. По чистой случайности дуэль была отложена, и по прошествии нескольких месяцев противников удалось помирить. 

С этого времени начинается постепенное сближение Пушкина и Соллогуба. Осенью того же года Соллогубу «пришлось быть и свидетелем, и автором драмы», окончившейся смертью великого поэта. Получив в ноябре оскорбительный анонимный пасквиль, Пушкин обратился к Соллогубу с просьбой быть его секундантом в предполагавшейся дуэли с Дантесом. В ноябре дуэль не состоялась, но Соллогуб понимал, что примирение сторон лишь временное. По его словам, Пушкин «в лице Дантеса искал или смерти, или расправы с целым обществом».

На склоне лет Соллогуб написал воспоминания, которые содержат очень ценные сведения о последних месяцах жизни Пушкина и истинных причинах его трагической смерти.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 276-277.

Бунин о Соллогубе:

Прочел книжечку (изд. Суворина) гр. Соллогуба — Аптекарша, Метель, Неоконченные повести. Довольно ловко все, но ненужно. Герои и героини, как всегда писали прежде, умирают от несч. любви.

Бунин И.А. Дневники 1939-1945 гг.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

"Современник" - Русский ежемесячный журнал, в Петербурге с 1847 по 1866 годы.

Сочинения:

Сочинения. Т. 1—5. СПб., 1855—56;

Воспоминания / Вступ. ст. П. К. Губера. М.; Л., 1931;

Водевили / Вступ. ст. М. Белкиной. М., 1937;

Повести и рассказы / [Вступ. ст. Е. И. Кийко]. М.; Л., 1962.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС