Сепир Эдуард |
|
1884-1939 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эдуард СепирСепир (Sapir) Эдуард (26 января 1884, Лауэнбург, Померания, Германия – 4 февраля 1939, Нью-Хейвен, Коннектикут, США) – американский лингвист, культуролог и этнолог. Учился в Колумбийском университете. В аспирантуре под руководством Франца Боаса в 1904–1908 гг. изучал индейские языки США и Мексики: яна, пайуте и ряд других. С 1910 по 1925 Сепир заведовал антропологическим отделением Канадского национального музея в Оттаве, где сформировались культурологические положения его гипотезы. С 1925 по 1931 – профессор Чикагского университета. В 1929 Сепир предложил новую генеалогическую классификацию индейских языков Канады, США и Мексики, разделив их на 6 основных групп. В 1931 он возглавил им же созданную кафедру антропологии в Йельском университете, ставшем с тех пор признанным мировым центром этнологии, этнолингвистики и социальной антропологии. Работы Сепира оказали определяющее влияние на становление и развитие Копенгагенского лингвистического кружка. Сепир выдвинул предположение о функциональном взаимодействии языка, процесса познания и культуры, поскольку восприятие человеком окружающей действительности происходит в основном посредством речевой деятельности. «Культуру, – писал Сепир, – можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают». Сформулированные Сепиром постулаты и категории этнолингвистики позволяют описывать различия в поведенческих стереотипах людей – носителей разных языков, строить «языковую картину мира», соотносить ее с внелингвистической действительностью, исходя их допущения об автоматическом, бессознательном модусе владения языком. В своей наиболее известной книге «Язык» (1921, рус. пер. 1934) Сепир изложил основные положения американской структурной школы дескриптивной лингвистики и предложил новый вариант типологического описания языков (основанного на формальных критериях), на базе которого в 1949 возникла глоттохронология – новая область сравнительно-исторического языкознания, позволяющая определить скорость языковых изменений. Сепир ввел в описание языка ряд новых понятий и терминов, например, «фузия» – слияние рядом стоящих морфем, «дрейф» – основополагающая тенденция, предопределяющая направление языковых изменений. Концепция лингвистической относительности в общих чертах совпадает с неогумбольдтианской языковой картиной мира. Многие лингвистические вопросы, напр. о психологической реальности фонемы, Сепир рассматривал в философском контексте. Л.Н. Александрова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 524.
Сепир (Sapir) Эдвард (1884-1939) - американский антрополог, лингвист и психолингвист. Биография. Родился в Германии, откуда семья эмигрировала в 1889 г. в США, образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904; магистр, 1905) и Пенсильванском (1908-1909) университетах (доктор, 1909). Работал с 1907 по 1908 г. научным ассистентом антропологии в Калифорнийском университете Беркли, с 1909 по 1910 г. преподавал антропологию в Пенсильванском университете, с 1910 по 1925 г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925 по 1931 г. Сепир — ассоциированный профессор социологии и антропологии Чикагского университета, с 1927 г. — полный профессор антропологии и общей лингвистики, с 1931 г. — профессор Университета Джейл, здесь работал в Институте человеческих отношений, г. Нью-Хейвен. С 1931 г. — соредактор журнала Journal of Social Psychology. Президент Лингвистического общества Америки (1931) и Антропологического общества Америки (1938). Исследования. Большое влияние на Сепира оказал Ф. Боас, основатель американской культурной антропологии, разработавший метод детального изучения обычаев и языка традиционных обществ и развивавший учение об относительности морально-оценочных критериев, используемых в различных культурах. Работая в Калифорнийском университете Беркли над исследованием индейских диалектов и исходя из постулата о возможности изучения языка только в общем контексте культуры, Сепир пришел к выводу, что различия в языке связаны — через построение особенной картины мира — с качественными различиями в индивидуальном мышлении носителей этого языка. В частности, Сепир показал, что обозначения цветов, связанные с практической деятельностью представителей разных народностей, влияют на организацию простейших форм перцептивной деятельности: культурно-специфический набор слов, обозначающих цвета, обусловливает само восприятие цветов, умение их различать и классифицировать (Conceptual categories in primitive languages // Science. 1927. V. 74). Тем самым была дана общая формулировка «теории лингвистической относительности», которую конкретизировал и придал ей законченное выражение и большую категоричность (картина воспринимаемого мира зависит от национального языка) его ученик Б. Уорф (1897- 1941). Данная теория задавала вполне определенные методологические ориентиры для анализа психологических явлений. В соответствии с этими ориентирами решение вопроса о детерминантах, обусловливающих процессы мышления и поведения человека, более склонялось в пользу не биологических, а социальных детерминант. Не биология человека, в частности его расовая принадлежность, влияет на вариативность психодиагностических данных, касающихся уровня интеллекта, а прежде всего те мыслительные операции, которые он освоил в условиях своего воспитания в той или иной культурной среде. В дальнейшем эта теория, прежде всего в интерпретации Б. Уорфа, была подвергнута критике, в которой было показано, что различия между языками существуют не на глубинном уровне, а на поверхностном, и, кроме того, отношения между языком и восприятием достаточно сложны и многократно опосредствованы (Э. Леннеберг). В 1920-х гг. Сепир изучал явления фонетического символизма с помощью искусственных слов. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 522. Сочинения: Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993; Положение лингвистики как науки // История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М., 1965. Ч. 2; Language and environment // American Antropologist. 1912. № 5; Language. An Introduction to the Study of Speech. N. Y., 1921, в рус. пер.: Язык. Введение в изучение речи. М.; Л., 1934; Cultural anthropology and psychiatry // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1932. Vol. 27; Grading. A study of semantics // Philosophy of Science. 1944. V. 11. Литература: Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. 1; Слобин Д., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель). Сочинения:Selected Wrightings of Edward Sapir in Language, Culture and Personality, 1949; Язык. M., 1934; Избр. труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. Литература:Васильев С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. К., 1974. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. 1; Слобин Д., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |