Симеон Новый Богослов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Симеон Новый Богослов

949-1022

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Симеон Новый Богослов

Симеон Новый Богослов — святой, византийский монах, богослов, философ-мистик. Родился в 949 г., умер в 1022 г. Был сыном придворного, родом из Пафлагонии. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую службу. Принял монашеский постриг в Студийском монастыре, перешел в обитель Святого Маманта, где был избран игуменом и принял священнический сан; впоследствии основал собственный монастырь. Выдвигал идеи самоуглубления и просветления личности. Нравоучительные «Слова» Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ним, и во многом предвосхищают учение Григория Паламы. Автор «Катехизисов», «Глав» и других сочинений. Особую часть его творческого наследия составляют гимны — духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.293.

Симеон Новый Богослов (Συμεών ὁ νέος Θεολόγος) (2-я пол. 10 – нач. 11 в.) – византийский богослов, поэт и мистик. Основным источником биографических сведений о нем служит «Житие», написанное его учеником Никитой Стифатом. Согласно хронологии бельгийского ученого И. Озэрра, Симеон родился в 949 (по хронологии греческого патролога П. Христу – в 956) в Пафлагонии в аристократической семье. С 11 лет жил в Константинополе и делал успешную придворную карьеру, однако в возрасте 27 лет под влиянием своего духовного наставника, монаха Студийского монастыря Симеона Благоговейного, оставил мир и поступил в Студийский монастырь. В возрасте 31 года стал игуменом монастыря св. Маманта Ксирокерского, которым руководил свыше 20 лет. Мистическое учение Симеона вызвало воинственную оппозицию, которую возглавил митрополит Стефан Никомидийский; под его влиянием церковный Синод около 1005 изгнал Симеона из Константинополя. Умер в монастыре св. Марины в 1022 (согласно П.Христу – в 1037). Память его в Православной Церкви совершается 12 марта.

Главная тема всех произведений Симеона – учение о видении Божественного Света, который, согласно его учению, есть Сам Бог в Его откровении человеку. Симеон определяет этот свет как «нематериальный», «простой и безвидный, совершенно несложный, бестелесный, неделимый». Божественный свет – за пределом любых категорий материи или формы, как и за пределом человеческой речи и понимания: это «сокровище невыразимое, неизреченное, бескачественное, бесколичественное, безвидное, нематериальное, не имеющее формы, оформленное лишь невыразимой красотой». Божественный свет невидим для телесных глаз, но его можно видеть «очами ума», или «очами души». Являясь человеку, Божественный свет преображает его ум, душу и тело: при созерцании света «тело твое просияет, как и душа твоя, душа же... будет блистать подобно Богу». Учение Симеона о видении света имеет свою предысторию в сочинениях Григория Богослова, Евагрия Понтийского, автора «Макариевского корпуса», Максима Исповедника, Исаака Сирина, однако то, что пишет Симеон, основано целиком на его собственном опыте: он был, безусловно, первым и единственным из всех византийских писателей, для кого видение света являлось главной целью всех аскетических подвигов и добродетелей и кто с такой решительностью заявлял, что «для того всякое подвижничество и всякое делание совершается нами, чтобы света Божественного, подобно светильнику, мы приобщались, когда, как единый воск, душа вся отдается неприступному свету».

Тема обóжения – сердцевина всей богословской мысли Симеона. Обожение неразрывно связано для него с Боговоплощением: по учению Симеона, Бог воспринял Свою человеческую плоть от Приснодевы Марии и дал Ей взамен Свое божество; ныне в таинстве Причащения Он дает Свою плоть верующим, чтобы обожить их. Обожение есть полное и всецелое преображение естества человека, оно охватывает все его члены и пронизывает их светом. Хотя окончательное воскресение человеческого естества наступит в будущем веке, процесс обожения начинается в настоящей жизни. Достигнув обожения, человек становится всецело подобным Богу, светоносным и триипостасным: «Бог есть свет, и с кем Он соединится, тем уделяет, по мере очищения, от Своего сияния... О чудо! Человек соединяется с Богом духовно и телесно, ибо не отделяется ни душа от ума, ни тело от души, но благодаря сущностному соединению [человек] становится триипостасным по благодати, а по усыновлению – единым богом из тела, души и Божественного Духа».

Иларион (Алфеев)

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 538-539.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова, пер. с греч. иеромонаха Пантелеимона (Успенского). Сергиев Посад, 1917;

Главы богословские, умозрительные и практические, пер. иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998;

Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана, вып. I–II. М., 1890–1892;

Catéchéses, ed. В.Krivochéine, J.Paramelle, t. Ι–III (Sources Chrétiennes 96, 104, 113). P., 1963–65;

Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques, ed. J.Darrouzus (Sources Chrétiennes 51-bis). P., 1980;

Hymnes, ed. J.Koder, J.Paramelle, L.Neyrand, t. I–III (Sources Chrétiennes 156, 174, 196). P., 1969–73;

Traités théologiques et éthiques, ed. J.Darrouzus, t. I–II (Sources Chrétiennes 122, 129). P., 1966–67;

Τοῦ ὁσίου πατρὸς υμῶν Συμεῶν τοῦ Νέου Θεολόγου τὰ εύρισκόμενα, ed. Dionyios Zagoraios. Venetia, 1790.

Литература:

Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена монастыря святого Маманта Ксирокерского. – «Церковь и время», 1999, 2(9); 2000, № 1(10);

Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980;

Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М., 1988;

Holl К. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symein dem neuen Theologen. Lpz., 1898;

Völker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem neuen Theologen. Ein Beitrag zur byzantinischen Mystik. Wiesbaden, 1974;

Moloney G. The Mystik of Fire and Light. Denville (N. J.), 1975;

Fraigneau-Julien B. Les sens spirituels et la vision de Dieu selon Syméon le Nouveau Théologien. P., 1986;

Natzopoulos A. Two Qutstanding Cases in Byzantine Spirituality: Symein the New Theologian and Macarian Homilies. Thessaloniki, 1991;

Turner H. Symeon the New Theologian and Spiritual Fatherhood. Leiden – N. Y. – Köln, 1990.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС