Сенгор Леопольд Седар |
|
р. 1906 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Леопольд Седар СенгорСенгор (Senghor) Леопольд Седар (р. 9.10.1906, Жоаль, Сенегал), государственный деятель Сенегала, философ, поэт. Сенгор — один из создателей негритюда. По Сенгору, негро-африканской личности (в отличие от эллинско-европейской) присущи особые чувства интуиции, сопереживания, образности и ритмики (формула: «эмоция принадлежит негру, а разум — эллину»), и потому негро-африканская и эллино-европейская культуры принципиально различны. Позднее Сенгор отошёл от субъективистских крайностей негритюда, рассматривая «африканизм» как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром. В утверждении культурной независимости Африки Сенгор видит основу её самоопределения и в других сферах, но при этом выступает и за синтез африканских культурных ценностей с научно-техническими ценностями западной цивилизации. Эти взгляды подвергались критике за преувеличение роли субъективных и ценностных факторов, за несостоятельность расового распределения ценностей, за ограниченность «культурной критики» неоколониализма. Сенгор подчёркивает также специфику социального развития Африки, пытается обосновать возможность особого реформистского «африканского социализма». По Сенгору, формы распределения и труда, присущие традиционной общине, носят солидаристский характер и тем самым, исключив классовые конфликты и эксплуатацию, могут стать основой для создания гармонических отношений в масштабах всего общества. Сенгор пытается показать также особый солидаристский характер африканской демократии, государства и партии. Не принимая марксизма в целом — материалистического понимания истории, учения о классовой борьбе, Сенгор пытается эклектически соединить некоторые его принципы (гуманизм, всестороннее развитие личности) с теорией «африканского социализма». Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сенгор (Senghor), Леопольд Седар (p. 9.X.1906) - государственный деятель Сенегала, социолог и поэт. Доктор наук Парижского, Страсбурского и других университетов. Родился в местечке Жоаль. Учился сначала в Сенегале, затем во Франции. В 1933 году окончил филологический факультет Сорбонны, в 1935 году первым из африканцев получил ученое звание «агреже» по классической филологии и французской лингвистике. В 1935-1944 годы преподавал французскую грамматику в лицеях Франции (с перерывом: в 1939-1940 годы служил во французской армии, в 1940-1942 годы был в немецком плену). В 1944-1958 годы руководил кафедрой африканских языков и цивилизации в «Школе Заморской Франции». В 1936-1948 годы - член Французской социалистической партии (СФИО). Выйдя из СФИО, в 1948 году основал новую партию - Демократический блок Сенегала, на базе которой создал в 1959 году партию Прогрессивный союз Сенегала и стал ее генеральным секретарем. Депутат Учредительного собрания (1945, 1946) и Национального собрания (1946-1958) Франции от Сенегала, Национального собрания Сенегала (1959). Статс-секретарь во французском правительстве Э. Фора (1955-1956), министр-советник французского правительства по вопросам культуры, образования, правосудия (1959-1960). 4 апреля 1959 года - 20 августа 1960 года - председатель Федеральной ассамблеи Федерации Мали. После распада Федерации Сенгор - первый президент Республики Сенегал (с 5 сентября 1960 года, переизбран в 1963 и в 1968 годы). С декабря 1962 года - одновременно глава правительства. Сенгор - один из теоретиков «африканского социализма» и создателей теории «негритюда» (особого характера цивилизации и культуры африканских народов). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969. Сочинения: Anthologie de la nouvelle poésie nègre et malgache de langue française..., P., 1948; Nation et voie africaine du socialisme, P., 1961; On African socialism, N. Y.-L., (1964); Песнь ночи и солнца, пер. с франц., (М., 1965).
Сочинения:Nation et voie africaine du socialisme, P., E1961]; Nigritude et humanisme, P., 1964; On African socialism, N. Υ.— L., 1964; Prose and poetry, L., 1965; в рус. пер.— Песнь ночи и солнца, М., 1965. Литература:Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеология и проблемы культуры, М., 1972; M a p т ы ш и н О. В., Социализм и национализм в Африке, М., 1972; Мосейко А. Н., «Негритюд» и совр. философско-эстетич. и теоретико-лит. борьба в странах Тропич. Африки, в кн.: Теории, школы, концепции. Художеств. процесс и идеологич. борьба, М., 1975.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |