Соллогуб Владимир Александрович |
|
1813-1882 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Александрович Соллогуб
В.А.Соллогуб. Автолитография Вагнера. 1843 год. АнтинигилистСоллогуб Владимир Александрович (8[20].08.1813—5[17]. 06.1882), граф, писатель. Родился в Петербурге. По окончании Дерптского университета (1834) служил в Министерстве иностранных дел, затем чиновником особых поручений при тверском губернаторе. Часто посещал Петербург, где в доме Н. М. Карамзина встречался с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, М. Ю. Лермонтовым, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским и др. В 1837 опубликовал в «Современнике» рассказы «Три жениха», «Два студента». С 1839 печатался в «Отечественных записках». Рассказ «История двух калош» (1839) обратил на себя внимание критики. Женившись на дочери М. Ю. Виельгорского, влиятельного царедворца и знатока музыки, Соллогуб устроил у себя литературно-музыкальный салон, где бывали представители петербургского литературного и музыкального мира. В 40-е Соллогуб выступил в жанре светской повести («Лев», «Медведь», «Большой свет» и др.), обнаружив тонкое понимание «массового типа» светских людей, которых раскрыл в образах суетных, тщеславных «львов». В повести «Большой свет», по замечанию П. А. Вяземского, было много петербургских намеков и актуалитетов: многие персонажи имели живых прототипов. Однако Соллогуб придал своим персонажам лишь некоторое сходство с их прототипами. В образе Мишеля Леонина были внешние черты сходства с Лермонтовым; по существу же, тщеславный и ничтожный Леонин — полная противоположность Лермонтову и повторяет тип светского «льва», «сквозного» героя соллогубовского творчества. В рассказе «Собачка» (1845), в основу которого положен устный рассказ актера М. С. Щепкина, в зарисовках театрального быта и провинциального чиновничества Соллогуб больше всего приблизился к художественным принципам натуральной школы. В 1845 полностью вышел «Тарантас» (первые 7 глав напечатаны в 1840). В форме путевых очерков даны меткие зарисовки провинциального быта. Соллогуб «прячется» за образами двух главных героев: славянофила Ивана Васильевича, изучающего Русь с высоты величия и самобытности русского народа, и Василия Ивановича — помещика, олицетворяющего «коренные начала» русской жизни. В заключительной главе «Сон» Соллогуб рисовал утопию о золотом веке аристократического государства. После 1845 Соллогуб писал гл. обр. водевили и статьи о петербургской музыкальной и театральной жизни. В 1856 Соллогуб получил звание придворного историографа. Продолжая занятия литературой, он написал «обличительную» комедию «Чиновник», в которой изобразил свой идеал чиновника-аристократа. С 1858 Соллогуб был командирован за границу для изучения европейских театров, где написал комедию «Preuve d’amitiе» («Доказательство дружбы»), поставленную в парижском театре «Gymnase». В 1856 в журнале «Русский архив» Соллогуб опубликовал воспоминания о Пушкине и Гоголе (отд. изд. «Воспоминаний» — 1887). В 1866 написал антинигилистическую поэму «Нигилист» и комедию, в которой герой-нигилист — вор. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Группа писателей журнала "Современник": Придворный историографСоллогуб Владимир Александрович, граф (1813-1882), прозаик. Родился 8 августа (20 н.с.) в Петербурге в знатной аристократической семье. Получил прекрасное домашнее образование, программу которого определял отец, известный любитель искусства. В 1829 - 34 учится в Дерптском университете, по окончании которого возвращается в Петербург, служит в Министерстве иностранных дел, затем чиновником особых поручений при тверском губернаторе. Близость к салону Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дает возможность Соллогубу расширить и укрепить свои литературные связи. Знакомится с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым и другими известными писателями того времени. Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 в "Современнике" новеллой "Три жениха", а явный литературный успех принесла ему "История двух калош", напечатанная двумя годами позднее в "Отечественных записках". Здесь же в 1840 публикует повесть "Большой свет" и первые семь глав "Тарантаса". Испытав некоторое влияние Гоголя, заметное в "Истории двух калош", Соллогуб вскоре находит свою тему: жизнь светского общества. Белинский приветствовал прозу Соллогуба, видя в ней новые черты: "Граф Соллогуб занимает одно из первых мест между писателями новой школы. Это талант решительный и определенный, талант сильный и блестящий". В 1841 вышла повесть "Лев", затем "Аптекарша" - одна из лучших вещей писателя. В 1845 был полностью опубликован "Тарантас", наиболее известное произведение Соллогуба, ставшее незаурядным явлением в русской литературе. После 1845 писал главным образом водевили и статьи о музыкальной и театральной жизни. В 1856 получил звание придворного историографа. В 1858 был командирован за границу для изучения европейских театров и написал там комедию "Доказательство дружбы", поставленную в 1859 в Париже. В 1865 Соллогуб был избран членом Общества любителей российской словесности, при вступлении в которое прочитал доклад о знакомстве с лучшими писателями своего времени. Позже напишет целую серию воспоминаний о них. Умер В.Соллогуб в Гамбурге 5 июня (17 н.с.) 1882. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Портрет В.А.Соллогуба работы Э.Росси. Пушкин и СоллогубСоллогуб
Владимир Александрович (1813-1882), граф, в последние годы жизни
Пушкина начинающий, а впоследствии известный писатель. Из всего им написанного, пожалуй, наибольший интерес для нас представляют
сейчас его «Воспоминания», в которых содержатся сведения о жизни Пушкина тех
лет, живые подробности и меткие наблюдения. «Пушкин находился в среде, — писал
Соллогуб, — над которой не мог не чувствовать своего превосходства, а между тем
в то же время чувствовал себя почти постоянно униженным и по достатку и по
значению в этой аристократической среде <...> Наше общество еще так устроено,
что величайший художник без чина становится в официальном мире ниже последнего
писаря <...> За это и он оказывал наружное будто бы пренебрежение к некоторым
светским условностям...» Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.
Инициал к "Тарантасу" В.Соллогуба. А. Агин. Соллогуб Владимир Александрович (1813 - 1882) - русский прозаик, поэт, драматург, мемуарист. В своих "Воспоминаниях" описал знакомство и встречи с Пушкиным, который поощрял его первые шаги на литературном поприще (1). Соллогубу принадлежат выразительные характеристики его произведений о Пугачевщине: "Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, - спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории, и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин еще никогда не возвышался в цельности своих произведений. Капитанская дочка была, так сказать, наградой за Пугачевский бунт. Она служит доказательством, что в делах искусства всякое усилие таланта, всякое критическое самообуздывание приносит свое плодотворное последствие и дает дальнейшим попыткам новые силы, новую твердость" (2). Примечания:1. Соллогуб В.А. Воспоминания. М.-Л., "Academia", 1931, с.274-279, 298-299, 354-371, 520-528; 2. Соллогуб В.А. Опыты критических оценок. Пушкин в его сочинениях. - "Беседы в Обществе любителей российской словесности при имп. Московском университете", вып.1, М., 1867, отд.2, стр.4. Биографическая справка перепечатывается с сайта + + + Соллогуб Владимир Александрович (1813-1882). В 1840-е годы Соллогуб пользовался славой одного из лучших русских прозаиков. Его повести, в особенности «Тарантас» (1845), были широко известны; их высоко оценивал Белинский. При жизни Пушкина Соллогуб только начинал свою литературную деятельность. Как он вспоминал впоследствии, поэт поощрял его первые опыты, «давал советы, читал свои стихи». Знакомство Пушкина и Соллогуба состоялось летом 1831 года в Царском Селе, где поэт жил вместе с молодой женой. Соллогуб в то время учился в Дерптском университете. По окончании курса он определился (1835) чиновником особых поручений в Министерство внутренних дел и начал усердно посещать светские и литературные круги Петербурга. Здесь он возобновляет знакомство с Пушкиным. В начале 1836 года на одном из балов во время разговора с Н. Н. Пушкиной он позволил себе неосторожное замечание, которое было перетолковано светскими сплетниками. Произошла ссора с Пушкиным, едва не кончившаяся дуэлью. По чистой случайности дуэль была отложена, и по прошествии нескольких месяцев противников удалось помирить. С этого времени начинается постепенное сближение Пушкина и Соллогуба. Осенью того же года Соллогубу «пришлось быть и свидетелем, и автором драмы», окончившейся смертью великого поэта. Получив в ноябре оскорбительный анонимный пасквиль, Пушкин обратился к Соллогубу с просьбой быть его секундантом в предполагавшейся дуэли с Дантесом. В ноябре дуэль не состоялась, но Соллогуб понимал, что примирение сторон лишь временное. По его словам, Пушкин «в лице Дантеса искал или смерти, или расправы с целым обществом». На склоне лет Соллогуб написал воспоминания, которые содержат очень ценные сведения о последних месяцах жизни Пушкина и истинных причинах его трагической смерти. Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 276-277.
Бунин о Соллогубе:Прочел книжечку (изд. Суворина) гр. Соллогуба Аптекарша, Метель, Неоконченные повести. Довольно ловко все, но ненужно. Герои и героини, как всегда писали прежде, умирают от несч. любви. Бунин И.А. Дневники 1939-1945 гг.
Далее читайте:Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт. "Современник" - Русский ежемесячный журнал, в Петербурге с 1847 по 1866 годы. Сочинения:Сочинения. Т. 1—5. СПб., 1855—56; Воспоминания / Вступ. ст. П. К. Губера. М.; Л., 1931; Водевили / Вступ. ст. М. Белкиной. М., 1937; Повести и рассказы / [Вступ. ст. Е. И. Кийко]. М.; Л., 1962.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |