Скалдин Алексей Дмитриевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Скалдин Алексей Дмитриевич

1885-1943

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алексей Дмитриевич Скалдин

Скалдин Алексей Дмитриевич (1885-1943), писатель. Учился в Петербургском университете. С 1910 выступал со стихами в журналах «Аполлон», «Сатирикон», эгофутуристических изданиях. Сборник стихов «Стихотворения. 1911—1912» (1912) отмечен влиянием Вяч. Иванова. В стихах Скалдина проявилось тяготение к фантастическому, таинственному («Гаданье», «Черный рыцарь и смерть» и др.); особенно свойственно это его философскому роману «Странствия и приключения Никодима старшего» (1917). После революции Скалдин выступал гл. обр. как детский писатель, с книгами научно-познавательного характера: «Чего было много» (1929), «За рулем» (1930), «Колдун и ученый» (1931) и др.

Л. Чертков

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Скалдин Алексей Дмитриевич [2(15).10.1889, д. Карыхново Новгородской губ. Валдайского у. Мшенской вол.— 18.7 (по др. сведениям — 28.8).1943, Карлаг — Карагандинский лагерь] — поэт, прозаик, литературный критик.

Родился в крестьянской семье. Предки — из Костромской губ. Кологривского уезда. Окончил церковно-приходскую школу. Писать начал с 9 лет. Послал стихи (не ранее 1904) в журнале «Живописное обозрение». Семья переехала в Петербург в 1905. Служил в страховом обществе: сначала — мальчиком-рассыльным, затем, сделав стремительную карьеру,— управляющим округом. Посещал университет и студенческие кружки, но систематического образования не получил, самостоятельно выучил языки: французский, немецкий, древнегреческий и латинский. В анкетах писал: «Образование высшее — самоучка». В литературные круги вошел в 1908-09, был связан с журналом «Весна», познакомился с Блоком, Клюевым, Вяч.Ивановым, Мережковским, Философовым и др. литераторами. С 1910 печатается в журналах «Аполлон», «Гаудеамус», «Сатирикон». Был членом Религиозно-философского общества (позднее — ВОЛЬФИЛА). Предложенный в 1913 доклад Скалдина «Идея нации» не был прочитан в Религиозно-философском обществе, но получил высокую оценку Блока.

В 1924 Скалдин выступил на заседании ВОЛЬФИЛЫ с докладом «Две поэмы», посвященным памяти Блока. В журнале «Труды и дни» (1913. №1-2) опубликовал развернутую рецензию «Затемненный лик» (по поводу книги В.В.Розанова «Метафизика христианства»).

В 1912 в издательстве «ОРЫ» вышел сборник Скалдина «Стихотворения» с посвящением: «Вячеславу Иванову, брату». Книга, носившая одновременно печать мастерства и ученичества, была и воспринята неоднозначно. Наряду с восторженными (Недоброво Н.В. // Русская молва. 1913. 31 янв.) появились резкие рецензии, отмечавшие подражательный, вторичный характер стихов (Гумилев Н. // Аполлон. 1913. №3; Городецкий С. // Гиперборей. 1913. №4).

В 1912 Скалдин не был принят в «Цех поэтов». Одной из причин этого, безусловно, следует считать его близкую дружбу с Вяч.Ивановым на фоне особо обострившегося тогда соперничества двух мэтров русской поэзии — Вяч.Иванова и Гумилева. О степени близости Скалдина к Вяч.Иванову могут свидетельствовать их многолетняя переписка и факт участия Скалдин в дуэльной истории С.Шварсалона (пасынка Иванова) и М.Кузмина. Скалдин был секундантом Шварсалона.

В 1913 Скалдин был кооптирован в «Цех поэтов». Появляются подборки его стихов в сборник «Орлы над пропастью» и «Альманах муз» (1916).

В янв. 1915 Скалдин женился на переводчице Елизавете (Элжбет) Константиновне Бауман (в первом браке Вальтер), двоюродной сестре Вольфганга Грегера, известного своим переводом на немецкий яз. поэмы Блока «Двенадцать». Скалдин воспитывал двух падчериц — Клару Рейнгольдовну (депортирована из г.Пушкина в 1942, дальнейшая судьба неизвестна) и Марину Р., которая в действительности была его родной дочерью.

В янв. 1916 Скалдин начал, а в мае того же года завершил работу над романом «Странствия и приключения Никодима Старшего». Первоначально произведение было названо «Повествование о Земле» и задумывалось как трилогия. Есть сведения, что трилогия была завершена в 1920-х и отправлена для печатания за границу, где затерялась. Летом 1916 роман о Никодиме неоднократно читался в литературных собраниях и был предложен журналом «Русская мысль», где был высоко оценен в художественном отношении, но отклонен, т.к. содержание не вполне соответствовало направлению журнала. Отдельным изданием роман вышел осенью 1917 и вследствие бурных политических событий остался почти не замеченным критикой. Отзывы современников в письмах писателю (художника Н.В.Кузьмина, Ф.Сологуба, А.Г.Архангельского и др.) чрезвычайно высоки. Главный герой романа — Никодим — наделен автобиографическими чертами, и его нравственно-философские искания отражают эзотерические увлечения Скалдин тех лет. В облике главной героини угадываются черты Е.К.Скалдиной. Предреволюционная социальная напряженность, теософские споры, вечные проблемы разделения добра и зла вошли в роман в причудливой символистской образности. В 1989 и 1990 роман был репринтно издан в США с предисловием В.Крейда (перепечатано: Юность. 1991. №9-11), где это произведение определяется как «последний шаг прозы Серебряного века, последняя его вершина». В 1993 роман Скалдин вышел в Стокгольме на шведском языке.

Скалдин также был наделен незаурядным организаторским талантом. В 1913 вместе с Н.В.Недоброво и Е.Т.Лисенковым он приложил немало усилий к возрождению Поэтической академии. Так появилось Общество поэтов, в которое входили Блок, Ахматова, Г.Иванов, Адамович, Зенкевич и многие другие. В Немецком литературном обществе Скалдин составлял программы вечеров, готовил и проводил заседания. С момента создания в Петрограде (март 1917) Союза деятелей искусств Скалдин — активнейший его работник. Он входит в Совет временных уполномоченных союза в качестве секретаря литературной курии (председатель курии — Ф.Сологуб). А поскольку союз провозгласил «законодательное право и право суда над правительственными и общественными мероприятиями и начинаниями в области искусства», упорно отстаивал «вольность искусства», возникли трения, сначала — с Временным правительством, затем — с Наркомпросом. Возможно, это послужило одной из причин (наряду с голодом) отъезда Скалдина в 1918 из Петрограда сначала в Москву, потом в Саратов, куда позже переезжает вся его семья.

В Саратове Скалдин работает в Политпросвете Губоно, заведует Губернским музеем (Радищевский музей, ныне — Саратовский художественный музей), руководит театральной студией, затем — всеми зрелищными учреждениями города, вместе с М.А.Зенкевичем создает отдел Всероссийского союза поэтов, преподает в высших учебных заведениях, выступает с публичными лекциями, публикует ряд культурологических статей в журнале «Художественные известия». Наездами бывает в Петрограде, работает над новой книгой «о революции» — «Вечера у мастера Ха» (сохранилась одна глава — «Рассказ о Господине Просто»). Влияние Скалдина как культурного лидера Саратова росло, его идеологическая позиция раздражала городские власти.

В конце 1922 Скалдин был арестован и по сфабрикованному обвинению осужден на три года тюремного заключения. Хлопотами жены, Вяч.Иванова и Ал.Чеботаревской, которые обратились к Луначарскому и Каменеву, Скалдин был досрочно освобожден и в сент. 1923 вернулся в Петроград. Около года он не может найти постоянной работы, перебивается случайным редактированием в ГИИСе, уезжает в Ростов-на-Дону, где, будучи беспартийным, некоторое время работает в политотделе Донского облисполкома и в Книжторге, сотрудничает в этом направлении более чем с 40 издательствами, в т.ч. «Колос», «Космос», «Пучина», «Наука», много ездит по стране.

В 1924 Скалдин сдал в ГИЗ свой роман «Смерть Григория Распутина», написанный на документальной основе.

В конце того же года он пытается передать рукопись в издательство «Время», где работал художником его брат Скалдин Скалдин. Роман остался неизданным, рукопись утрачена. Из писем Скалдин того времени становится известным, что он много читает в литературных домах. Так, в доме Гершензонов, кроме вышеназванного, читались рассказы «Зоологический лев», «Рассыпанное ожерелье» и «разные стихи» (утрачено). И именно М.О.Гершензон определил его «истинное призвание — писать детские сказки». Действительно, в конце 1920-х — начале 1930-х Скалдину удается опубликовать только небольшие детские произведения: «Чего было много», «Раскваси» (1928), «За рулем» (1930), «Колдун и ученый» (1931). В производство были сданы: «Музей "Чижа"», «Нитка, иголка и пуговица», «Земля Каанана».

Уже в ранней прозе Скалдин предвосхитил поэтику обэриутов: для его стиля характерны поливалентная семантика, необычность грамматических конструкций, алогические мотивации. Знакомство с обэриутами подтверждается и стихотворение Д.Хармса «Короткая молния пролетела над кучей снега...» (1931), где дан словесный портрет Скалдина, а также и тем фактом, что во Всероссийский СП Скалдин и Хармс были приняты в один день — 28 окт. 1929.

Сюжеты и образная система немногих дошедших до нас произведений Скалдин позволяют назвать его предшественником и М.А.Булгакова. В «Рассказе о Господине Просто» (1919-24) действуют говорящий кот, нечистая сила, неизвестный господин, «в походке которого примечается резкий удар», Мастер Ха, или просто Мастер.

В 1923 Скалдин с семьей переезжает на постоянное жительство в Детское (Царское) Село, служит в ГИЗе в должности редактора и библиотекаря. Творческое общение приобретает исключительно домашние и кружковые формы, постоянно присутствие Скалдина на литературных встречах в доме Иванова-Разумника. Здесь он читает повесть «Земля Каанана», «посвященную изображению возможной революции на острове Ява», и наброски романа «Женихи» (утрачены), к тому же времени относятся рукописи также не дошедших до нас романов «Деревенская жизнь» и «Невероятная жизнь». Именно собрания у Иванова-Разумника послужили причиной ареста Скалдина 20 янв. 1933 и обвинения его в принадлежности к «контрреволюционному идейно-организационному центру народнического движения». Скалдин был приговорен к 5 годам заключения в концлагере, замененным высылкой в Казахстан на тот же срок.

В Алма-Ате Скалдин служил в плановом отделе Горжилсоюза, вел уединенный образ жизни, много писал, болезненно ощущая насильственный разрыв с семьей, литературной средой и отсутствие элементарных условий для творчества: не было отдельной комнаты, местная библиотека не имела необходимой справочной и исторической литературы. В 1933 от астмы умерла жена Скалдина. Сразу по окончании срока ссылки Скалдин включается в культурно-общественную жизнь Алма-Аты; как изокритик выступает с лекциями и на публичных диспутах (Казахская правда. 1940. 3 авг., 10 дек.).

В 1939-41 ему удалось дважды побывать в Москве и Ленинграде, где во многих литературных домах, в т.ч. у Ю.Н.Верховского и Иванова-Разумника, он читает новые произведения. Во время последнего приезда Скалдин передал в Литературный музей часть своего архива: письма А.Блока, В.Иванова, Г.Иванова, И.Северянина, В.Мейерхольда и многие другие, рукопись книги В.Иванова «Нежная тайна», рукописи своих опубликованных произведений, материалы журналов «Горнило» и «Пламя». Коллекция ценных старинных автографов была продана в Публичную библиотеку Ленинграда. В одном из последних известных нам писем из Алма-Аты (июнь 1941) Скалдин сообщает о том, что готов к окончательному переезду в Москву или Ленинград, и называет произведения, созданные в ссылке: «Роман о Распутине» — построенный на рассказах людей, много о нем знавших, «Колдуны» — роман о деревне, о ее истории, начиная с 1940-х до нашего времени включительно, «Повесть каждого дня» — лирический роман о любви человека, которому любовь «никак не удается», «Чудеса старого мира» — роман о взаимоотношениях русского человека с зарубежным миром, «Третья встреча» — роман как бы о будущем, но в формах совершенно настоящего. Кроме того, повести «Авва Макарий», «Неизвестный перед святыми отцами», «Сказка о дровосеке с длинным носом». Общий объем написанного в Алма-Ате автор определил примерно в 4 тысячи страниц или в 170-180 печатных листов. Весь творческий архив погиб. В окт. 1941 Скалдин был арестован и осужден специальным совещанием, приговорен к восьми годам лишения свободы. По официальным сведениям, он умер в Карлаге в 1943.

Т.С.Царькова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.336-339.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Затемненный лик // Труды и дни. 1913. № 1—2;

О письмах А. А. Блока ко мне // Письма Александра Блока. Л., 1925.

Стихотворения. СПб., 1912;

Странствия и приключения Никодима Старшего. Пг., 1917;

Колдун и ученый. П., 1931;

Рассказ о Господине Просто // Аврора. 1993. №10-12;

Улика // Русская литература. 1994. №1;

Стихи. Проза. Статьи. Материалы к библиографии. СПб., 2004.

Литература:

Иванов Г. Петербургские зимы. Париж, 1928. С.91-98;

Крейд В. О Скалдине и его романе // Юность. 1991. №9. С.4-7;

Минувшее. Париж, 1991. Вып.10. С.121-141;

Царькова Т. Странствия и приключения Алексея Скалдина // Санкт-Петербургские ведомости. 1992. 18 апр.;

Царькова Т. Терпение и верность // Аврора. 1993. №10-12. С.29-35;

Царькова Т. «Человека убить просто...» // Русская литература. 1994. №1. С.180-187;

Царькова Т. «Вашим романом я очарован, как прекрасной вещью...» // Волга. 1994. №9-10. С.133-140;

«Скалдиновщина»: Саратовский период жизни писателя А.Д.Скалдина // Лица. СПб., 1993. Вып. 5. С.400-486;

Царькова Т. «...нить блестящая тонка» // Скалдин А.Д. Стихи. Проза. Статьи. Материалы к биографии. СПб., 2004. С.5-26.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС