Сковорода Григорий Саввич |
|
1722-1794 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Григорий Саввич Сковорода
Сковорода Григорий Саввич (1722—1794) — украинский просветитель, философ-идеалист и поэт. Сын малоземельного казака Левобережной Украины. Образование получил в Киево-Могилянской академии (1738—1741; 1744—1750). В 1741—1744 состоял в придворной капелле в Петербурге, три года (1750—1753) путешествовал по Венгрии, Австрии и Швейцарии в составе русской военной миссии. Продолжительное время преподавал этику в Харьковском коллегиуме. В этот период создал пособие для молодых людей — «Начальная дверь ко христианскому добронравию», а также ряд философских работ, в т. ч. «Наркисс. Разглагол о том: узнай себя», «Алфавит, или букварь мира», «Диалог, или разглагол о древнем мире» и др. Во 2-й половине 60-х гг., отказавшись от духовной карьеры, Сковорода становится странствующим проповедником, работает над переводами соч. Плутарха и Цицерона. В 70—90 гг. написал цикл философско-этических произв.: «Убогий Жайворонок», «Благодарный Еродий» и др. Труды С. при его жизни не издавались, но имели широкое хождение в рукописных списках. Философские взгляды С. изложены в форме диалогов, в притчах, баснях, стихах и отличаются практической жизнесмысловой ориентацией. Такая направленность философии Сковороды нашла выражение и в его учении о «трех мирах»: «мире великом» (макрокосм), «мире малом» (человек) и мире символическом («мир Библии»), Главным звеном этой триады является человек как венец творения, истинный субъект и цель философствования. Этим объясняется и акцентирование внимания С. на проблемах добра и зла, счастья, смысла жизни и т. п. Он создал своеобразную нравственно-антропологическую философию жизни, подчеркивающую приоритет духовно-нравственного начала в человеке и обществе, пронизанную общечеловеческими ценностями, идеями любви, милосердия, сострадания и др. С. клеймил позором мир «благородных дармоедов», осуждал безумную погоню «знатных» за «престолами», золотом, чинами, был противником крепостного права. Его мировоззрение, хотя и развивалось главным образом в русле православия, содержало в себе значительный светский элемент, тенденцию к обмирщению (секуляризации) философского знания. В лице Сковороды русская философия осуществила продуктивный синтез идей античности, религиозного гуманизма и Реформации. Он способствовал проникновению в Россию философии нового времени. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 411-412. Вернуться на главную страницу Сковороды
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |