Скворцов Иван Михайлович |
|
1795-1863 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Михайлович СкворцовСкворцов Иван Михайлович (1795—5[17].08.1863), богослов и философ, родился в Арзамасе в семье священника, учился в Нижегородской семинарии, в 18 лет был послан в Петербургскую Духовную академию, по окончании которой (1817) стал профессором Киевской семинарии (академия в Киеве в этот период была закрыта). Принял сан священника. После преобразования семинарии в академию (1819) занял в ней кафедру философии. Автор множества работ по истории философии (древней и новой). Для Скворцова было характерно скептическое отношение к возможностям философии. Как вспоминал один из его учеников, Скворцов не был поклонником какой-либо из философских систем, «его в высшей степени строгий, математически точный, трезвый и последовательный ум не позволял себе ни на минуту увлечься каким-либо выспренним парением гениальной мысли, …если она в основаниях и выводах своих не согласовалась с истиной слова Божия и здравого разума, и любил одну только чистую, простую истину…» Скворцов полагал, что важнейшие истины учения Канта состоят в следующем: 1) что разум наш недостаточен в познании вещей сверхчувственных; 2) что начала нравственности, основанные на понятиях удовольствия и неудовольствия, не нравственны; 3) что человек по природе поврежден или развращен. При этом Скворцов критиковал деизм Канта, отдаляющий Бога от человека и человека от Бога, а также натурализм Канта, не допускающий ничего сверхъестественного и поклоняющийся одному практическому разуму. «К большей славе Откровения усматривается, что все лучшее в Кантовой религии заимствовано из Евангелия, а все худшее принадлежит собственно Кантовой философии»,— утверждал Скворцов. Согласно Скворцову, первая ступень познания дана в вере как «непосредственном чувстве истины». Философия должна приводить от «естественного» (непосредственного) разума к христианству но она заранее несвободна в своих путях. П. А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Скворцов Иван Михайлович (1795, с. Стытково Нижегородской губ. - 5(17).08.1863, Киев) - богослов и философ. Учился в Петербургской духовной академии, где подготовил труд «О составе человека» (1817), затем был назначен профессором философии, математики и физики в Киевскую семинарию, ставшую через 2 года академией. При ее открытии Скворцов произнес речь «О метафизическом начале философии» на латинском языке (на русском вышла в 1863 году). Преподавал, кроме указанных дисциплин, космологию, нравственную философию, психологию, историю философии. Его перу принадлежат исследования о Платоне, Плотине, Лейбнице, Канте. Как большинство религиозных философов XIX века, Скворцов соотносил идеи философии с истинами Откровения, хотя и не всегда допускал чрезмерную подчиненность первой вторым. В статье «Критическое обозрение Кантовой религии в пределах одного разума» Скворцов писал: «К большей славе Откровения усматривается, что все лучшее в Кантовой религии заимствовано из Евангелия, а все худшее принадлежит собственно Кантовой философии». Став в 1849 году кафедральным протоиереем Софийского собора, Скворцов отошел от философских изысканий, занимался трудами по искусству и религиозному воспитанию, церковной истории. По мнению Шпета, он - самый консервативный из духовно-академических философов, осознававший в то же время необходимость сдвинуться с мертвой точки вольфианской философии и учесть опыт дальнейшего развития философии. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 565. Сочинения: Критическое обозрение Кантовой религии одного разума // Журнал Министерства народного просвещения. 1838. Январь; Критическое обозрение учения древних об истинном благе человека // Там же. 1848. Т. 57. Литература: Д. П<оспелов>. Последнее сочинение протоиерея И. М. Скворцова «Христианское употребление философии, или Философия Григория Нисского» // Труды Киевской духовной академии. 1863. № 10; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989. С. 189-194; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1,ч. 2. С. 112.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:О философии Плотина // ЖМНП. 1835. X; Критическое обозрение Кантовой Религии в пределах одного разума // Там же. 1838. I; Критическое обозрение учения древних об истинном благе человека // Там же. 1848. III; Катехизические поучения. Киев, 1854; Христианское употребление философии, или Философия Григория Нисского // Труды Киевской Духовной академии. 1863. Кн. 10; Дневник за 1859—64 // Там же. 1864. Кн. 1; Записки по нравственной философии // Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Духовной академии. Киев, 1869; Записки по церковному законоведению. Изд. 4-е. Киев, 1871.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |