Серафим Чичагов |
|
1856-1937 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Серафим (Чичагов)
Серафим (в миру Леонид Чичагов) (9.06.1856-1937), митрополит Ленинградский, духовный писатель, священномученик. Окончил Пажеский корпус. Избрал военно-медицинское поприще. 30 лет духовным отцом сщмч. Серафима был св. прав. Иоанн Кронштадтский. Одним из важных духовных подвигов о. Леонида был труд прославления прп. Серафима Саровский. Он составил капитальную летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и подарил ее Государю Императору. В монашестве о. Леонид получил имя прп. Серафима. В 1905 началось его епископское служение. Серафима (Чичагова) считал своим наследником св. Иоанн Кронштадтский. Митр. Серафим имел доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды ближнего. У него было много духовных детей. Он сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией. Большое внимание уделял церковному пению. Владыка хорошо рисовал, занимался иконописью. В московской церкви Илии Пророка в Обыденном переулке сохранились две иконы, написанные им, — Спасителя в белом хитоне и прп. Серафима, молящегося на камне. После революции владыка вел скитальческую жизнь, подвергался аресту. По освобождении боролся с обновленчеством. В 1933 был отправлен на покой, а в 1937 больного старца расстреляли в Таганской тюрьме. Мученический венец был ему предсказан самим прп. Серафимом Саровским. Прославлен в 1997. Память сщмч. Серафима отмечается 28 ноября/11 декабря. Серафим (в миру Чичагов Леонид Михайлович), сщмч., митр. Ленинградский (9.01.1856-28.11(11.12].1937), выдающийся церковный и общественный деятель, почетный член и член Совета Русского Собрания (PC), почетный председатель Аккерманского отдела Союза Русского Народа (СРН). Родился в С.-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичаго-ва, правнук одного из первых исследователей Северного Ледовитого океана адмирала В, Я. Чичагова, внук морского министра, члена Государственного Совета адмирала П. В. Чичагова. Учился в 1-й С.-Петербургской военной гимназии, в 1870 поступил в Пажеский ЕИВ корпус, по окончании которого 4 авг. 1875 был произведен в подпоручики и в сент. того же года направлен для прохождения службы в 1-ю ЕВ батарею гв. Конно-Артиллерийской бригады. Участник Русско-турецкой войны 1876-1877, отмечен боевыми наградами. В 1878 по возвращении в Петербург познакомился со св. прав. Иоанном Кронштадтским, ставшим для него непререкаемым духовным авторитетом. 8 апр. 1879 женился на дочери камергера Двора Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице героя Отечественной войны 1812 генерала Д.С.Дохтурова, имел четырех дочерей Веру, Наталью, Леониду и Екатерину. Самостоятельно изучил медицину и богословие, став энциклопедически образованным богословом. К 1890 был в звании гвардии капитана. Однако военная карьера его не удовлетворяла, и он решил оставить службу. Жена тяжело переживала это решение, но о. Иоанн Кронштадтский сказал ей: «Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот». 15 апреля 1890 уволен в отставку в чине гвардии капитана, а в следующем году, уже находясь в отставке, за годы прошлой безупречной службы и был произведен в полковники. К этому времени уже были напечатаны его литературно-исторические труды: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877», «Французская артиллерия в 1882», «Записки о П. В. Чичагове». Выйдя в отставку, переехал с семьей в Москву и приступил к изучению богословских наук, готовясь к принятию священства. 28 февр. 1893 рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти Апостолов. В 1895 неожиданно скончалась супруга, ее тело о. Леонид привез в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище (вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи о. Леонид приготовил место для собственного погребения). 14 февр. 1896 назначен священником артиллерийского ведомства Московского военного округа. 14 авг. 1898, поручив воспитание четырех дочерей (старшей было 18, а младшей — 12 лет) двум доверенным лицам, он был пострижен в монашество с именем Серафим. В 1899 иером. Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и возведен в сан архимандрита. Еще будучи священником, он занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая явилась самым значительным трудом его жизни. Именно его дожидалась блаженная Паша Саровская, чтобы передать повеление прп. Серафима Саровского об открытии мощей. Используя свои связи в придворных кругах, архим. Серафим встретился с Императором Николаем II и передал Ему материалы о прп. Серафиме. Несмотря на сопротивление большинства синодалов Государь настоял на канонизации. Архим. Серафим входил в состав комиссии Св. Синода, которая освидетельствовала останки, а после прославления написал краткое житие прп. Серафима (а впоследствии и Акафист Святому). Его труды были оценены по достоинству, 14 февр. 1904 архим. Серафим был назначен настоятелем одного из семи ставропигиальных монастырей Русской Церкви — Воскресенского Ново-Иерусалимского, оставив о себе память реставрацией знаменитого Воскресенского собора. 28 апр. 1905 в Успенском соборе Московского Кремля митр. Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении епископов Трифона (кн. Туркестанова) и Серафима (Голубятникова) хиротонисан во еп. Сухумского. На Сухумской кафедре еп. Серафим пробыл недолго, и 3 февр. 1906 был переведен в Орел. Еп. Орловским и Севским прослужил до 1908. В это время владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, организовал в епархии приходские советы с возложением на них обязанностей церковной благотворительности. Начало епископского служения преосвященного Серафима совпало с началом смуты и возникновением монархического движения, в котором деятельное участие принял и еп. Серафим. Он стал членом PC, в 1907—1909 входил в состав Совета PC, а позднее был избран одним из 6 почетных членов PC. Был участником 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа). Участвовал владыка и в деятельности интеллектуального штаба монархистов Москвы Русского Мо-нархического Собрания. 16 сент. 1908 решением Св. Синода он был назначен еп. Кишиневским и Хотинским. Многими монархистами синодальное решение было воспринято, как ссылка, месть еп. Серафиму за открытое и активное участие в монархическом движении. Однако хотя Кишинев и был окраиной Империи, но еп. Серафим не порвал связей с монархистами. Он оставался еще некоторое время членом Совета PC. Как один из самых авторитетных и активных участников монархического движения был избран почетным председателем Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909), на котором возглавлял также отдел церковных вопросов, выступал с докладами о вероисповедных законопроектах и о православном приходе. В слове при закрытии поддержал прот. И. И. Восторгова и архим. Макария (Гневушева) и пожелал им объединить все монархические силы России. Кроме того, еп. Серафим был избран почетным членом Аккерманского отдела СРН. 21 дек. 1909, освящая хоругви Союза, владыка сказал, обращаясь к монархистам: «Вы взяли в руки хоругви в доказательство вашей надежды на одного Бога. Сзывайте же народ на мирную борьбу с распространившимся злом в Отечестве, на защиту веры православной, для объединения под сению храмов. И тогда он на своих могучих плечах высоко поднимет помазанника Божия, русского Царя. И снова воссияет сила русская, создавшая великое государство не многочисленным войском, не золотом, а единственно крепкой верою в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа». 16 мая 1912 возведен в сан архиепископа, а 20 марта 1914 назначен архиеп. Тверским и Кашинским. Февральская революция 1917 застала архиеп. Серафима в Петрограде. Вернувшись в Тверь, он узнал, что епархиальный съезд духовенства и мирян постановил удалить его из епархии «за строгое обращение с духовенством». С такой примерно формулировкой отправляли на покой всех архиереев-монархистов. Осенью 1917 постановлением съезда духовенства и мирян он был все-таки удален с кафедры, а после захвата власти большевиками местный Совдеп принял решение выслать владыку из пределов Тверской епархии. Архиеп. Серафим участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, возглавлял отдел «Монастыри и монашество». По окончании заседаний Собора 17 сент. 1918 он был возведен в сан митрополита с назначением на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Однако из-за сложившейся политической обстановки до к. 1920 он оставался за пределами своей епархии, пребывая в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой лавры. Попытка получить разрешение на поездку в Варшаву к своей пастве завершилась тем, что 12 сент. 1921 владыка был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. ЧК намеревалось отправить его в концлагерь под Архангельск. Хлопоты дочерей увенчались тем, что 16 янв. 1922 митрополит вышел на свободу. Однако чекисты вовсе не собирались отпускать его на волю. 25 апр. судебная коллегия ГПУ приговорила митр. Серафима к ссылке в Архангельскую обл. В Архангельске он пробыл до к. апр. 1923, а затем с разрешения ВЦИК переехал в Москву. Однако через год 16 апр. 1924 он был снова арестован секретным отделом ОГПУ, теперь ему поставили в вину организацию торжеств, связанных с канонизацией прп. Серафима Саровского. 8 мая Патриарх Тихон (Беллавин) подал в ОГПУ ходатайство об освобождении находившегося в Бутырской тюрьме престарелого и больного митр. Серафима, ручаясь за его лояльность к существующей власти. Но только в июле владыка был освобожден. В это время власти приказали живущим в Москве архиереям покинуть город. И святителю пришлось пережить новое испытание, настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря Александры (Троковская), избранию которой в игумений более 20 лет назад он поспособствовал, отказала изгнанному властями из Москвы владыке в пристанище. Митр. Серафима и его дочь монахиню Серафиму приняла игумения Арсения (Добронравова) в Воскресенский-Феодоровский женский монастырь, находившийся ок. г. Шуи. Митр. Серафим поддержал митр. Сергия (Страгородского), решением которого 23 февр. 1928 для умиротворения паствы и преодоления «иосифлянского» раскола был назначен управляющим Ленинградской епархией. Свою первую литургию совершил в Спасо-Преображенском соборе, который он часто посещал будучи гвардейским офицером и в котором 8 апр. 1879 состоялось его венчание. По вторникам в Знаменской церкви у Московского вокзала, где был придел Серафима Саровского, митрополит читал акафист преподобному. Читал наизусть, а после акафиста беседовал с народом. В родном городе он прослужил 5 лет и 14 окт. 1933 указом Синода был отправлен на покой. 24 окт. он совершил свою последнюю службу в Спасо-Преображенском соборе и вечером выехал в Москву. , В н. 1934 поселился под Москвой в д. Малаховка, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал поддачи. Глубокой осенью 1937 митр. Серафима арестовали. Ему было 84 года, и несколько последних дней он чувствовал себя совершенно больным. Чтобы отвезти его в Таганскую тюрьму, чекистам пришлось вызывать даже «скорую помощь». 7 дек. тройка НКВД постановила: митр. Серафима расстрелять. 11 дек. неподалеку от д. Бутово рядом с Москвой он принял мученический венец. Всю жизнь митр. Серафим боролся за чистоту Православия. Св. прав. Иоанн Кронштадтский незадолго до своей смерти, благословляя его в последний раз, сказал: «Я могу покойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген (Долганов) будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас и благословляю». Незадолго до своего последнего ареста митр. Серафим говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и православие снова восторжествует». А. Степанов Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. Далее читайте:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Первый всероссийский съезд русских людей (Всероссийский Съезд Русского Собрания), проходил в С.-Петербурге 8—12 февраля 1906 г. Второй Всероссийский Съезд Русских Людей, проходил в Москве 6—12 апреля 1906 г. Третий Всероссийский Съезд Русских Людей (Всероссийский Съезд Людей Земли Русской), проходил в Киеве 1—7 октября 1906 г. Четвертый всероссийский съезд объединенного русского народа (Всероссийский Съезд Русских Людей), проходил в Москве 26 апреля — 1 мая 1907. Сочинения:Адмирал П. В. Чичагов. Записки о событиях его жизни и времени Императора Павла I // Русская Старина. 1883. Т. 38; Дневник пребывания Императора Александра II в Дунайской армии 1877-1878. СПб., 1885; Изд. 2-е. 1887; Изд. 3-е. 1902; Репринт. СПб., 1995; Записки адмирала Чичагова (Павла Васильевича), заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал // Русская Старина. 1886. Т. 50-52; 1887. Т. 55; 1888. Т. 58—60; Что служит основанием каждой науки. М., 1890; М., 1996; Доблести русских воинов (Описание из прошлой войны. Описание отдельных солдатских подвигов 1877-1878). Вып. I-II. Изд. 3-е. СПб., 1891; М., 1996; Медицинские беседы. Ч. HI. М., 1892; Ч. III-IV. М, 1895; Репринт. М., 1999; Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 1896; Зосимова Пустынь во имя Смоленской Божией Матери. Летописный очерк. М., 1899; Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1912; Изд. 3-е. М, 1913; Житие прп. Серафима Саровского чудотворца. СПб., 1903; Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Изд. 2-е. СПб., 1903.; Репринт. М., 1996; Житие Евфимия, преподобного священно-архимандрита Суздальского чудотворца. СПб., 1904; Опыт возрождения приходской жизни в Орловской епархии // Прибавление к Ц.В. 1908. № 18-19; № 20; № 21; Слово преосв. Серафима пред панихидою в сороковой день кончины о. Иоанна Кронштадтского. Б.м. 1909; Слово, произнесенное Преосвященным Серафимом 21 дек. пред молебствием в соборе и благословением хоругвей СРН. Кишинев, 1909; Живое слово пастыря к народу. Проповеди. Кишинев, 1910; Слова, беседы и речи с епархиальной хроникой и его распоряжениями. 1908—1909. Кишинев, 1910; К вопросу о вероисповедальных проектах. К вопросу о православном приходе // Сб. Съезда Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1990. М., 1910; Слова и речи Преосвященного Серафима (Чичагова) ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом с приложением составленных им Летописного очерка Зосимовой Пустыни и Жития прп. Евфимия Суздальского чудотворца. Кишинев, 1911; Слова и речи, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом. Кишинев, 1911; О возрождении приходской жизни. Обращение к духовенству Тверской епархии. Пг., 1916; Доклад Отдела о монастырях и монашестве... Св. Собору Российской Православной Церкви. М., 1917; Резолюции его высокопреосвященства Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского к журналам Епархиального съезда 12—17 дек.. 1917. Тверь, 1918; Да будет воля Твоя. Сб. М.-СПб., 1993. Литература:Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеоп. и матер. к ним. Кн. 2. Тверь, 1996; Житие сщмч. Митрополита Серафима (Чичагова) (1856-1937). СПб., 1997; Орловская епархия в 1906-1908 при Преосвященном Епископе Серафиме (Чичагове). (С прил. его речей, докл. и писем). Кишинев, 1914; Пархомович И. М. Краткий очерк жизни и деятельности высокопреосвященного Серафима (Чичагова) архимандрита Кишиневского и Хотинского. Кишинев, 1913; Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. В 2 т. Т. 1. Репринт. М, 1993; Правые партии. 1905—1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998; Прощание Преосвященного Серафима с орловскою паствою и проводы его. Белев, 1908; Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сентября —4 октября 1909. М., 1910; Степанов А. Серафим (Чичагов Леонид Михайлович) // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Черная В. Митрополит Серафим (Чичагов) // Журнал Московской Патриархии. 1989. № 2; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 6. Erlangen, 1989.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |