Снегирёв Вениамин Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Снегирёв Вениамин Алексеевич

1842-1889

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вениамин Алексеевич Снегирёв

Снегирёв * Вениамин Алексеевич (1841—16.02.1889), логик, профессор Казанской Духовной академии. Основной труд — «Логика. Систематический курс чтения по логике» (X., 1901, опубл. посмертно). Во введении к этой книге, кроме очерка из истории античной логики (от Гераклита до Аристотеля) и краткого обзора литературы, имеется гл. «Современное состояние логических исследований». Материал книги составлен по рукописям, написанным и отредактированным Снегиревым в разное время, и по литографированным записям студентов, слушавших его лекции. Этим в значительной мере объясняется недоработанность некоторых глав книги. Из др. работ Снегирева известны его «Психология и логика как философские науки» (опубл. в журнале «Православный собеседник», 1876, кн. 2), в которой много внимания уделяется проблеме образования понятий; брошюра «Религиозная идея (Психологический очерк)» (X., 1891), в которой проводится мысль о том, что источник религии не в откровении, а в идее всемогущей личной силы, идее, возникающей из самой природы человека; перевод трактата Аристотеля «О душе» («Психологические сочинения Аристотеля», Казань, 1885) и монография «Учение о сне и сновидениях» (Казань, 1886).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Примечания ХРОНОСА

* Сын сельского священника из Нижегородской области (по данным племянницы Вениамина, Снегиревой Нины Ивановны — с. Тимонькино) Вениамин был направлен на учебу местным помещиком в Нижегородскую Духовную семинарию, при этом барин пожелал, чтобы фамилия была Снегирев, а не Снегирёв. (Это пожелание исполнили и его братья Иван и Александр). Примечания подготовил Александр Снегирев.


Вениамин Алексеевич Снегирев (1841-1889), профессор Казанской духовной академии, преподававший в ней логику, метафизику и психологию. С 1871 г., в течении 15-ти лет, он читал лекции по логике и психологии в Казанском университете. Сын священника, окончил Нижегородскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, при которой и был оставлен преподавателем. Его "Психология" вышла в Харькове в 1893 г., она состоит из большого введения и двух частей. Во введении автор затрагивает многие важные психологические вопросы. В первую очередь, он рассматривает круг вопросов, связанных с понятием души, и обосновывает психологию как науку о душе. Далее он разводит психологию на субъективную, физиологическую и метафизическую. Основным методом психологического исследования он считает интроспекцию, самонаблюдение. В заключение введения он делает очерк истории психологии в России, который заключает довольно оптимистично: "русскую психологическую литературу без преувеличения можно назвать очень богатою и согласиться с мыслию, ... что психологии в России посчастливилось, и что есть надежда на дальнейшее, более самостоятельное развитие этой науки" (с. 113). Первая часть работы посвящена анализу основных душевных состояний и процессов. К первым он относит: ощущения, волнения, стремления, ко вторым ассоциирование и воспроизведение, внимание, память. Во второй части "Сложные - высшие деятельности души" разбираются три основные психологические понятия: ум (познавательная деятельность), сердце (чувствования), воля. В разделе о чувствованиях автор достаточно подробно излагает свои взгляды на религиозное чувство. Книга в целом вышла довольно полной и обстоятельной, за что и получила положительную рецензию в "Вопросах философии и психологии": "книга заслуживает внимания и по богатству материала и по солидности взглядов автора" (1893, кн. 4 (19), с. 93; рец. В. Н. Ивановского). Еще больше по вкусу она пришлась в духовном образовании, где по ней преподавалась психология, а, например, в Студенческом психологическом обществе при Санкт-Петербургской духовной академии её изучали прямо по главам и отдельным темам. Здесь, думается, дело не только в содержании книги, но в еще большей степени в личности ее автора. "Мистик по природе, он требовал веры в личного Бога, в личное бессмертие и в мир духовный", - писал о Снегиреве его ученик, В. Несмелов - сам крупный и интересный богослов и философ (при том постоянно обращающийся и к психологическим темам) (Несмелов, 1893, с. 154).

Снегирев писал и на чисто богословские темы: "Учение о лице Господа Иисуса Христа и трех первых веках христианства" (Казань, 1870, - его магистерская диссертация). Близка ему была и антропология: "Наука о человеке" (Православный собеседник. 1876, № 3). В связи с появлением в то время в России спиритизма, он подробно проанализировал его историю и современное состояние: "Спиритизм, как религиозно-философская доктрина" (Православный собеседник. 1871, №№ 1, 3). Из религиозно-психологических тем ему были интересны и "Субстанциальность человеческой души" (Харьков, 1891), и "Нравственное чувство (Опыт психологического анализа)" (Харьков, 1891).

Отдельной, важной для него темой, является сон и сновидения; "Вера в сны и снотолкование" (Казань: Универс. тип., 1874), "Учение о сне и сновидениях" (Казань: Универс. тип., 1886). Он был одним из первых научных исследователей этой темы, которая впоследствии привлекла к себе внимание и других авторов: Грот Н. Я. "Сновидения как предмет научного анализа" (Киев, 1878), Оршанский И. Г. "Сон и сновидения с точки зрения ритма" (СПб., 1878), Светлов П. "Пророческие и вещие сны" (Киев, 1892), Попов Н. М. "Вещие сны" (Казань, 1908) и др. Таким образом, к началу XX в. сформировался устойчивый интерес русской науки к проблемам сна. Интересно отметить, что это сыграло роль троянского коня в принятии в России психоанализа. По своим глубинным установкам психоанализ имел мало шансов на успех в дореволюционной России. Сан по себе он является типичным продуктом западного мышления, которое из огня крайнего рационализма бросилось в полымя иррационально-бессознательного. Но водоворот войн и революций в России в начале нашего века способствовал хватанию за разные подвернувшиеся соломинки, в том числе и за психоанализ. К тому же среди первых психоаналитических публикаций в России было достаточно работ и о сне, и о сновидениях, что в первую очередь и вызывало большой интерес к психоанализу и позволило ему закрепиться в культуре того времени (хотя, как потом стало ясно, его подход к этим проблемам совсем другой).

Фрагмент работы Ю.М. Зенько - Трехвековой диалог психологии и религии в России. Сайт автора - http://www.zenko.orthodoxy.ru/zenko.html 


Снегирёв Вениамин Алексеевич (1841-16 (28).02 1889) - философ, психолог, логик, представитель духовно-академической философии. Окончил Казанскую духовную академию (ДА) (1868), где затем работал преподавателем на кафедре логики и психологии. Экстраординарный профессор (1872) той же академии; преподавал также в Казанском университете. Редактор издания психологических сочинений Аристотеля (1885). Круг научных интересов Снегирёва включал в себя разработку проблем бессознательного, критику спиритуализма, изучение методологических аспектов психологии и метафизики.

Философские идеи Снегирёва развивались в русле так называемого психологического идеализма, именно с его творческой и преподавательской деятельности берет свое начало тенденция христианского антропологизма в Казанской ДА, продолженная впоследствии его учеником Несмеловым. Исследуя природу человеческого знания, Снегирёв находит истоки его как в природных способностях человека (наличие у личности самосознания и природной склонности к «любознательности»), так и в самом процессе социального развития человека, в «кооперации личностей». При этом важную роль в процессе становления и развития человеческого знания играет философия, которая избирает своим предметом сверхчувственное бытие.

Философия у Снегирёва подразделяется на первую и высшую философию, «созерцающую умом бытие», - это есть метафизика, и философию «второго порядка», исследующую общие эмпирические основания бытия. В зависимости от этих оснований выделяются такие отрасли «вторичного» философского знания, как философия природы, философия духа, философия морали, философия истории, философия права. Единственной философией «в собственном смысле этого слова» является метафизика как «наука о последних основах, началах всего сущего и познаваемого человеком». В своих лекциях по метафизике Снегирёв критиковал системы философии X. Вольфа и И. Г. Винклера, утверждая, что сведения о философском знании и его структуре, содержащиеся в них, представляют собой чистую схоластику, нечто догматическое и неадекватное совр. состоянию человеческого знания: в этих системах нет речи об основах и составе человеческого знания вообще, основами знания называются всеобщие понятия, или категории, сохраняется формальный метод исследования, который состоит в выводе частного из общего. Из всего этого делается вывод о необходимости возрождения метафизики, т. е. философии как науки об основаниях всего сущего. Это возрождение видится Снегирёвым в гармоничном соединении философии с православными истинами и со всей совокупностью знаний, изменившихся во 2-й половине XIX века по своему объему, содержанию и качеству. Психологические и антропологические воззрения Снегирёва базируются на представлении о человеке как единой телесно-душевно-духовной субстанции. Истоки этого понимания сущности человеческой природы лежат в его концепции самосознания личности. Снегирёв убежден, что в основе практически всех познавательных процессов человека лежит его самосознание. Именно человек, его сложная и неоднозначная личность, его познавательные способности должны наряду с высшей, сверхчувственной субстанцией стать предметом новой философии. Научные интересы Снегирёва касались также логики и истории античной логики и психологии. Особо Снегирёв интересовался механизмами образования понятий, выступая против положения об их врожденности. Логика и психология, хотя и являются самостоятельными науками, тесно связаны с метафизикой, поскольку не могут определить, что такое мир независимо от наших представлений. Философско-психологические исследования Снегирёва положили начало «религиозной антропологии в пределах только сознания».

И. В. Цвык

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 578.

Сочинения: Спиритизм как философско-религиозная доктрина. Казань, 1871; Вера в сны и сновидения. Казань, 1874; Психология и логика как философские науки // Православный собеседник. 1876. II; Науки о человеке // Православный собеседник. 1876. III; Метафизика и философия // Вера и разум. 1890. Т. 2, ч. 1; 1892. Т. 2. ч. 1; О природе человеческого знания и об отношении его к объективному // Там же. 1890. Т. 2. ч. 1.; Самосознание и личность // Там же. 1891. Т. 2. ч. 1; Логика. Систематический курс чтения по логике. Харьков, 1901.

Литература: Бердников И. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лег ее существования. Казань, 1892; Знаменский П. Казанская духовная академия за дореформенный период. Казань, 1891-1992. Вып. 1-3.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Литература:

Снегирев В.А. Психология. Харьков., 1893.

Снегирев В.А. Учение о лице Господа Иисуса Христа и трех первых веках христианства. Казань, 1870, - его магистерская диссертация.

Снегирев В.А. Наука о человеке. Православный собеседник. 1876, № 3.

Снегирев В.А. Спиритизм, как религиозно-философская доктрина. Православный собеседник. 1871, №№ 1, 3.

Снегирев В.А. Субстанциальность человеческой души. Харьков, 1891.

Снегирев В.А. Нравственное чувство (Опыт психологического анализа). Харьков, 1891.

Снегирев В.А. Вера в сны и снотолкование. Казань: Универс. тип., 1874.

Снегирев В.А. Учение о сне и сновидениях. Казань: Универс. тип., 1886.

 

В девятнадцатом веке психология изучалась преимущественно людьми, которые занимались метафизикой (философией). Даже журнал на эти темы, выходивший в России, назывался "Вопросы философии и психологии". Сам же этот предмет носил более теоретический характер, чем практический. В наше же время психология стала вполне прикладной практической сферой, связанной с оказанием услуг. Поэтому информация про психологический центр в Москве анонимно представляет собой не отвлечённо-теоретические размышления, информацию практической ценности.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС