Серапион (Машкин)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Серапион (Машкин)

1854-1905

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Серапион

Серапион (в миру Владимир Михайлович Машкин) (29. 03(10.04). 1854, с. Беляево Дмитриевского у. Курской губ. - 20. 02(5.03). 1905, Оптина пустынь), архимандрит, религиозный мыслитель. Окончил Морское училище в Санкт-Петербурге (1874), обучался вольнослушателем на физико-математическом факультете Петербургского унта (1877-1881). В связи с событиями 1881 года три месяца провел в одиночной камере по подозрению к причастности к террористической деятельности. Последовавшее затем нервное расстройство, очевидно, способствовало его религиозному обращению. Пять лет провел на Афоне в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре (1884-1889). В качестве вольнослушателя учился в Московской духовной академии (1892-1896), закончил ее со степенью кандидата богословия, там же в 1892 году принял монашество (с 1898 г. - архимандрит). В 1897-1900 годы - настоятель московского Знаменского монастыря, затем на покое в Оптиной пустыни. Незадолго до смерти вступил в короткую (с декабря 1904 года по февраль 1905 года) переписку с Флоренским, которому и досталась основная часть его рукописей. Основное сочинение - «Система философии. Опыт научного синтеза» (1903-1904), в котором Серапион попытался построить философскую систему, органически включающую в себя элементы психологии, логики, математики, геометрии и естественных наук. Самым правомерным началом философии Серапион считал абсолютный скепсис. Философия начинает сомневаться в истинах, «догматически» открытых религией, и затем, по мере своего развития, преодолевает скепсис исключительно рациональным путем. Серапион считает, что истина как «Первое» должна быть условна и безусловна одновременно, независима ни от чего внешнего и вместе с тем обусловливаться внутри себя, самой собой. Именно таков христианский Бог - Триединое Я, «Которое в Свое отношение» может принимать и другие я, поэтому такое «Первое» со стороны этих я познаваемо. Согласно Серапиону, все бытие состоит из своих элементов - единиц, которые возникают из божественных идей и самоопределяются в своем отношении к Богу. В процессе стремления к Богу единицы становятся «ипостасями» в Божественном Триединстве; в противном случае они «пульсируют», т. е. возникают и тут же уничтожаются. Все множество «пульсирующих» единиц образует в Боге «протяженное дискретное пространство», которое и есть «тварный» мир. В этом мире идет процесс эволюции, в ходе которой появляется и затем преодолевается человеческая форма бытия духа. Отвержение Бога в конечном итоге приводит дух к онтологическому уничтожению. На определенном этапе в эволюцию входит Мессия, что повторяется (не синхронно) и в иных «звездных мирах», переживающих также и свои локальные «концы света». Присутствующее в сочинении представление Серапиона о всеобщем «конце света» остается неясным; некоторые упоминаемые в тексте разделы не были разработаны. Сочинение Серапиона осталось незавершенным и, кроме того, большая его часть оказалась практически нечитаемой вследствие внесенных автором многочисленных исправлений и вставок.

Н. Н. Павлюченков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 554-555.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Письма и наброски архимандрита Серапиона Машкина // Вопросы религии. М., 1906. Вып. 1; Данные к жизнеописанию архимандрита Серапиона (Машкина). Моя автобиография//Богословский вестник. 1917. Февраль-март; Система Философии: Опыт научного синтеза. М., 2013.

Литература:

Флоренский П. А. К почести вышняго звания (черты характера архимандрита Серапиона (Машкина) // Вопросы религии. М., 1906. Вып. 1; Он же. Столп и утверждение Истины.М., 1914. С. 47,619-621; Он же. Архимандрит Серапион Машкин (Жизнь мыслителя). Кострома, 2012; Пентковский А. М. Серапион Машкин и студент Павел Флоренский (новые материалы)//Символ. 1990. № 24; Иванова Е. В. «Машкинский вопрос» и мировоззренческие искания о. П. Флоренского // Философия, богословие и наука как опыт цельного знания / Под ред. О. М. Седых. М., 2012; Павлюченков Н. И. К вопросу об «идейной собственности» в наследии свящ. П. Флоренского и архим. Серапиона (Машкина) // Вестник ПСТГУ. I. Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС