Соколов Александр Николаевич |
|
1911-1996 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Соколов Александр НиколаевичСоколов Александр Николаевич (1911-1996) — отечественный психолог, специалист по проблемам мышления. Биография. Окончил биологический факультет Калининского пединститута и аспирантуру Института психологии. Под руководством Б. М. Теплова подготовил и в 1937 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль осознания движения при выработке двигательных навыков». Работал в лаборатории мышления и речи. С 1945 по 1952 г. заведовал лабораторией общих проблем психологии. В 1967 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Внутренняя речь и мышление». С 1971 по 1983 г. заведовал лабораторией психологии и речи. Профессор. Исследования. Изучал речевые механизмы мыслительной деятельности и внутреннюю динамику речедвигательных и наглядно-образных механизмов мышления при разных формах интеллектуальной активности. Так, им было обнаружено, что речевые кинестезии (артикуляционные движения) проявляются не только при восприятии речи, но продолжают играть важную роль в процессе мышления взрослого человека, при этом слово используется им как средство организации собственной деятельности. В экспериментах Соколова испытуемые должны были произносить хорошо заученные фразы и одновременно с этим понимать воспринимаемый на слух текст или решать арифметический пример. Было показано, что чем сложнее текст или пример, тем более мешающее действие оказывали артикуляционные помехи. Причем испытуемым, по их самоотчетам, иногда удавалось осуществлять артикуляцию наиболее важных элементов решения основной задачи, что существенно улучшало ее выполнение. Даже при решении задач, связанных с пространственным мышлением (матрицы Равена), происходило заметное повышение электроактивности речевой мускулатуры, пропорциональное повышению сложности задач. Методы. Разработал метод записи электромиографических потенциалов при внутренней речи. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 540-541. Сочинения:Внутренняя речь и понимание // Ученые записки ГНИ И психологии. М., 1941; Психологический анализ понимания иностранного текста. 1947; Процессы мышления при решении физических задач. 1954; Вопросы психологии понимания в работах К. Д. Ушинского, 1955; О речевых механизмах умственных действий, 1956; Динамика и функции внутренней речи (скрытой артикуляции) в процессе мышления, 1960; Графическое сопоставление предполагаемого и фактического решения задач, 1961; Внутренняя речь при наглядном мышлении, 1966; Психофизиологическое исследование внутренней речи как механизма мышления // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |